Это было самое суперсовременное здание за 300 тысяч рублей. JustMedia.ru узнал историю Екатеринбургского оперного театра и нашел раритетные фото

История создания первых оперных труп в городе началась задолго до возведения театра.

Это было самое суперсовременное здание за 300 тысяч рублей. JustMedia.ru узнал историю Екатеринбургского оперного театра и нашел раритетные фото  - Фото 1
ArtOleg, 1723.ru

JustMedia.ru продолжает рассказывать об интересных памятниках архитектуры и истории в столице Урала. Сегодня в JUSTHISTORY речь пойдет об одном из самых любимых объектов — Екатеринбургском театре оперы и балета. Именно здесь в первом сезоне зрителям представили 37 опер, а Майя Плисецкая впервые исполнила «Умирающего лебедя».

 

Любовь к театру и опере зародилась у екатеринбуржцев задолго до появления в городе первых культурных сооружений. В 1843 году в столицу Урала приехал известный антрепренер Петр Соколов со своей труппой, в которую входили 16 актеров и оркестр из восьми музыкантов с капельмейстером. Именно он познакомил тогда еще неискушенную публику со всеми известными жанрами — от водевилей до опер. Для постановок он снимал помещение цейхгауза Александровского горного госпиталя на Воеводина, 5.

 

 

Это было самое суперсовременное здание за 300 тысяч рублей. JustMedia.ru узнал историю Екатеринбургского оперного театра и нашел раритетные фото  - Фото 2
                                                        Пожарные учения, 1913 год  (ФОТО: ArtOleg, 1723.ru)
 
«По первому объявлению, когда устраивалось еще театральное здание, все места, заменяющие ложи, ценою по 75 к. серебром и все кресла, кроме последних двух рядов, были уже абонированы, так что за последнюю неделю до первого представления в счет абонемента невозможно было купить места в остальных последних рядах. Такое явление в истории театра кажется очень удивительным, особенно в провинции. К чему отнести такую жажду видеть представления? Не зная ни трупы, ни достоинств играемых г. Соколовым пиес, абонировать почти весь театр на всю зиму — удивительно», — писал добровольный корреспондент столичного театрального журнала «Репертуар и Пантеон» местный житель Э. Сибиряков.

 

Это было самое суперсовременное здание за 300 тысяч рублей. JustMedia.ru узнал историю Екатеринбургского оперного театра и нашел раритетные фото  - Фото 3
 

Видя такой небывалый интерес к постановкам Соколова, начальник Главного горного управления Владимир Глинка решил, что городу нужен настоящий театр. На средства промышленников и купцов по проекту архитектора Турского к концу октября 1847 года был построен первый каменный городской театр (сегодня кинотеатр «Колизей») на 625 мест. Антреприза Петра Соколова продолжалась около 15-и лет — до момента его разорения в 1857 году.

 

 

Это было самое суперсовременное здание за 300 тысяч рублей. JustMedia.ru узнал историю Екатеринбургского оперного театра и нашел раритетные фото  - Фото 4
Первый каменный городской театр  (ФОТО: ArtOleg, 1723.ru)
 

С годами публика становилась все требовательней, ее не удовлетворял легковесный репертуар, предлагаемый театральными антрепренерами. С начала 1970-х в городе сформировался любительский кружок, участники которого исполняли оперную и концертную музыку.

 

В 1874 кружковеды подготовили с участием известной оперной певицы Дарьи Леоновой, которая совершала кругосветное турне, очень сложный спектакль — оперу Джузеппе Верди «Трубадур». Постановка имела невероятный успех. В дальнейшем участники кружка ставили две-три сложные даже для профессиональных исполнителей оперы в год. Среди них: «Князь Игорь» Бородина, «Садко» и «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Тангейзер» Вагнера. Основным исполнителем многих партий был уроженец Урала Петр Давыдов — выпускник Петербургской консерватории. Именно его в 1911 году избрали председателем Екатеринбургской театральной дирекции строящегося оперного театра. 

 

 

Это было самое суперсовременное здание за 300 тысяч рублей. JustMedia.ru узнал историю Екатеринбургского оперного театра и нашел раритетные фото  - Фото 5
Это было самое суперсовременное здание за 300 тысяч рублей. JustMedia.ru узнал историю Екатеринбургского оперного театра и нашел раритетные фото  - Фото 6
Стоительство оперного театра (ФОТО: ArtOleg, 1723.ru)

 

В 1879 году известный антрепренер Петр Медведев привез в Екатеринбург на целый сезон первую профессиональную труппу. В 1887 году в городе побывала оперная труппа Любимова с репертуаром из 10-и опер. Начиная с 1896 оперные сезоны стали повторяться.

 

В октябре 1900 года открылся деревянный Верх-Исетский театр с залом на 1100 мест. Именно этот объект с 1904 года сдавался под оперные постановки. В этом же году свои двери открыл дом Маклецкого на 500 мест (ныне музыкальное училище Петра Чайковского).

 

Это было самое суперсовременное здание за 300 тысяч рублей. JustMedia.ru узнал историю Екатеринбургского оперного театра и нашел раритетные фото  - Фото 7
Это было самое суперсовременное здание за 300 тысяч рублей. JustMedia.ru узнал историю Екатеринбургского оперного театра и нашел раритетные фото  - Фото 8
                           Стороительство оперного театра    ФОТО: ArtOleg, 1723.ru                            

 

Параллельно с этой площадкой были и так называемые вокзалы (вокальные залы) у Харитоновых, Злоказовых и в домах других известных купцов. На вокзалах выступали музыкальные кружки, участниками которых были в основном представители интеллигенции — врачи, учителя, инженеры, имеющие музыкальное образование.

 

Екатеринбуржцы обожали оперу, однако существовавший деревянный Верх-Исетский театр быстро устарел для таких постановок: в пожароопасном здании была слишком маленькая оркестровая яма, бедны и малочисленны артистические уборные и подсобные помещения.

 

Это было самое суперсовременное здание за 300 тысяч рублей. JustMedia.ru узнал историю Екатеринбургского оперного театра и нашел раритетные фото  - Фото 9
На фасаде здания фигуры трех муз искусств — Талии, Мельпомены и Терпсихоры 

 

Горожане хотели приспособленный для оперных спектаклей театр, поэтому они добились от городской думы разрешения на добровольное самообложение 10% сбором при покупке всех билетов на зрелищные мероприятия. Именно эти средства позволили начать строительство оперного театра.

 

Было несколько вариантов для размещения нового театра, в том числе в Историческом сквере. Также были предложения сделать пристрой к «Колизею». В итоге выбрали Щелковскую (в последствии Дровяную) площадь, где торговали досками и дровами, а в летнее время работал первый в городе деревянный цирк-шапито. Чуть позже площадь стала называться Театральной, а потом была переименована в площадь Парижской Коммуны.

 

Это было самое суперсовременное здание за 300 тысяч рублей. JustMedia.ru узнал историю Екатеринбургского оперного театра и нашел раритетные фото  - Фото 10
                                                                  Владимир Семенов

 

На всю страну был объявлен конкурс на лучший проект театра. Поступило 20 работ. 16 из них сразу отмели. Выиграл проект в стиле модерн известного градостроителя из Пятигорска Владимира Семенова под девизом Светлана, получив приз в размере 1500 рублей. Из трех оставшихся работ были выкуплены различные части проекта.

 

Однако Семенов только один раз приехал в столицу Урала в 1903 году, чтобы посмотреть место для строительства: какие тут грунтовые воды, необходим ли дренаж. В 1910 он уехал в Лондон на стажировку до 1912 года, но к нам так больше и не приезжал.

 

 

Это было самое суперсовременное здание за 300 тысяч рублей. JustMedia.ru узнал историю Екатеринбургского оперного театра и нашел раритетные фото  - Фото 11
                                          Закладка первого камня будущего оперного театра

 

Началу строительства театра помешала Русско-японская война 1904-1905 годов и революция. Возводить объект начали только в 1910 году. 20 июня в день закладки первого камня служители кафедрального собора в честь Святой Екатерины совершили водосвятный молебен.

 

Реализатором проекта и его соархитектором стал Константин Бабыкин. Известный архитектор сделал театр не таким строгим, как он задумывался изначально, привнес в проект элементы барокко, ренессанса — украшения, лепнину. Он же предложил разместить на фасаде здания фигуры трех муз искусств — Талию с нотной книгой, Мельпомену с горящим факелом в руке и Терпсихору с лирой. Строили здание театра два года. Все в нем было по последнему слову техники. Оперный стал первым зрелищным объектом, при строительстве которого использовали железобетон.

 

Это было самое суперсовременное здание за 300 тысяч рублей. JustMedia.ru узнал историю Екатеринбургского оперного театра и нашел раритетные фото  - Фото 12
ФОТО: ArtOleg, 1723.ru

Строительство объекта обошлось казне в 300 тысяч рублей. Это была колоссальная по тем временам сумма, составлявшая примерно треть городского бюджета. Помимо бюджетных денег на возведение объекта собирались народные пожертвования, в том числе от золотопромышленников и горнозаводчиков.

 

Это было самое суперсовременное здание за 300 тысяч рублей. JustMedia.ru узнал историю Екатеринбургского оперного театра и нашел раритетные фото  - Фото 13
                        Афиша первого театрального сезона 

 

Театр открылся в субботу, 29 сентября 1912 года (по-новому стилю — 12 октября) оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя». В музее театра до сих пор сохранилась первая афиша, где указаны спектакли и актеры. Фамилии у них были уникальными: Алтайский-Ященко, Кипаренко-Доманский, Боброва-Пфейер, Девос-Соболева. Но, конечно, были и самые распространенные в нашей стране фамилии: Иванов, Петров, Сидоров.

 

Это было самое суперсовременное здание за 300 тысяч рублей. JustMedia.ru узнал историю Екатеринбургского оперного театра и нашел раритетные фото  - Фото 14
             Боброва-Пфейфер (колоратурное сопрано)

 

В первом сезоне (раньше сезоны длились всего пять месяцев — прим. ред.) зрителям представили 37 опер из отечественной и мировой классики. Некоторые театральные критики до сих пор не верят в это и называют постановки халтурой. Разумеется, что это было не так. Балет появился в театре только спустя два года после открытия — в 1914 году. Первой постановкой стала «Волшебная флейта» Рикардо Дриго.

 

Это было самое суперсовременное здание за 300 тысяч рублей. JustMedia.ru узнал историю Екатеринбургского оперного театра и нашел раритетные фото  - Фото 15
                    Главный дирижер театра Сильвио Барбини и главный режиссер Альтшуллер

 

Директором театра в течение первых двух сезонов, как уже говорилось выше, был владелец кирпичного завода Петр Давыдов. Помимо того, что он был бизнесменом, Петр Феофанович заседал в гордуме, был певцом, участником музыкального кружка. Когда в 1914 году к нам приезжала передвижная итальянская опера, то он участвовал в некоторых их постановках. И это при том, что все они были на итальянском языке. Первым главным дирижером театра стал итальянец Сильвио Барбини. В первом сезоне под его руководством были поставлены 25 опер. Он был приглашен и на второй сезон, но, к сожалению, уже в 1913 году он умер от сердечного приступа по дороге из театра на улице Мамина-Сибиряка.

 

Это было самое суперсовременное здание за 300 тысяч рублей. JustMedia.ru узнал историю Екатеринбургского оперного театра и нашел раритетные фото  - Фото 16Это было самое суперсовременное здание за 300 тысяч рублей. JustMedia.ru узнал историю Екатеринбургского оперного театра и нашел раритетные фото  - Фото 17

    Бес – М. Сокольский (Черевички» Петра Чайковского)

            Педро – А. Борисенко («Долина» Э. Д`Альбера)

 

Певцов для театра отбирали очень строго. Важно было знать весь репертуар театра, поэтому собеседования с претендентами проходили следующим образом:

 

—Да, вы красивы, молоды, а что вы поете?

—Ленского, начал учить Альфреда.

—Извините, но вы нам не подходите. Голос замечательный, но нужно войти сразу в весь репертуар.

 

Это было самое суперсовременное здание за 300 тысяч рублей. JustMedia.ru узнал историю Екатеринбургского оперного театра и нашел раритетные фото  - Фото 18Это было самое суперсовременное здание за 300 тысяч рублей. JustMedia.ru узнал историю Екатеринбургского оперного театра и нашел раритетные фото  - Фото 19

Фатьма Мухтарова в образе Далилы («Самсон и Далила» К. Сен-Санса) и Кармен («Кармен» Ж. Бизе)

 

«Солистка театра Фатьма Саттаровна Мухтарова обладала потрясающими данными: хороший голос, шоколадного цвета кожа, огромные сине-черные глаза, вьющиеся волосы и потрясающий темперамент. Чтобы ее укротить и поставить «Кармен», режиссеру Боголюбову пришлось сделать ее сорежиссером спектакля. После этого ситуация резко изменилась. Например, если актеры отказывались что-то выполнять на сцене, то она показывала, как это надо делать на собственном примере. И после этого уже никто не отказывался. Ее отец-перс умер рано. Отчим заставлял ходить с шарманкой по улицам Саратова и петь. Именно на улице ее и увидел профессор консерватории, которую она впоследствии окончила», —рассказывают в театре.

 

Если на голос и знание репертуара обращалось пристальное внимание, то про декорации и в целом оформление не то, чтобы забывали, но это был второстепенный вопрос.

 

Это было самое суперсовременное здание за 300 тысяч рублей. JustMedia.ru узнал историю Екатеринбургского оперного театра и нашел раритетные фото  - Фото 20

                                         «Лоэнгрин», сцена второго акта

 

Так, художник Иван Белкин рисовал не на конкретный спектакль. У него было задание — нарисовать в сезон 14 тысяч квадратных метров декораций. Конечно, была какая-то мебель предметы, реквизит, но все они переходили из спектакля в спектакль. Сегодня этот предмет используется в «Риголетто», завтра его накрыли чем-нибудь, и он уже в «Травиате».

 

Это было самое суперсовременное здание за 300 тысяч рублей. JustMedia.ru узнал историю Екатеринбургского оперного театра и нашел раритетные фото  - Фото 21
                                                                1930-е годы  (ФОТО: ArtOleg, 1723.ru)

 

Со временем к оформлению сцены стали подходить более детально. Так, художник А. Дубровин на крошечных эскизах, чем очень удивлял иностранных гостей, умудрялся максимально проработать целый спектакль. На каждый акт у него было всего по одной картинке.

 

Это было самое суперсовременное здание за 300 тысяч рублей. JustMedia.ru узнал историю Екатеринбургского оперного театра и нашел раритетные фото  - Фото 22
                                                                     Эскиз Дубровина

 

Изменилось со временем и отношение к внешним данным актеров. Правда, исключение делались только для самых-самых.

 

«Давид Аграновский был очень маленького роста, поэтому всегда ходил на каблуках. Но ни одна вагнеровская опера без него не проходила. Он обладал необыкновенным драматическим тенором. Сегодня такого в театре не хватает. Именно поэтому некоторые спектакли для нас сегодня закрыты. Например, «Аида». Кто будет петь партию Радамеса?», — отмечают в театре.

 

Это было самое суперсовременное здание за 300 тысяч рублей. JustMedia.ru узнал историю Екатеринбургского оперного театра и нашел раритетные фото  - Фото 23
                                                                  Давид Аграновский 

 

В 1919 театр получил имя А.В Луначарского, который побывал в столице Урала четыре раза. В 1923 году получил статут государственного. В 1962 году театр был награжден орденом Трудового Красного Знамени, с 1966 года — носит звание академического.

 

Единственный период, когда в театре не было оперных постановок, длился с июля 1918 до весны 1919 года. В это время здесь работала посредственная драматическая труппа, а в подвале размещался кафе-шантан «Погребок». Музыкальная жизнь города ограничивалась так называемыми «патриотическими концертами», которые устраивал некий экзотический принц Риза-Кули-Мирза, полковник белой армии. Любителям оперы пришлось довольствоваться несколькими случайными спектаклям, в которых участвовали оказавшиеся в ту пору в городе певцы и музыканты.

 

 

Это было самое суперсовременное здание за 300 тысяч рублей. JustMedia.ru узнал историю Екатеринбургского оперного театра и нашел раритетные фото  - Фото 24
                                                             «Тихий дон», сцена второго акта

 

В годы Великой Отечественной войны часть коллектива ушла на фронт, оставшиеся работали без выходных. По понедельникам всегда были концерты в фонд обороны, в которых участвовали даже Майя Плисецкая. 15-летняя Майя Плисецкая находилась с родственниками в эвакуации в нашем городе с 1941 по 1943 годы. Именно на сцене нашего оперного она впервые выступила с «Умирающим лебедем», и именно этим номером она всегда закрывала свои выступления в нашем театре.  

 

 

Это было самое суперсовременное здание за 300 тысяч рублей. JustMedia.ru узнал историю Екатеринбургского оперного театра и нашел раритетные фото  - Фото 25

 

В годы войны театр много и плодотворно работал над русской оперной классикой, отдавая предпочтение произведениям с ярко выраженным национальным колоритом (Майская ночь», «Снегурочка», операм исторического и героического плана таким как «Руслан и Людмила», «Псковитянка». Были поставлены новые спектакли «Пиковая дама» и «Дубровский».

 

Всего за время военных лет здесь были поставлены 26 опер и балетов, дано более 4000 спектаклей. В фонд обороны от театра поступило полтора миллиона рублей, также на собранные средства были приобретены три танка. Первые гастроли театра после войны состоялись в 1958 году.

 

Театр всегда славился высоким уровнем. Здесь начинали многие звезды. Потом, конечно, многие из них уезжали от нас в Москву, Санкт-Петербург или заграницу. Например, Андрей Григорьев, который был солистом у нас с 1990 по 1995 год теперь поет в Большом театре.

 

Это было самое суперсовременное здание за 300 тысяч рублей. JustMedia.ru узнал историю Екатеринбургского оперного театра и нашел раритетные фото  - Фото 26
Это было самое суперсовременное здание за 300 тысяч рублей. JustMedia.ru узнал историю Екатеринбургского оперного театра и нашел раритетные фото  - Фото 27
                    Реконструкция театра 1981-1982 годы (ФОТО: ArtOleg, 1723.ru)

 

Среди известных театров России наш самый компактный — всего на 914 мест, уютный и скромный. Так, впервые лепнина в театре была покрыта сусальным золотом, а не бронзовой краской, которая тускнела, только во время ельцинской реконструкции. Но что всегда отличало наш оперный — это уникальная акустика. Уральцы, как и сто лет назад, очень любят наш театр. У него даже были свои прозвища. В одно время его называли «Белый лебедь» или «Белый торт».

 

Это было самое суперсовременное здание за 300 тысяч рублей. JustMedia.ru узнал историю Екатеринбургского оперного театра и нашел раритетные фото  - Фото 28

 

При подготовке статьи были использованы материалы книги С. Эбергардт, В. Порска «Наш оперный. Воспоминания впечатления летопись 1912-1981 годов».

 

ФОТОРЕПОРТАЖ из музея Екатеринбургского театра оперы и балета смотрите здесь: 

 

Об элитных особняках градоначальников, построенных в XIX веке, читайте здесь:  о дерявянных памятниках Екатеринбурга здесь:  о старых екатеринбургских типографиях здесь:  об особняках бизнес-элиты здесь:  о других уникальных объектах города, а том числе памятниках конструктивизма здесь:здесь: и здесь:

 

Просмотров: 17340

Автор:

Фотограф: Владислав Бурнашев

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости