Libera me Domine

Послезавтра в филармонии прозвучит ?Реквием? Джузеппе Верди.

Libera me Domine - Фото 1

 

Послезавтра в филармонии прозвучит ?Реквием? Джузеппе Верди.

 

 

В Свердловской филармониирешили сменить концертную политику.От ?случайных? ? с кем смогут договориться концертов зарубежных звезд ? перешли к постоянному сотрудничеству с концертными организациями и фондами. Первой ласточкой новой политики станет концерт 10 июня, где ?Реквием? Джузеппе Верди исполнят оркестр филармонии и хор Оперного театра под управлением приглашенного дирижера Марка Лейкока. Появление последнего на сцене филармонии ? как раз результат первых шажков в новых отношениях нашей филармонии и мировой симфонической сцены. Проект был осуществлен благодаря поддержке фонда ?SoliDeoGloria?, который занимается продвижением духовной классической музыки. Наш оркестр порекомендовал фонду Боб Джонс ? вице-президент по вопросам культуры Кеннеди-центра. А фонд, в свою очередь, спонсировал проект и предложил нам своего дирижера. Результаты этого сотрудничества мы и услышим послезавтра.

 

Реквием (по начальному слову латинского текста "Requiemaeternamdonaeis - Domine" ? "Вечный покой даруй им, Господи"), заупокойная месса ? жанр трагический, монументальный. Если элегии ?на смерть N? и так далее пишутся, как правило, молодыми поэтами,которых трагизм притягивает по неопытности, то ?реквием? ? это как правило произведение зрелого поэта или композитора. Несмотря на ?заупокойную? тему ? это вовсе не обязательно ? скорбная музыка. Реквием ? это молитва о покое: ?Libera me Domine?. Освободи меня, Господи.

К теме реквиема обращались многие композиторы. Существуют канонические и модернистские версии Бриттена, Берлиоза, Листа, Брукнера, Дворжака, Верди. Самые известные ? реквиемы Моцарта и Верди.

 

Libera me Domine - Фото 2В творчестве Джузеппе Верди, оперного композитора, его ?Реквием? стоит особняком. Это единственное его симфоническое произведение, ставшее столь же популярным, как и 26 его опер. История его создания длинна и легендарна. Первоначально, Верди планировал посвятить ?Реквием? Россини, скончавшемуся в 1868 году. "Хотя меня и не связывала с ним очень тесная дружба, я оплакиваю вместе со всеми потерю этого великого артиста, ? писал Верди. ? В мире угасло великое имя! Это было имя самое популярное в нашу эпоху, известность самая широкая ? и это была слава Италии!" Уже четыре дня спустя после смерти Россини Верди предлагает тщательно разработанный проект увековечения его памяти: "Я предложил бы наиболее уважаемым итальянским композиторам... объединиться с целью написать траурную мессу, которую исполнили бы в годовщину смерти Россини?. Все части произведения были распределены между 12 композиторами. Верди досталась последняя часть Liberame. Но уже через год композитор объявил, что сам напишет весь реквием. В том же 1868 году состоялась долгожданная встреча Верди с другим, не менее знаменитым, чем Россини, современником ? писателем Алессандро Мандзони. Еще 16-летним юношей Верди прочел роман "Обрученные". "Это величайшая книга нашей эпохи, и одна из самых великих книг, созданных человеческим умом. И это не только книга, это утешение для человечества", - писал Верди. Композитор боготворил Мандзони, называл его "великим поэтом", "великим гражданином", "святым человеком", "славой Италии".

Libera me Domine - Фото 3Узнав о смерти Мандзони (22 мая 1873 года), Верди не поехал в Милан, сказав: "у меня не хватает мужества присутствовать на его похоронах", но уже на следующий день принял решение посвятить "Реквием" именно ему. Лучшие певцы должны были исполнить эту вещь в Милане в годовщину смерти Мандзони.

 

Еле слышный шепот хора, на фоне которого звучит квартет солистов. Шепот переходит в грозную часть ?День гнева? (Diesirae), рисующую картины Страшного суда. Потом ? неторопливые светлые части, и, наконец ? развернутый финал ?Освободи меня?. Напряженное хора, дуэт хора и сопрано, наконец финальная фуга. Реквием полон драматизма, который только больше усиливается латинским текстом. Латынь ? наверное, самый мелодичный язык. В нем срывается чеканный ритм смягчаемый магической аллитерацией. Когда звучит латынь, слышишь не столько хор или сольный голос, но шум веков, античная культура, христианская ? они словно сконцентрированы вэтих строчках. Requiem aeternam dona eis, Domine

Артем ШАТУНОВ

 

Фото: Арсения Мазуренко

Просмотров: 2791

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Павел Пивоваров, политтехнолог:

«Здесь мало, что есть, но мы есть. Дождь для нас»

пятница, 29 марта

Сегодня

+8
+8
+8
+8
Днем
+1
+1
Вечером