Репортаж с екатеринбургской «Ночи музеев» с 15 на 16 мая.
Корреспондент JustMedia провел бессонную ночь. Всему виной — тяга к прекрасному. Свои впечатления он изложил ниже.
Как «Гамаюн» пробудил культурную тягу
«Ночь музеев» началась у вашего покорного слуги и его спутницы — екатеринбургской писательницы Ирины Афанасьевой согласно русским интеллигентским традициям — под забором. Центр народных ремесел «Гамаюн» предлагал нам войти за 50 рублей. Пока мы у забора деревянного домика строили финансовые подсчеты, на горизонте появилась женщина с пластиковыми стаканами. При ближайшем рассмотрении в них оказалась водка.
«Знакомьтесь, известная художница Тамара Воробьева,— объявила моя спутница.— У Тамары очень интересные картины, сложенные из камней».
Госпожа Воробьева, моложавая, улыбчивая женщина, судя по «горячительному» знакомству, оказалась настоящей художницей. Решено: Ирина уходит с подругой Тамарой в «Гамаюн», а у меня появляется новая спутница — Ева, дочь художницы.
Огонь, вода, вино — все стихии
«У меня по маминой линии все предки творческие,— заявляет девушка, когда мы направляемся к Плотинке.— А я не хочу заниматься рисунком. Вот выучусь в школе — поеду в Питер поступать на фотографа».
В Историческом сквере города большое скопление людей. Несмотря на обилие стражей порядка, следы административных правонарушений здесь тоже в изобилии — емкости от пива разбросаны повсеместно.
«Мы тоже сегодня выпиваем — вино в мастерской,— говорит юная Ева.— Поэтому в музеи не пойду — мне и в «Гамаюне» хорошо. Только мама в мастерскую заходит, делаю вид, что я к бутылке с вином отношения не имею. Ого, сколько народу…».
Ева показывает на толпу в уголке Плотинки, ближе к проспекту Ленина. Здесь под чутким присмотром пожарных и почему-то реанимации проходит чемпионат по файер-шоу. Зрелище собрало несколько сотен екатеринбуржцев. Это вам не ежедневные выступления любителей у городского Камня — все намного профессиональнее и агрессивнее.
«Над чем сейчас мама работает, точно не знаю,— просвещает меня Ева, пока мы вертим головой, едва успевая следить траекторию крутящихся огненных шаров.— Видела, что готовит серию картин маслом про апельсины. На каждом рисунке эти цитрусовые оказываются в самых неожиданных местах».
А вот и Ирина со своим вердиктом о «Гамаюне»: «На выставке не увидела ничего особенного. Разве что на заднем дворике любой может нарисовать какую-нибудь картинку, которую тут же вклеивают в здоровенный коллаж. Смешно получается: чтобы заняться коллективным творчеством, нужно сначала заплатить за вход. Наша «Ночь музеев» уходит корнями в Европу, но там все музеи 18 мая работают бесплатно. Теперь давай, чтобы сгладить впечатление, пойдем в музей изобразительных искусств. Ева, чао!».
О кокаине, чертях и голой бабе
Несколько экономных екатеринбуржцев прижались к окну музея на Плотинке. Мы же входим внутрь и обнаруживаем в центральной зале художника, который создает картины из песка. Дивимся быстроте и уверенности пальцев творца: за полминуты он создает то портрет девушки, то южный пейзаж, то вид на екатеринбургский цирк из окна автомобиля. Вот в чьих руках белый песок приобретает ценность кокаина! Картину из песка невозможно продать, можно лишь уловить мгновения прекрасного, и это здорово и ново. Пара сотен зрителей перед специальным монитором, выводящим изображение на рабочем столе художника, тоже так считает.
Помимо обычных выставок музея, в «Ночь» здесь расположились картины Серова, Кустодиева и Васнецова. Даже «Витязь на распутье» в уголке висит.
В зале европейской живописи, где на картинах изобилуют полуобнаженные торсы, интересуемся большой картиной Каспара Крайера «Страшный суд». Замечаем в левом углу мускулистого черта, который омоновским захватом валит на землю грешника.
—Ты картины успел посмотреть?— спрашиваю дежурившего в зале военного. Парень от музейной скуки уткнулся в мобильный.
—Конечно, давно уже здесь сижу,— отвечает служивый.— Здесь все наши охраняют — студенты института военного образования и безопасности. Я все эти картины посмотрел и анекдот вспомнил: «Вы арестованы, можете хранить молчание; все, что вы скажете, может быть использовано против вас в суде. — Голая баба! — Что-что? — Используйте против меня голую бабу!».
По прошествии двух десятков лет после первых выступлений «Уральских пельменей» планка юмора уральских студентов явно снизилась. Ирина тащит меня за рукав прочь из музея.
Света и зрелищ!
Екатеринбургская галерея современного искусства показывает «Ночь музеев» в неожиданном свете. Нам обещали инсталляцию «Электрический пейзаж» от француженки Натали Жюно Понсар. У подсвечивающихся окошек в доме на Красноармейской собрались зеваки. По большей части, публика не понимает происходящего: ну разноцветные лампочки повесили — и что? Екатеринбуржцы хотят зрелищ и получают их: в толпе появляются люди, предлагающие за 100 рублей самый выгодный ракурс творения госпожи Понсар. Народ предпочитает непонятным световым эффектам песню: собирается в кучку и затягивает русскую народную.
Карл культуру украл
Возвращаемся на центральный проспект. В окне музея истории Екатеринбурга бегают по кругу чудаковатые ребята с воздушными змеями. А в фотографический музей Метенкова выстроилась очередь, как в мавзолей. Неудовлетворенные предложением на улице Карла Либкнехта, заходим в близлежащее кафе за «допингом».
«А это Обиди, он профессионально занимается там-тамом,— знакомит меня с очередным деятелем Ирина, а затем добавляет шепотом: — Он, когда обучает игре на африканских барабанах, объясняет, что не нужно сильно стараться. Ведь когда в туалете стараешься, выходит сам знаешь что».
«У меня довольно насыщенный месяц,— рассказывает чернокожий знакомый.— Даже и не думал выступить на «Ночи музеев». Да и вообще считаю, что на таких мероприятиях нужно ходить на выставки, а не устраивать зрелища, никак не относящиеся к музеям».
«Правильно мыслишь, Обиди!— соглашается моя спутница.— Все самое яркое, что я видела сегодня вечером, не имеет к музеям никакого отношения. А в музеях у меня не было чувства новизны…».
Подкрепив силы, мы отправляемся с потоком праздных и уже готовых к культурным открытиям екатеринбуржцев в УрГУ.
УрГУшные панки
К полуночи в университетском музее Б.У.Кашкина людно. Посетителей встречает новая экспозиция с личными вещами Евгения Михайловича Малахова, а также экран, где Б.У.Кашкин исполняет очередной шедевр на домре.
«Вообще-то я здесь временно заменяю смотрителя музея,— делится экскурсовод Дмитрий.— Уже есть пропажи — пару недель назад кто-то присвоил обложку от самодельного альбома Букашкина. Наверное, «косяк» на меня повесят. Многие чувствуют, что музей народный, вот и тырят, что не так лежит».
Вдоволь налюбовавшись на знаменитые нравоучительные таблички, забавные рисунки и одежду панка-скомороха, отправляемся на обещанные готические этюды Виталия Воловича. Но…
«На выход, мы до 12-ти работаем,— выгоняет нас молодой охранник.— У нас сегодня день студенческого отряда правопорядка, все бухают, а мы тут сидим».
Эх, а мог бы и за интеллигента сойти, сославшись, что все «принимают» на «Ночи музеев», а он здесь Букашкина охраняет…Видать, настолько велика сила деревянных табличек, что даже их охранники становятся панками.
А в музее радио свой «МОТИВ»
Настроение нам поднял музей радио имени Попова. Может быть, он совсем не привлек бы внимания, если бы не компания «МОТИВ», которая устроила здесь open-air с хорошим резидентом, DJ Lenon. Мастер по боди-арту предложила нам оригинальный аквавизаж, но в таком виде мы бы до дому не добрались (на улице опьяненная культурой публика может прицепиться к необычному внешнему виду). Зато специальный фотограф от оператора связи «МОТИВ» нас сфотографировал. Попробуй, найди нас в фотоотчете на сайте компании.
Ночные бабочки
Самой желанной точкой на карте «Ночи музеев» был для нас «Парк бабочек». Бывавшие там ранее поговаривали, что насекомые слетаются на запах пива, поэтому мы заходим на Сурикова, 47 в ожидании теплой встречи бабочек.
«Бабочки нюхают лапками,— объясняет нам экскурсовод.— Вы их только не трогайте, а если сами сядут, то все в порядке. А еще можно сфотографироваться».
Нет, спасибо: за фотосессии сегодня отвечает «МОТИВ». Зато расслабления от посиделок у фонтана с живыми карпами и от наблюдений за легкими ночными ATTACUS ATLAS как раз не хватало. Кстати, упомянутая бабочка — самая большая в мире. А поскольку активный образ жизни она ведет только ночью, нам необыкновенно повезло.
Выходим легкими и обновленными. Подобно бабочке, упархивает моя спутница. А я, наполненный возвышенным, аполлонистическим духом, сливаюсь с праздной, дионисийской толпой. Большинство этих людей не были сегодня в музее, но, чувствуя фестивальный дух, вышли гулять на улицу. Спасибо «Ночи музеев» за новые познания в сущности культуры и хорошо проведенное время!
Просмотров: 2321
Автор: Иван НЕКРАСОВ, фото: Александр МАМАЕВ, Донат СОРОКИН