Новые задачи СвЖД: тяжеловесным поездам — большое будущее

Свердловская железная дорога улучшает пропускную и провозную способность для увеличения объемов грузоперевозок.

Новые задачи СвЖД: тяжеловесным поездам — большое будущее - Фото 1

Вопросы повышения эффективности перевозок, когда в заданный промежуток времени необходимо перевезти больше груза по определенному участку дороги, являются актуальными как для железных дорог, так и для их клиентов. Казалось бы, задача не сложнее школьной: нужно либо увеличить вес каждой транспортной единицы (с грузом), либо увеличить частоту отправок этих единиц.

 

В реальной жизни работает тот же принцип. Только на железных дорогах оба этих «школьных» варианта дают толчок для разработки сложных полигонных технологий. Одна из них — повышение пропускной и провозной способности железнодорожных линий за счет вождения тяжеловесных поездов. Вторая — организация движения грузовых поездов по расписанию для более эффективного использования инфраструктуры. О том, как на Свердловской железной дороге решаются проблемы совершенствования логистики, как технологии помогают повысить эффективность перевозок — читайте в этом материале.

 

Новый график движения: грузы пойдут по расписанию

 

С 26 мая 2013 года на сети железных дорог России действует новый график движения и план формирования поездов на 2013-2014 годы. Всего в нем предусмотрено ежесуточное следование более 14 тысяч грузовых поездов.

 

Внедрение технологии движения грузовых поездов по специализированным расписаниям является одним из стратегических направлений повышения эффективности перевозочного процесса. В новом графике количество таких поездов в целом по ОАО «РЖД» составляет 1409 единиц ежедневно (на 910 больше, чем в предыдущем). Увеличение достигнуто за счет специализированных расписаний поездов с рудно-металлургическим сырьем, наливными грузами и контейнерами. Также предусмотрены расписания для поездов с порожними вагонами, следующими в рамках логистических схем.

 

Напомним, для отправления поезда необходимо наличие четырех составляющих: состава, локомотива, локомотивной бригады и соответствующей «нитки» графика. Традиционно на отечественных железных дорогах применяется технология отправки грузовых поездов «по готовности», при которой отправление поезда зависит от сроков готовности состава, наличия локомотива, локомотивной бригады и свободной «нитки» графика. При этом, как показывает практика, пропуск поездов осуществляется в зависимости от сложившегося на текущий момент поездного положения.

 

В соответствии с новой моделью состав готовится к отправлению по твердой «нитке» графика, не только обеспеченной локомотивом и локомотивной бригадой, но и согласованной по направлению следования. Это существенно уменьшает непроизводительные потери и позволяет оптимизировать формирование грузопотоков.

 

На Свердловской железной дороге с января по апрель текущего года по твердым ниткам графика проследовало 1046 грузовых поездов (в 2012 за весь год — 2854 грузовых поезда). По оценкам экспертов, перевод грузовых поездов на движение по расписанию позволяет обеспечить стабильность и равномерность поставок сырья, а также вывоза готовой продукции промышленных предприятий Уральского региона.

 

«В настоящий момент графиковая перевозка грузов на СвЖД осуществляется по трем направлениям: перевозка аглосырья со станции Качканар на станцию Смычка, перевозка извести со станции Благодать на станцию Смычка, перевозка на экспорт заготовок черных металлов со станции Смычка на станцию Мыс Астафьева. В целом порядка 30% сырья и готовой продукции предприятий черной металлургии перевозится по расписанию. В результате время доставки металла с НТМК до порта Находки сокращено на двое суток (на 20%).
Технология организации движения грузовых поездов по расписанию не только способствует более эффективному использованию инфраструктуры ОАО «РЖД» и повышению конкурентоспособности железнодорожных перевозок, но и предоставляет грузовладельцам, собственникам подвижного состава возможность значительно улучшить показатели использования вагонов и обеспечить их ритмичную подачу под погрузку.
Кроме того, последовательно улучшается графиковая дисциплина операторов и грузовладельцев, выстраивающих собственную логистику на железнодорожных станциях и участках на основе единой перевозочной технологии. Также переход на регулярное грузовое движение позволяет оптимизировать ключевые ресурсы перевозочного процесса: локомотивы, локомотивные бригады, количество используемых вагонов и многое другое»,— комментируют положение дел в пресс-службе Свердловской железной дороги.

Поезда становятся длиннее, а вес перевозимого груза — больше

 

Еще одной действенной мерой для повышения эффективности грузоперевозок, оптимизации использования инфраструктуры является формирование и вождение грузовых поездов повышенного веса и длины. Это способствует сокращению эксплуатационных расходов ОАО «РЖД», позволяет снизить потребность в использовании локомотивов и увеличить провозную способность дорог.

 

Генеральной схемой развития сети железных дорог до 2020 года утверждены основные полигоны организации тяжеловесного грузового движения. Среди них Кузбасс-Северо-Запад (Алтайская—Каменск-Уральский—Седельниково—Пермь—Балезино—Усть—Луга), Кузбасс-Центр (Алтайская—Каменск-Уральский—Седельниково—Дружинино—Муром—Орехово-Зуево). Значительная часть этих полигонов проходит по Свердловской железной дороге.

 

По прогнозу Института экономики развития транспорта, к 2020 году грузооборот по Свердловской железной дороге вырастет на 30%, превысив абсолютный максимум 1988 года (203,7 млрд. тонно-километров). Прогнозируемый рост вагонопотока по внешним стыкам дороги составит: Чепца — 63% (+30 поездов), Колчедан — 80% (+28 поездов), Называевская — 44% (+17 поездов). Коэффициент использования пропускной способности на правлениях Пермь—Чепца и Екатеринбург—Тюмень превысит предельно допустимый. Решением данной транспортной задачи также может послужить развитие движения тяжеловесных поездов.

 

На полигоне Кузбасс-Северо-Запад ядром для формирования тяжеловесных поездов традиционно являются вагоны, погруженные на угольных разрезах Кузбасса, а также наливные грузы предприятий севера Тюменской области и калийные удобрения Соликамского промышленного узла. Организуя продвижение вагонопотоков в составах тяжеловесных маршрутов, СвЖД добивается снижения необходимого для перевозки прогнозируемых объемов количества поездов, а также оптимизирует ресурсы.

 

Особенность Свердловской железной дороги заключается в том, что она пересекает Уральский хребет, где меняются весовые нормы поездов. Для пропуска транзитных поездов на участках со сложным горным профилем от поездов весом свыше 6300 тонн, поступающих с дорог востока, необходимо отцеплять группы вагонов, «излишних» по весу. В 2012 году на сортировочных станциях дороги была произведена отцепка вагонов от 3786 поездов (такая технология приводит к непроизводительным потерям).

 

Успешное решение проблемы стало возможным благодаря появлению нового электровоза с асинхронным тяговым двигателем «Гранит» (2ЭС-10) — одного из мощнейших магистральных грузовых локомотивов, который производится в Свердловской области на совместном предприятии группы «Синара» и немецкого концерна «Сименс». При стандартных весовых параметрах «Гранит» способен водить поезда весом примерно на 40-50% больше, чем электровозы серии ВЛ11. Отметим, в течение 2012 года на СвЖД поступило 30 новых грузовых электровозов серии 2ЭС10, в 1 квартале 2013 года — еще три «Гранита» и 10 единиц  2ЭС6.

 

Для последующего развития технологии вождения тяжеловесных поездов на СвЖД реализуются задачи, связанные с техническим дооснащением:  реконструкция сортировочных станций, усиление системы энергоснабжения, обновление тягового подвижного состава, повышение качества подготовки локомотивов и локомотивных бригад.

 

Новые задачи — новые требования: инфраструктура для тяжеловесов

 

Мероприятия по развитию технологии тяжеловесного движения на сети железных дорог России проводятся последовательно, в рамках программы инновационного развития. Так, за последние 10 лет вес поезда увеличен почти на 400 тонн. В графике движения поездов 2013-2014 годы. на сети предусмотрено 190 ежедневных специальных поездов повышенной массы.

 

Свердловской железной дорогой в  первом квартале было сформировано и пропущено 3145 тяжеловесных поездов весом от 7 тыс. до 9 тыс. тонн, количество длинносоставных поездов составило 2206 поездов (от 71 до 100 условных вагонов). В апреле по СвЖД проследовал 1061 тяжеловесный поезд, в том числе 54 поезда собственного формирования.

 

На 2013 год перед дорогой стоит задача провести 10000 поездов весом 7000—9000 тонн, в том числе 1600 поездов весом 8000 тонн и 850 поездов весом 9000 тонн. Это позволит увеличить средний вес поезда на 0,5%, длину состава на 1,3%, производительность локомотива на 0,5%.

 

Эксплуатация электровозов нового поколения 2ЭС10 в трехсекционном исполнении позволяет обеспечивать вождение поездов массой 9000 тонн и длиной 100 условных вагонов. В свою очередь современный тяговый подвижной состав требует изменения подходов к организации технического обслуживания.

 

В 2013 году завершается реконструкция пункта технического обслуживания локомотивов (ПТОЛ) на станции Седельниково (Екатеринбургский регион обслуживания СвЖД) — за 4 месяца 2013 на данные цели направлено 208 млн. рублей. Ввод объекта в эксплуатацию планируется в текущем году к юбилею дороги (октябрь).

 

Работы по реконструкции объекта «Станция Седельниково — реконструкция цеха ТР-2 электропоездов для восстановления ПТОЛ» в рамках реализации инвестиционного проекта «Обновление локомотивного деповского хозяйства» ведутся с 2008 года. Первоначально завершить объект планировалось в более сжатые сроки, однако в связи с изменением технологических решений ряд параметров был изменен. Корректировка проекта была обусловлена необходимостью применения более современных технологий (оборудования) и подготовки к обслуживанию локомотивов 2ЭС6, 2ЭС10, которые должны в перспективе полностью заменить на Свердловской железной дороге электровозы ВЛ11. В 2010 году проект ПТОЛ был переработан и заново прошел Главгосэкспертизу. Стоимость объекта за весь период (ввод основных средств в эксплуатацию) составит 1048 миллионов рублей.

 

Напомним, первоначальный проект предполагал обслуживание электровозов ВЛ10 и ВЛ11 (2ЭС6 и 2ЭС10 тогда еще не было). Также по проекту 2007 года на объекте была предусмотрена котельная на мазуте (в откорректированном проекте использовано более эффективное топливо - газ, что повлекло необходимость строительства газопровода, газовой котельной, выделения землеотводов под строительство газопровода и решения других сопутствующих вопросов). Отметим, в итоге построенный газопровод имеет диаметр, позволяющий использовать его как для собственных нужд ПТОЛ, так и для будущей газификации поселка Седельниково.

 

В настоящее время на объекте предусмотрены универсальные  решения для технического обслуживания локомотивов разных серий: наряду с электровозами ВЛ10, ВЛ11 ПТОЛ сможет обслуживать новые локомотивы.

 

Важность проекта обусловлена тем, что ПТОЛ предназначен для технического обслуживания электровозов объединенного парка Свердловской, Южно-Уральской и Западно-Сибирской железных дорог. Ввод в эксплуатацию ПТОЛ позволит увеличить транзитный поток в обход станции Екатеринбург-Сортировочный, сократить количество отцепок локомотивов от транзитных поездов на станциях Пермь-Сортировочная и Войновка.

Новые задачи СвЖД: тяжеловесным поездам — большое будущее - Фото 2

Фото СвЖД: пункт технического обслуживания локомотивов (ПТОЛ), 2012 год

 

Просмотров: 8584

Автор:

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Осенний Дендропарк:

«Приходи гулять, у меня тут хорошо: золотая листва и уточки».

понедельник, 25 ноября

Сегодня

-4
-4
0
0
Днем
-4
-4
Вечером