Сообщить новость
10 августа в 13:02

Владелец магазина комиксов Роман Кардаков: «У нас в стране многие полагают, что комиксы — это то, что после 10 лет читать стыдно». ИНТЕРВЬЮ

Экранизации супергеройских историй запустили «вторую волну» комиксов в России.

Владелец магазина комиксов Роман Кардаков: «У нас в стране многие полагают, что комиксы — это то, что после 10 лет читать стыдно». ИНТЕРВЬЮ
Владелец магазина комиксов Роман Кардаков: «У нас в стране многие полагают, что комиксы — это то, что после 10 лет читать стыдно». ИНТЕРВЬЮ

«У нас в стране многие полагают, что комиксы — это что-то, что после 10 лет читать стыдно», — говорит владелец магазина комиксов Роман Кардаков. Пока американские супергерои подмигивают нам со стеллажей, мы обсуждаем развитие комикс-культуры на Урале. Оказывается, среди нас живут и работают молодые сценаристы и иллюстраторы, которые покоряют престижные мировые фестивали, а на большие экраны выходят не только комиксы о супергероях, но даже истории о крутых русских «следаках». Мы рассуждаем о том, может ли комикс сделать из вас миллионера и стоит ли бояться, что он доведет вашего ребенка до суицида.

 

 

«Начал появляться экономический смысл в том, чтобы издавать и переводить комиксы»

 

— Почему культура комиксов, которая в США успешно существует уже более 70 лет, у нас только-только зарождается?

— 70 лет назад у нас был «железный занавес», была другая страна, и комиксы воспринимались как нечто, присущее буржуазной американской культуре. Хотя на самом деле комиксы — не исключительно американское явление. Культура, по моему мнению, национальностей не имеет.

 

У нас в стране комиксы начали появляться в 1980-е годы, когда люди, которые ездили за рубеж с дипломатическими миссиями или по другим делам, стали привозить их и читать. А когда Союз распался, появился свободный рынок, очень многие предприниматели, художники, энтузиасты начали делать свои комиксы, переводить зарубежные, сформировалась так называемая «первая волна» комиксов в России. К сожалению, ее прервал кризис 1998 года. Но сейчас идет «вторая волна».

 

— И что дало толчок новому этапу развития комиксов, о котором ты говоришь?

— Никто и ничто не сделал так много для комикс-индустрии в России, как  экранизации супергеройских комиксов. Естественно, это приковало интерес многих людей. Российское комикс-комьюнити чуточку разрослось, начал появляться экономический смысл в том, чтобы издавать и переводить комиксы.

 

 

 

— С развитием информационных технологий читатели все больше уходят в интернет. Сокращаются тиражи печатных СМИ, люди переходят на электронные книги. А что в случае с комиксами: популярны онлайн или оффлайн-версии?

— У нас в стране не так много сервисов онлайновой дистрибьюции, где можно купить цифровую копию. Издательство Bubble продает свои комиксы  онлайн, Marvel, в случае с комиксами на русском, делают это на своеобразном уровне, поэтому их истории лучше читать на бумаге, их переводят профессионалы своего дела, подходят к работе ответственно. Вообще комиксы — это такая вещь, которая предполагает некоторый элемент коллекционирования, и для многих людей имеет значение тот факт, что издание можно потрогать руками и поставить на полку. Оффлайн-версии в России популярнее.

 

— Какими темпами развивается комикс-индустрия на Урале? Понимаю, что звучит неоправданно громко, но все же.

— На Урале есть некоторое количество художников, некоторое количество сценаристов, энтузиастов, которые публикуются на федеральном уровне, которые выпускают комиксы на уровне самиздата. Деятельное сообщество — это человек десять. Многие ребята вдохновляются работами своих предшественников, тех, кто уже делает комиксы. Мы стараемся популяризировать комикс-культуру, время от времени проводим лекции в магазине, даем людям знать, если в городе есть какие-то активности, связанные с комиксами. Например, каждую неделю уральский комикс-центр проводит так называемый «комикс-рисовач». Туда можно прийти, познакомиться с людьми, которые рисуют и могут обучить вас в свободной форме. С ними можно поговорить про комиксы, почувствовать, что ты не инопланетянин, а человек разделяющий интересы многих.

 

— Опять пришли к тому, что в России в отличие от Запада комикс-культура находится в зачаточном состоянии.

— За рубежом комиксы существуют с конца XIX века. Никто никого ни в чем не ограничивал. Выросло не одно поколение людей, которое не считает комиксы чем-то позорным. У нас в стране многие полагают, что комиксы — это что-то, что после 10 лет читать стыдно. В других странах такого стереотипа нет.

 

 

 

«Комиксы — это не синоним супергероики»

 

— Российские комиксы — это адаптация западных историй или у нас есть свои оригинальные сюжеты?

— Понятно, что американские комиксы обладают большей популярностью. Это обусловлено обилием экранизаций, узнаваемостью персонажей и имен авторов. Но в России есть не только переводные комиксы, но и оригинальные. Существует много независимых авторов, в том числе в Екатеринбурге, которые делают собственные комиксы. Например, Алексей Горбут — самый деятельный участник местного комикс-комьюнити. Этот автор много публикуется и собственными силами, и крупными издателями. Недавно вышел его комикс «Победители Невозможного». Есть сценарист и иллюстратор Дима Осипенко, Даниил Ветлужских, чьи комиксы в этом году возили на фестиваль Comic-Con в Сан-Диего. Есть еще екатеринбургские  ребята с меньшим количеством публикаций за плечами. Все это авторы, работающие на чистейшем энтузиазме, все они выдумают собственные сюжеты, собственных персонажей и не ставят себе жанровых рамок.

 

— Но у меня комиксы ассоциируются именно с супергероями. И даже тот единственный комикс, который я прочла на сегодня, не поверишь, но это детская Библия — тоже о спасителе мира.

— К счастью, комиксы — это не синоним супергероики. Есть очень много жанров, так же как в кино или литературе. Например, комикс «Маус», получивший Пулитцеровскую премию. История человека, прошедшего через Холокост. Мемуары отца, записанные сыном. Очень мощный эмоционально и жанрово, безусловно, не имеет ничего общего с супергероикой.  Комиксы бывают самые разные, но в России наиболее популярными являются супергероические. И, пожалуй, в мире тоже. Это, в числе прочего, объясняется тем, что большая часть потребителей ищет развлечений, а супергероика — на сто процентов развлекательное чтиво.

 

Роман Кардаков в компании сценариста Даниила Ветлужских (слева) и иллюстратора Дмитрия Осипенко (справа)

 

 

—  А в каких жанрах работают екатеринбургские авторы?

— «Победители Невозможного», о котором я уже говорил, — это такой трибьют советской фантастике в духе «Приключения Электроника», выполненный в стилистике рисунка одного из самых знаковых художников «серебряного века» Джека Кирби. Есть комикс «Медный всадник» у Димы Осипенко. Это адаптация Пушкина, классика. Еще недавно питерским издательством «КомФедерация», был выпущен комедийный комикс «Псы. Galaxy Gang» от уральского сценариста.

 

Супергероика не совсем естественное направление для российского автора. Вот если я сказал, что комикс не имеет национальности, как в принципе любая культура, то супергероика — это чисто американский жанр, поэтому далеко не у всех отечественных авторов получается в нем работать.

 

— В наших комиксах прослеживается Екатеринбург или Урал? Есть отсылка к местности?

— Пожалуй, есть. Создатели же вдохновляются средой, в которой живут и работают. Есть много деталей в их комиксах, за которые глаз уральского читателя может зацепиться.

 

 

 

— Наверняка, комиксы трансформируются. Помнишь, раньше в журнале Cool girl печатались так называемые «фотокомиксы»? Какие фишки изобретают современные авторы?

— О-о-о, в случае с Cool girl — это особый жанр комиксов. Уверен, что это наша отечественная разработка. Больше нигде такого не публиковалось (смеется).

 

Конечно, комиксы развиваются и усложняются. Без изменений нет развития. Каждое новое поколение авторов старается придумать особенный способ взаимодействия с аудиторией. Бывают, например, комиксы без слов. У нас есть художник Олег Тищенков, он сделал комикс «Волшебные сказки роботов» — очень милый про одинокие машины в космосе. Герои изъясняются исключительно QR-кодами. И чтобы понять, о чем они говорят, надо отсканировать страничку.

 

— Несколько лет назад в Свердловской области был скандал с японской мангой «Тетрадь смерти». Планировалось изъятие комикса из магазинов, так как родители считали, что история доводит детей до самоубийства. В Сети видела, что противники комиксов называют их «злом, пришедшим из-за границы», «сплошным насилием и бескультурьем». Ты согласен с тем, что комиксы несут в себе определенную долю агрессии?

— Если жанр предполагает, что будут столкновения между персонажами, то, вероятно, мы их увидим. Равно как увидим их в боевике на экране телевизора. На каждом комиксе проставлен возрастной рейтинг. И если на комиксе стоит 18+, то вы как родитель должны понимать, что внутри будет то, чего ребенку видеть не следует. Есть огромное количество детских комиксов, которые пропагандируют разумное, доброе, вечное.

 

А что касается манги «Тетрадь смерти», да, он не лишен готической эстетики, но комикс ни к чему плохому не агитировал, к самоубийству не призывал. Это надуманная проблема. У нас можно изымать из школ учебники истории за то, что там нарисована свастика. Обоснование той же степени вменяемости.

 

 

 

«Если вы хотите войти в клуб молодых миллионеров, комиксы — не та вещь, которой стоит заниматься»

 

— Сегодня довольно часто слышна критика в адрес экранизаций книг. Как обстоят дела с комиксами?

— Красота — в глазах смотрящего. Если я скажу, что мне не нравится экранизация комикса Marvel «Гражданская война», наверняка, многие люди покрутят пальцем у виска и скажут, что экранизация в тысячу раз лучше комикса. Общего правила нет. Есть замечательная экранизация «Призрачного мира» Дэниела Клоуза. Мне кажется, она в тысячу раз лучше комикса. Есть фильм «Бэтмен против Супермена», основанный на комиксах, и мне он не нравится. Есть еще «Отряд самоубийц», который даже близко с комиксами не стоит. Мне кажется, фильм отвратительный.

 

— Экранизациями в основном занимается Marvel?

— Да. Но есть совершенно неочевидные для рядового зрителя экранизации комиксов. Например, «300 спартанцев» или «Оправданная жестокость» Дэвида Кроненберга, «Проклятый путь» с Томом Хэнксом — экранизация старого гангстерского комикса от издательства Vertigo.

 

— А по отечественным проектам снимают картины?

— В прошлом году вышла короткометражная экранизация «Майора Гром» издательства Bubble, которое выпускает комиксы, рассчитанные на самую широкую аудиторию. В этом году короткометражку показали на Comic-Con в Сан-Диего. Западные зрители тепло приняли работу. Теперь авторы планируют выпустить полный метр. Думаю, скоро появятся афиши.

 

 

 

— Российские издатели комиксов приходят к печальному выводу: одна из проблем отечественной комикс-индустрии — наш продукт не пользуется особым спросом в отличие от западного. Та же история, что и с кинематографом. Откуда такое недоверие к местному производителю?

— Существенная часть аудитории, которая читает комиксы, заинтересована вовсе не комиксом как таковым, а персонажами, о которых снимают фильмы. Для них нет различия между покупкой кружки с изображение Бэтмена и комиксом с Бэтменом на обложке. Да, сегодня читатели больше интересуются западными комиксами, потому что они про персонажей, которые на слуху.

 

— А можешь назвать топ-3 самых популярных героев комиксов на Урале?

— Самые высокие по популярности места занимают именно персонажи, про которых снимают фильмы. Это Человек-паук, Бэтмен и Дэдпул. Последний, скорее,  антигерой, но люди сегодня устают от классической супергероики, хотят чего-то хулиганского. Дэдпул — это как глоток свежего воздуха. Из героинь комиксов больший спрос на Мисс Марвел, Харли Квинн и Чудо-женщину. На волне популярности недавно вышедшего на экраны фильма про Диану, эти комиксы активно покупались.

 

— Кто сегодня читает комиксы в Екатеринбурге?

— Зачастую это ребята, которых комиксы зацепили в 1990-х и которые сейчас подросли. В среднем нашим читателям от 18 до 25 лет.

 

— Не самый платежеспособный сегмент.

— Проблема с продажей комиксов обусловлена не столько возрастом читателей, сколько тем, что очень мало людей в принципе интересуется комиксами. Сегодня тот, кто хотел бы взять в руки издание, зачастую не знает про существование магазинов комиксов. Профильных мест для рекламы не очень много, а делать это на нейтральных площадках, развешивая баннеры по городу, магазин комиксов позволить себе не может, у нас не так много денег. 

 

 

 

— Но ты замечаешь, что спрос на комиксы на Урале увеличивается?

— Мы на рынке с 2013 года, и могу отметить, что за это время спрос существенно увеличился.

 

— Опять же спасибо экранизациям?

— Опять же спасибо экранизациям.

 

— Можно ли сегодня заработать на продаже комиксов? Твой бизнес окупается?

— Я бы сказал так: если вы хотите заняться чем-то своим и планируете войти в клуб молодых миллионеров уральского региона, комиксы — это не та вещь, которой стоит заниматься. Свое дело я начинал на сто процентов для души. Тогда работал на двух работах. И только в последнее время у меня появилась возможность находиться в магазине.

 

— То есть сейчас твое увлечение приносит доход?

— Да.

 

— И опять же спасибо экранизациям (смеюсь)?

— И опять же спасибо экранизациям.

 

Просмотров: 4940

Автор: Татьяна Рябова

© JustMedia

Фотограф: Дмитрий Емельянов




Новости партнеров


Loading...

Комментарии ВКонтакте


Комментарии facebook


Последние события

Читайте также