Сообщить новость
31 декабря 2016 г в 15:02

2017-й год будет лучше! Уральские ритейлеры и общепит приспособились к новым реалиям рынка и даже готовы расширяться

Прогнозы экспертов о развитии торговли в столице Урала.

2017-й год будет лучше! Уральские ритейлеры и общепит приспособились к новым реалиям рынка и даже готовы расширяться
2017-й год будет лучше! Уральские ритейлеры и общепит приспособились к новым реалиям рынка и даже готовы расширяться

2016 год для рынка торговой недвижимости и ритейла можно назвать неоднозначным. С одной стороны, основная масса объектов продолжала испытывать трудности с наполнением, владельцы магазинов и заведений еще потуже затянули пояса. Те, кто не смог подстроится под существующие реалии, ушли с рынка. С другой — снижение ставок сделало торговые площади доступнее для малого и среднего бизнеса, позволив ему активно развиваться в этом году.

 

Сегодня, по словам экспертов, более-менее хорошо чувствуют себя магазины в крупных торговых центрах, «простые и понятные» заведения общепита, рассчитанные на массового потребителя, и продуктовые магазины.  В целом ситуация на рынке торговой недвижимости и ритейла начинает постепенно выравниваться. Падение остановилось. В следующем году наметившиеся положительные тенденции сохранятся. Но вместе с этим, эксперты рынка, не исключают дальнейшую чистку рынка.

 

Кризис позволил развиваться малым и средним предпринимателям

 

По словам руководителя аналитического отдела Уральской палаты недвижимости Михаила Хорькова, уходящий год для сегмента торговли был сложным. Объем вакантных площадей в торговых центрах продолжает расти, хотя сам показатель не такой пугающий. В данный момент пустует около 8% торговых площадей. В сегменте окружных ТЦ — около 12%. 

 

 

Арендные ставки в ТЦ и стрит-ритейле также продолжали снижаться. Наиболее заметно это было опять же в сегменте окружных объектов. Правда, в последние несколько месяцев эти объекты проходят этап восстановительного роста. Районные и региональные торговые центры испытывают давление со стороны сужающего потребительского спроса. Оборот розничной торговли продолжает падать. Приобретение магазинов для сдачи становится нецелесообразным.

 

«Есть и позитивный момент в низких арендных ставках. Они способствуют развитию малого и среднего бизнеса в торговых коридорах, которые ранее оставались закрытыми для них. В городе появляется много кофеен, баров, в тех местах, где раньше были банки. Это делает городскую среду интереснее», — отмечает Михаил Хорьков.

 

Падение остановилось: торговые сети подстроились под изменения рынка и даже готовы расти

 

Еще один положительный момент по итогам этого года отметил генеральный директор консалтинговой компании «Урал-Гермес» Александр Засухин. По его мнению, большинство торговых сетей уже адаптировалось к новым реалиям российского рынка: снижению платежеспособного спроса и высокому курсу доллара. И даже в этих условиях, несмотря на кризис, многие российские торговые сети, как федеральные, так и региональные продолжают свое развитие. К ним относятся: X5, «Магнит», «Лента», «Галамарт», O’stin, Gloria Jeans, Kari. При этом они стали более внимательно подходить к выбору объектов для размещения.

 

 

 

«Этот год можно оценить, как год стабилизации. Остановили падение и даже немного приросли. В следующем году эта тенденция продолжится. В 2017 году планируем снова открывать магазины своей торговой сети. Пока запланировали два магазина. Перестал снижаться средний чек и расти цены на продукты. Исключение составляют сезонные товары, такие как фрукты и овощи, которые традиционно дорожают зимой и весной. Стоимость некоторых импортных продуктов в связи с падением валюты немного снизилась. В следующем году прогнозируем небольшой рост товарооборота по показателям Like-For-Like sales», — говорит президент торговой сети «Елисей» Александр Оглоблин. 

 

О развитии сити алкомаркетов «Магнум» в интервью JustMedia.ru заявил владелец сети Илья Борзенков. Так, в ближайшие пару лет на территории области и близлежащий городов планируется открыть 50-60 магазинов под этим брендом. Шесть из них в Екатеринбурге.

 

О том, что ситуация на рынке стабильная говорит и генеральный директор «Гринвича» и универмага «Пассаж» Дмитрий Сарапульцев. В течение года даже отмечался рост продаж. В следующем году эта тенденция сохранится.

 

Напомним, в этом году, несмотря на тяжелую экономическую ситуацию в стране, была введена пятая очередь «Гринвича», которую планируется полностью заполнить в течение 2017 года. В данный момент подписано более 15-и договоров аренды.

 

«На примере наших объектов итоги 2016 года радужные. Да, рубль подешевел почти в два раза, но тем не менее, если магазины при этом прибавили 50% — то это хорошая история. И у нас таких примеров довольно много. Есть такое выражение: «Плачь — это тоже элемент бизнеса». Поэтому с одной стороны, довольных арендаторов я не видел, но с другой — когда смотришь их цифры, то видишь, что у большинства все отлично. Безусловно, есть те, кто сложил руки и не пытаются заработать, но таких мало. Я уверен, что следующий год будет лучше, чем 2016. Начнет расти благосостояние населения. Произойдет перераспределение потребительских потоков», — говорит Дмитрий Сарапульцев.

 

По мнению Александра Засухина, рынок торговых центров Екатеринбурга является одним из самых развитых в России и близок к своей стабилизации. Ставки аренды на нем также практически стабильны. Даже индексирование ставок из-за инфляции производят далеко не все ТЦ. Фактически рынок нашел свое новое равновесное положение. Вызвано это, несомненно, двумя факторами: сильным замедлением количественного развития рынка и кризисом. Так, среди крупных объектов в этом году была открыта последняя очередь «Гринвича» и ТРЦ «Академический».

 

«В настоящее время в Екатеринбурге строительство крупных торговых центров не ведется, хотя рыночные ниши есть еще во многих сегментах – преимущественно, микрорайонных и районных ТЦ, а также районных с элементами городского. Например, сегодня такие крупные жилые районы Екатеринбурга, как Химмаш, Уралмаш, Вторчермет до сих пор не имеют современных торговых центров районного уровня площадью до 30 тыс. кв. метров. Для новых объектов важно правильно выбирать локацию, оптимизировать их по площади и главное – создавать качественную современную концепцию», — говорит Александр Засухин.

 

Тяжелее всего стрит-ритейлу и продавцам промышленных товаров

 

В отличии от своих коллег, президент Российской гильдии риелторов Татьяна Деменок, смотрит в будущее торговой недвижимости не так оптимистично:

 

«У продуктовых магазинов ситуация более позитивная, чем у продавцов промышленных товаров. Кушать хочется всем. Конечно, продуктовики пострадали из-за санкций. Хотя они очень быстро сумели перестроится на аналоги, предложенные российскими производителями и их коллегами из стран ближнего зарубежья. Торговые площади под продуктовые магазины продолжают пользоваться спросом. С промышленными объектами ситуация противоположная. Сети этого сегмента закрывают, сокращают торговые площади. Что покажет следующий год, посмотрим, но думаю, что будет хуже».

 

И действительно в этом году серьезно сократил занимаемые площади Media Markt. Недавно закрылся гипермаркет «СтройАрсенал» на Новокольцовском тракте, готовятся к уходу с рынка остальные точки сети.

 

 

 

Не очень легко приходится сегменту стрит-ритейла, который традиционно чувствует себя несколько слабее рынка торговых центров.

 

«Количество вакантных помещений в стрит-ритейле больше, а арендные ставки ниже. Востребованными остаются площади в местах высокого пешеходного трафика – в центральных торговых коридорах Екатеринбурга и центральных улицах жилых районов, а также в местах крупных транспортно-пересадочных узлов», — отмечает Александр Засухин.

 

 

Ресторанный рынок Екатеринбурга усредняется,  упрощается и удешевляется

 

Заведения общепита также, как ритейлеры и торговые центры, приспособились к сложившейся ситуации, взяв курс на вкусно, просто и недорого. Как и в прошлом году, особой популярностью пользуются питейные заведения, бургерные и «узбечки».

 

«Изменилось отношение к интерьеру заведения. Еще 2-2,5 года назад это было на первом месте. Даже качество еды уходило на второй план. Главное, чтобы заведение было пафосным. Сегодня активно развивается восточная кухня, бургерная тематика. Становится больше концептуальных заведений — порождений так называемой хипстерской культуры. И здесь все логично, доступно и при этом стильно. Интерьеры простые и недорогие. Такие объекты называют последствиями креативной экономики. В такой ситуации классические заведения не всегда выдерживают конкуренцию. Конечно, до сих пор люди пытаются экономить на еде. В ближайшее время этот тренд сохранится. Рестораторы в какой-то мере уже с этим свыклись, поняли, что нужно пересматривать меню в сторону более доступных позиции», — говорит ресторанный эксперт Алексей Кондрахин.

 

 

С тем, что ресторанный рынок устаканивается, укрепляются тенденции к усреднению, удешевлению, упрощению заведений общепита, согласен и генеральный директор компании «Ресторан» Олег Ананьев. По словам эксперта, заведения с именно таким подходом сегодня наиболее прибыльны, и этот тренд сохранится в 2017 году. Останутся на плаву развлекательные заведения, потому что в тяжелые времена людям хочется отдыхать даже больше, чем в обычные. 

 

«Открывались новые объекты с экспериментальными форматами, но, возможно, эти проекты были запущены, потому что давно были задуманы. В следующем году таких проектов может и не быть. Платежеспособность потребителей не увеличилась, накопления закончились или заканчиваются, заработные платы не растут, новые предприятия не открываются, поэтому, скорее всего, какие-то объекты будут закрываться. Что касается наших планов на 2017 год, то в новых заведениях я пока смысла не вижу. Зачем расширяться в кризис, надо удержать то, что уже есть, поэтому мы займемся ребрендингом уже существующих проектов. Хотя если найдутся инвесторы на какие-то новые интересные объекты, то я с удовольствием приму в них участие», — говорит Олег Ананьев.

 

 

Местному бизнесу сегодня очень тяжело, уверен ресторатор. Общепит будет выживать в основном только в торговых центрах, где есть трафик. Это отлично понимают и федеральные сети, которые активно расширяются в столице Урала, и в следующем году  продолжат свою экспансию.

 

«К нам идут сетивики из Москвы и Санкт-Петербурга с весомым запасом финансовой прочности. В столицах они уже все вычерпали, теперь осваивают регионы.  Сетевой бизнес — это кредитный и пирамидный бизнес с заниженной рентабельностью. Он живет только тогда, когда развивается. С ними, конечно, совсем тяжело будет бороться, у них запас прочности гораздо больше, хотя качество продукта нередко однозначно ниже. Однако потребителей сейчас качество меньше интересует. Прежде всего, важна цена», — отмечает Олег Ананьев.

 

Екатеринбург остается в тройке лидеров по уровню присутствия международных брендов в России

 

Наряду с федеральными брендами интерес к Екатеринбургу сохраняется и у зарубежных сетей магазинов и общественного питания. Хотя последние начинают активно развиваться и в городах с меньшим количеством населения.

 

 

 

Так, согласно ежегодному исследованию компании «Магазин-Магазинов» «Международные бренды 2016. Степень развития в России», последние два периода города с населением 300-500 тысяч человек интересуют международных операторов все больше. Это говорит о том, что бренды все чаще начинают рассматривать для себя возможность выхода на российский рынок в небольших городах.

 

Второй год подряд по приросту количества магазинов международных брендов группу городов 300К-500К обгоняет лишь Москва. Основным фактором является низкая конкуренция: единственный ТЦ в небольшом городе может приносить выручку высококонкурентного торгового объекта в городе-миллионнике. То есть один ТЦ в городе с населением 300 тысяч человек получает в среднем такой же трафик, как среднестатистический ТЦ Санкт-Петербурга или Екатеринбурга с GLA в 50-60 тысяч кв. метров — порядка 30 тысяч человек в день. Конечно, покупательская способность в небольших городах ниже, но в них открываются бренды масс-маркета, рассчитанные как раз именно на такую покупательскую способность.

 

Скорее всего, новые бренды будут открываться именно в ТЦ, а не в стрит-ритейл. Это связано с тем, что на данный момент уличный формат для международных брендов недостаточно развит в небольших городах.

 

«Что касается городов-миллионников, то уже второй период подряд наблюдается спад интереса к ним. Причина — насыщение рынка крупных городов. Многие арендаторы закрыли свои торговые точки, например, в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Уфе, Перми и Самаре. В результате ТЦ, которые начали строиться в конце 2014 – начале 2015 года, вводятся с меньшей наполняемостью. Однако девелоперы ожидают улучшение ситуации в связи с эффектом отложенного спроса и постепенной стабилизацией экономической ситуации», — говорится в ежегодном исследовании «Магазин-Магазинов».  

 

 

Согласно оценкам экспертов, количество новых международных брендов сохранится на текущем уровне, возможен незначительный рост. Связано это с вводом качественных объектов в 2015-2016 годах, которые ведут активную работу по привлечению брендов; более выгодными условиями для вхождения в объект, спросом со стороны некоторых групп населения, которые по причине отказа от заграничных поездок предпочтут делать покупки в России; спросом со стороны иностранных туристов, в особенности китайских, чей интерес к России продолжает расти; интересом арендодателей к новым концепциям в связи с усиливающейся конкуренцией между ТЦ.

 

Стоит отметить, что Екатеринбург уже шестой год подряд после Москвы и Санкт-Петербурга продолжает оставаться лидером по уровню присутствия международных брендов в российских городах.  

 

P.S. В целом эксперты ранка сходятся во мнении, что в следующем году ситуация на рынке торговой недвижимости и в сегменте ритейла улучшится. Закрытий будет меньше, потому как участники рынка уже приспособились к работе в существующих экономических условиях и провели оптимизацию бизнеса. Вакантные площади будут постепенно заполняться, особенно учитывая, что ввода новых объектов на ближайшее время не запланировано. Кроме того, на улучшение ситуации может повлиять существующий отложенный спрос населения.

 

 

Инфографика: из доклада «Магазин магазинов» «Международные бренды 2016. Степень развития в России» и Уральской палаты недвижимости. 

 

 

Просмотров: 6709

Автор: Екатерина Турдакина

© JustMedia




Новости партнеров


Loading...

Комментарии ВКонтакте


Комментарии facebook


Читайте также