Иностранцы предложили Екатеринбургу менять архитектуру, транспорт и лицо

Форум «Креативный город» прошел в рамках «ИННОПРОМа-2012».

Иностранцы предложили Екатеринбургу менять архитектуру, транспорт и лицо - Фото 1

 

Форум «Креативный город» в рамках международной промышленной выставки «ИННОПРОМ-2012» оказался жарким. Несмотря на то что экспертами на нем выступали архитекторы и философы из солнечных Италии и Испании, жару здесь задавали суровые уральцы.
 

Иностранцы предложили Екатеринбургу менять архитектуру, транспорт и лицо - Фото 2

Мероприятие, скорее всего, задумывалось, как обмен опытом с европейскими коллегами, но не получилось. Видимо, иностранцы неправильно поняли смысл форума. И вместо ценного опыта привезли бесценные философские рассуждения.

«Основой в развитии городов во все времена была культура,— начал лекцию профессор архитектуры независимого университета Барселоны Хосе Асебильо Марин.— Однако в XIX веке культуру сменило техническое развитие. Развитие промышленности стало менять жизнь в городе, она стала развиваться параллельно с развитием аэропортов, дорог и мостов. Однако в конце XX века снова поменялись тенденции. Стремительное развитие информационных технологий стало влиять на качество развития».

Плавно лекция перетекла в более конструктивное русло. Хосе Асебильо Марин заговорил об эффективности городов, о их стремлении к метаболизму (после выходных всегда наступают будни, после праздничных дней — рабочие).
 

Иностранцы предложили Екатеринбургу менять архитектуру, транспорт и лицо - Фото 3

Архитектор заговорил о насущных проблемах и том, как в идеале они должны решиться. Хотя, говорят, идеала достичь невозможно.

«Сейчас мы наблюдаем огромное количество транспорта,— рассказал Хосе Асебильо.— В Барселоне в часы пик машин в два раза больше, чем в Москве. Нужны матрицы для нового передвижения по городу. Надо перейти от общественного транспорта к индивидуальному, причем это должны быть не просто машины, это должны быть компактные одноместные электромобили».
 

Иностранцы предложили Екатеринбургу менять архитектуру, транспорт и лицо - Фото 4

Архитектор щелкал пультом и за его спиной на белой стене один за другим сменялись кадры футуристических капсул на колесиках, которые складываются на парковках едва ли не до размеров чемодана.

«Измениться должны и дороги,— продолжал фантазировать архитектор.— Они должны вырабатывать электричество от движения транспорта по ним. Над такими дорогами уже работают в Японии, они уже есть в Тель-Авиве».

В конце лекции именитый архитектор покритиковал архитектуру Екатеринбурга:
 

Иностранцы предложили Екатеринбургу менять архитектуру, транспорт и лицо - Фото 5

«У вас слишком зеленый город, вам нужно отречься от чрезмерно зеленой архитектуры,— заявил Хосе Асебильо.— Я прошелся по выставке, посмотрел некоторые макеты. Какие-то нелепые, абсолютно уродливые башенки, уродство которых компенсируется зеленым деревом. Это очень глупо».

Вообще, тема мобильного транспорта так или иначе мелькала в докладах всех иностранных экспертов. Профессор института архитектуры Барселоны Александр Иванчич заявил, что многие испанцы отказываются от автомобилей в пользу велосипедов. Поэтому сейчас они работают над массовым внедрением электровелосипедов.
 

Иностранцы предложили Екатеринбургу менять архитектуру, транспорт и лицо - Фото 6

Профессор антропологии из Италии Франко Ла Чекла поделился своими впечатлениями от прогулки по Екатеринбургу. Итальянцу не понравилась «площадь сразу за мостом на центральном проспекте». Вероятно, профессор говорил либо о площади 1905 года, либо о площади Труда.

Франко Ла Чекла говорил о том, что любой город может изменить свое лицо, повинуясь требованиям времени: «У нас в Италии есть город Турин, который раньше был промышленным. Он перестал производить автомобили, но это ему не помешало. Город смог измениться и обрел свое лицо, стал культурным городом. Проблема Екатеринбурга — большие пространства, их тяжело колонизировать».

В отличие от иностранцев наши спикеры говорили ближе к теме. Проректор УрФУ Дмитрий Бугров уверен, что развитие города зависит от количества туристов.

«Никогда не поздно включиться в гонку за туристическую привлекательность,— считает педагог.— Туристический интерес актуален в любом возрасте, и многие европейцы любят открывать для себя новые страны в достаточно преклонном возрасте, уже выйдя на пенсию. А на рынке глобального туризма особенно ценна креативность. Даже наша молодежь отошла от отдыха уровня трех S — Sea, Sun, Sand (море, солнце, песок — прим. ред.). Мы устаем от европейских столиц и едем в Латинскую Америку или Африку. Мне нравится сравнение с Турином, но оно слишком лестное. Нам бы ваш музей египтологии или «Ювентус»…»
 

Иностранцы предложили Екатеринбургу менять архитектуру, транспорт и лицо - Фото 7

Директор центра современного искусства Алиса Прудникова затянула старую песню об индустриальной биеннале. Она сравнила свое творение с американским опытом: «Правда, у нас проходит индустриальная биеннале, а в Сан-Хосе — постиндустриальная».

Идеальную, но какую-то мутную картину черными красками реальности украсил глава гильдии управляющих и девелоперов Урала Андрей Бриль: «Туристам в Екатеринбурге делать нечего! Сюда едут только по делам и вынуждены убивать свое свободное время, знакомясь с местной культурой. Наша заявка на ЭКСПО-2020 представлена, как глобальный разум. Но что это? Я не понимаю. И поэтому считаю, что нам надо представлять Екатеринбург, как полуторамиллионный город, который находится в процессе трансформации».

Андрей Бриль выделил несколько основных проблем Екатеринбурга. Первая, по его мнению, это плотность застройки в центре: «Зачем устраивать деградацию центра, если в городе много места? Ветхие дома, промзоны, пятиэтажные хрущевки, которые тоже отживают свой срок. На их месте и можно вести застройку».
 

Иностранцы предложили Екатеринбургу менять архитектуру, транспорт и лицо - Фото 8

Другие проблемы — это необходимость комплексной реконструкции инженерной инфраструктуры города и отсутствие социального жилья.

«Кроме того, нам не хватает ресторанов с нормальной едой и ценами,— заявил Бриль.— Таких цен я даже в Париже не видел. Не хватает культурных событий мирового уровня, рекреационных зон, медицины, образования, дорог и памятников архитектуры. У нас нет памятников архитектуры, кроме купеческих лабазов и невнятных домиков, в которых когда-то останавливались второсортные купцы и революционеры. Нет даже достойных зданий эпохи конструктивизма, памятников материальной и духовной нищеты».

Впрочем, по мнению Андрея Бриля, город не безнадежен. Просто не надо пытаться сделать его для туристов, а надо делать для жителей. 

 

ФОТОрепортаж с форума «Креативный город» смотрите здесь.

 

Просмотров: 3907

Автор:

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости