Артемий Кызласов: «Крупнейшие корпорации уровня UralBoeingManufacturing могут появиться еще в первой очереди «Титановой долины»». ИНТЕРВЬЮ

Генеральный директор ОЭЗ – о ближайших перспективах развития, резидентах и преференциях для региона.

Артемий Кызласов: «Крупнейшие корпорации уровня UralBoeingManufacturing могут появиться еще в первой очереди «Титановой долины»». ИНТЕРВЬЮ - Фото 1
Артемий Кызласов: «Крупнейшие корпорации уровня UralBoeingManufacturing могут появиться еще в первой очереди «Титановой долины»». ИНТЕРВЬЮ

Развитие особой экономической зоны «Титановая долина», которая находится в Верхней Салде, вызывает неоднозначную реакцию у свердловчан Одни рады новым возможностям, которые появятся с запуском первой очереди в эксплуатацию, другие, и таких значительно больше, - недоумевает по поводу того, что это за проект и почему в него вливают внушительные суммы из областного бюджета. Генеральный директор «Титановой долины» Артемий Кызласов вызвался устранить информационный вакуум и рассказал JustMedia.ru о том, сколько времени понадобится для самоокупаемости ОЭЗ, когда заработает завод UralBoeingManufacturing и через сколько лет в Свердловской области начнут строить самолеты L-410.

 

 

Артемий Кызласов: «Крупнейшие корпорации уровня UralBoeingManufacturing могут появиться еще в первой очереди «Титановой долины»». ИНТЕРВЬЮ - Фото 2
Артемий Кызласов: «Крупнейшие корпорации уровня UralBoeingManufacturing могут появиться еще в первой очереди «Титановой долины»». ИНТЕРВЬЮ - Фото 3

 

- Что на сегодняшний день представляет собой особая экономическая зона «Титановая долина»?

 

- Это сформировавшаяся индустриальная площадка, которая содержит в себе более 220 километров инженерных сетей. Для сравнения, московский метрополитен обладает протяженность в 270 километров. К сегодняшнему дню мы построили внеплощадочные и внутриплощадочные объекты: газоснабжения, водоснабжения, электроснабжения, канализацию, таможенную инфраструктуру, часть дорог и освещения.

 

Сейчас мы находимся на том этапе, когда начинается жизнь. Четыре резидента строят заводы, еще три – готовятся к реализации своих проектов. В следующем году две компании уже запустят свои производства. Речь идет не только о заводе UralBoeingManufacturing, но и о компании «Зибус», которая будет выпускать титановые импланты и инструменты для нейрохирургии. Эти изделия сегодня в России почти не производятся, 90%   - импорт. В 2018 году также закончит строительство резидент «Инструментальное производство Миникат» — производитель фрез для обработки титана под известным брендом Minicut.

 

- Есть ли у «Титановой долины» какие-то пространственные пределы развития?

 

- На данный момент территория ОЭЗ в Верхней Салде почти 300 гектаров. Ее мощности и площади хватит, чтобы обеспечить одновременную работу 18-20 заводов. Поэтому мы концентрируемся на определенных отраслях, а не берем все промышленные компании подряд. Так, например, новый наш крупный резидент – компания «СТОД-Урал», которая взяла 70 гектаров и инвестирует в производство OSB-плит и LVL-бруса почти 11 миллиардов рублей.

 

 

Артемий Кызласов: «Крупнейшие корпорации уровня UralBoeingManufacturing могут появиться еще в первой очереди «Титановой долины»». ИНТЕРВЬЮ - Фото 4

 

 - Как в «Титановой долине» стало возможно появление такого резидента, как деревообработчик «СТОД»? Причем тут брус и титан?

 

- В целом, особые экономические зоны создаются для того, чтобы разнообразить производство и экономику региона, обеспечить появление новых точек роста и возможностей. Несмотря на свое название, «Титановая долина» - это универсальная зона промышленно-производственного типа. Таких в России всего десять. Спектр наших отраслей — металлургия, машиностроение, авиастроение, станкостроение, строительные материалы, медицинские изделия, нефтегазовое оборудовании.

 

Свердловчане как налогоплательщики, наверное, и хотели бы, чтобы в «Титановой долине» были только авиастроители с мировым именем, но есть вещи поважнее имиджа. Например, рабочие места. ОЭЗ находится в Верхней Салде, на границе Нижняя Салда, а в 26-27 километрах – Нижний Тагил. Три металлургических города, где должна быть работа не только для мужчин, но для женщин. Поэтому нам интересны деревообработка, производство медицинских инструментов и стройматериалов.

 

- Можете предположить, сколько рабочих мест появится с введением производства компании «СТОД-Урал» в эксплуатацию?

 

— Помимо экономического эффекта, велико социальное значение этого проекта. Благодаря резиденту в ОЭЗ будут созданы 500 рабочих мест и еще 800 в сфере лесозаготовки в соседних муниципалитетах. Такое крупное производство позволит диверсифицировать экономику Верхней Салды и снять напряжение, связанное со статусом моногорода.

 

К тому же, глубокая деревообработка – новая компетенция для нашего региона. Она позволит лучше осваивать северные районы, где ведется заготовка леса. Это отличная возможность для Свердловской области встать на один уровень с такими грандами данной отрасли, как Красноярский край или Республика Карелия.

 

— Появилась информация, что этот проект замораживается на неопределенное время. Это действительно так?

 

Да, в реализации проекта возникли административные препятствия, которые мы с КРСУ и  свердловским правительством при личном участии губернатора Евгения Куйвашева пытаемся решить. На этот период «СТОД-Урал» остановил проектирование. Но, думаю, решение найдем, и реализация проекта скоро возобновится.


 

Артемий Кызласов: «Крупнейшие корпорации уровня UralBoeingManufacturing могут появиться еще в первой очереди «Титановой долины»». ИНТЕРВЬЮ - Фото 5
Артемий Кызласов: «Крупнейшие корпорации уровня UralBoeingManufacturing могут появиться еще в первой очереди «Титановой долины»». ИНТЕРВЬЮ - Фото 6

 

- Является ли такой производственный баланс ключевым преимуществом «Титановой долины» над остальными особыми экономическими зонами Российской Федерации?

 

- Все промышленные ОЭЗ имеют определенную специфику. Например, те зоны, которые создавались 10-12 лет назад, например, ОЭЗ «Липецк» или ОЭЗ «Алабуга» (Республика Татарстан – прим.ред.), уже осваивают гигантские территории. Там нужен значительно более широкий перечень отраслей, чтобы заполнить такой объем. Другой пример: особая экономическая зона «Тольятти» специализируется на автомобильной продукции, что обусловлено, прежде всего, соседством с АвтоВазом.

 

«Титановую долину» среди остальных ОЭЗ выделяют самые лучшие условия налогообложения и местоположение. Свердловская область – это индустриальный центр страны, поэтому здесь для инвестора возможности для промышленной и деловой кооперации значительно шире. У нас в регионе благоприятнейшие условия для компаний, которые стремятся быть ближе к сырьевой базе, рынкам сбыта и поставщикам.

 

- Ходили слухи по поводу строительства неформатного для «Титановой долины» объекта – крупного тепличного комплекса. Можете их подтвердить или опровергнуть?

 

- Несколько лет назад между Нижним Тагилом и Верхней Салдой на площади 500 гектаров действительно планировали реализовать такой проект для того, чтобы обеспечить свежими овощами Свердловскую и частично Тюменскую области. Для компании, которая инициировала создание тепличного комплекса,  были очень важны преференции особой экономической зоны, так как планировался большой завоз импортного оборудования. Однако после скачкообразного роста курса проект заморозили. Думаю, в «Титановой долине» его уже точно не будет.


 

Артемий Кызласов: «Крупнейшие корпорации уровня UralBoeingManufacturing могут появиться еще в первой очереди «Титановой долины»». ИНТЕРВЬЮ - Фото 7
Артемий Кызласов: «Крупнейшие корпорации уровня UralBoeingManufacturing могут появиться еще в первой очереди «Титановой долины»». ИНТЕРВЬЮ - Фото 8

 

- Как резиденты «Титановой долины» ощутили на себе свободный таможенный режим, который начал действовать в «Титановой долине» с 1 ноября?

 

- Я не думаю, что 1 ноября они заметили разницу. За исключением изменения порядка проведения строительных работ. С одной стороны, сейчас все машины, весь груз проходят через таможенный контроль, а, значит, каждый раз необходимо оформлять документы. С другой - приступившие к завозу оборудования резиденты UralBoeingManufacturing и «Зибуса» в ближайшее время получат порядка 70 миллионов рублей льгот по таможенным платежам.

 

- Какими способами компании становятся резидентами «Титановой долины»?

 

- Мы изучаем технологическую цепочку в регионе и понимаем, что есть некое белое пятно, которое еще ничем не заполнено. После этого смотрим, какие компании могут производить продукцию в рамках этого пустого места, и начинаем с ними прорабатывать возможности. Это лучший вариант, потому что компания сразу садится в гнездо, получая поставщиков исходного сырья и потребителей готовой продукции.

 

Кроме того, в этом году мы зафиксировали рост качественных входящих запросов от бизнеса на размещение завода в «Титановой долине». Готовность индустриальной площадки стала мощным фактором для инвесторов.


 

Артемий Кызласов: «Крупнейшие корпорации уровня UralBoeingManufacturing могут появиться еще в первой очереди «Титановой долины»». ИНТЕРВЬЮ - Фото 9

 

- На какой стадии сейчас находится строительство инфраструктуры в «Титановой долине»?

 

В этом году мы достроили инженерную инфраструктуру необходимую для текущих и части будущих резидентов. Сейчас здесь есть условия для одновременной работы 10-и небольших заводов. ОЭЗ «Титановая долина» создана в декабре 2010 года, фактически строительство началось в 2012 году. В этот период на площадке в Верхней Салде не хватало ресурсов, чтобы вскипятить чайник. Она представляла из себя чистое поле, с полным отсутствием внутренних и внешних подводящих сетей и сложными инженерно-геологическими условиями.

 

Будущее развитие площадки связано с созданием социальной и транспортной инфраструктуры. Требуется строительство складско-логистической станции на базе железнодорожной станции в Верхней Салде, жилого микрорайона для сотрудников резидентов. Также уже пора приступать к модернизации подстанции «Титан» для увеличения ее мощности с 10 МВт до 50МВт. Она изначально была построена с такой перспективной возможностью. Мы должны идти с неким опережением, ведь уже сейчас запрос резидентов в энергопотреблении превышает 20 МВт. А свои производства они запустят в ближайший год-два. Общая проектная мощность площадки — 70 МВт.

 

- Когда будут введены в эксплуатацию производства ваших резидентов?

 

- Первым - в начале 2018 года - промышленное производство запустит «Зибус», потом Minicut, во второй половине года это планирует сделать UralBoeingManufacturingи. «СТОД-Урал», «Микромет», «Русмед» в планах начать выпуск готовой продукции в 2019 году.

 

 

Артемий Кызласов: «Крупнейшие корпорации уровня UralBoeingManufacturing могут появиться еще в первой очереди «Титановой долины»». ИНТЕРВЬЮ - Фото 10

 

- Из каких источников происходит финансирование «Титановой долины»? Есть ли у ОЭЗ частные инвесторы?

 

- Думаю, частные инвесторы появятся позже: во второй очереди или при строительстве таких крупных объектов, как железнодорожная станция и жилой микрорайон.

 

Сейчас у ОАО «ОЭЗ «Титановая долина» учредитель — государство в лице АО «Особые экономические зоны» и МУГИСО. Всего они инвестировали в проект 3,8 миллиардов рублей. Изначально она создавалась за счет средств регионального бюджета. Потом — в конце 2013 начале 2014 годов — из федерального бюджета был выделен миллиард рублей. Когда мы вновь получим федеральную поддержку, пока неизвестно, так как сейчас на этом уровне происходит изменение механизмов финансирования.

 

- То есть информация о прекращении финансирования «Титановой долины» из федерального бюджета не соответствует действительности?

 

- Сегодня Минэкономразвития РФ готовит новый порядок федерального финансирования ОЭЗ. После его подписания регионы получат возможность компенсировать свои расходы за счет фактических налогов от резидентов (акцизы, налог на прибыль, НДС, водный налог, таможенные пошлины) в федеральный бюджет. Так что в конце концов Свердловская область вернет все деньги, вложенные в развитие «Титановой долины». Еще на этапе создания производств ее резиденты заплатили почти 100 млн рублей налогов.

 

Артемий Кызласов: «Крупнейшие корпорации уровня UralBoeingManufacturing могут появиться еще в первой очереди «Титановой долины»». ИНТЕРВЬЮ - Фото 11

 

- Если «Титановая долина» существует за счет средств налогоплательщиков, то какая выгода от ее существования для обычных жителей Свердловской области?

 

- Функционирование и развитие нашей зоны приведет к появлению новых промышленных компетенций для региона. Зарплаты станут выше, появятся новые производства, увеличится количество рабочих мест и, как следствие этого, станет больше специальностей. Например, никогда в Свердловской области не готовили летчиков-испытателей, а с началом функционирования второй очереди «Титановой долины» они станут необходимы.

 

- Какое предприятие станет ключевым резидентом второй очереди «Титановой долины»?

 

- Уральский завод гражданской авиации и его проект по сборке самолетов L-410. Это новая компетенция региона. Ранее в области собирали небольшие самолеты, однако здесь речь идет о другом уровне технологий. Во второй очереди будет не только сборка машин из готовых чешских деталей, но и производство комплектующих. При этом какие-то отдельные компоненты будущего самолета станут строить местные локальные компании, которые начинают кооперироватьсяс УЗГА. К настоящему времени с потенциальными инвесторами подписаны еще около 10 соглашений о намерении финансирования своих проектов. К 2027 году на предприятиях резидентов планируется создать порядка 1100 рабочих мест.

 

Правительство Свердловской области совместно с управляющей компанией «Титановой долины» провели большой объем работ по формированию заявки в Минэкономразвития РФ для получения статуса ОЭЗ. Мы ожидаем, что к середине следующего года площадка «Уктус» официально станет особой экономической зоной.

 

Артемий Кызласов: «Крупнейшие корпорации уровня UralBoeingManufacturing могут появиться еще в первой очереди «Титановой долины»». ИНТЕРВЬЮ - Фото 12

 

- Сколько времени потребуется для полной самоокупаемости «Титановой долины»?

 

- У проектов особых экономических зон существует несколько критериев окупаемости. Первый показатель - это соотношение инвестиций, вложенных государством и резидентами. Еще до введения ОЭЗ в эксплуатацию, мы уже превысили показатель 1 к 1. На 3,8 миллиардов рублей госинвестиций у нас 5,7 миллиардов частных вложений — денег, которые резиденты уже инвестировали в создание производств в «Титановой долине».

 

Второй показатель — соотношение вложенных денег государством и объем полученных налогов. Масштабные поступления в этом показатели начинаются после 10 года запуска объектов, а до этого срока государство получает только НДС и НДФЛ.  Предварительно, здесь мы сможем окупить вложения через 7-11 лет. Этот показатель не принципиален, так как зоны создаются для того чтобы на 1 вложенный государством рубль пришлось 2-3 рубля, полученные от резидентов, а также чтобы появились рабочие места, упала безработица и увеличился уровень жизни.

 

В-третьих, это окупаемость наших действий. Здесь речь идет о продаже наших услуг резидентам.

 

- О каких услугах идет речь?

 

В связи с изменением порядка федеральной поддержки ОЭЗ управляющая компания «Титановой долины», как и некоторые УК других особых зон, рассматривает и внедряет механизмы коммерциализации своей деятельности. Во-первых, после запуска заводов управляющие компании зарабатывают на оказании услуг резидентам: клининг, сервисное обслуживание сетей, юридические услуги. Во-вторых, разрабатываем перечень услуг, которые мы можем предоставлять сторонним контрагентам — услуги стройконтроля, проектирования, консалтинг для частных индустриальных парков. Например, «Титановая долина» стала агентом по проектированию и организации строительства производственного комплекса под предприятие UBM. Выручка управляющей компании составила порядка 60 млн рублей. Сумма небольшая, но это лишь одна стройка. Глобальная перспектива— возможность брать под управление частные индустриальные площадки.

 

 

Артемий Кызласов: «Крупнейшие корпорации уровня UralBoeingManufacturing могут появиться еще в первой очереди «Титановой долины»». ИНТЕРВЬЮ - Фото 13

 

- Когда будет полностью завершено строительство первой очереди «Титановой долины»?

 

- При нормальном финансировании работы будут завершены к концу следующего года. Это не сильно критично, потому что сейчас начинается движение на опережение. Крупные объекты вроде железнодорожной станции или жилого поселка очень дорогие, поэтому у меня нет понимания, когда они будут закончены.

 

- Стоит ли ждать появления в «Титановой долине» появления таких же крупных иностранных резидентов, как Boeing?

 

- Сейчас идет ряд переговоров с крупнейшими компаниями, некоторый из которых уже на завершающей и даже организационной стадии. Их названия, по понятным причинам, я назвать не могу, но я надеюсь, что они появятся еще в первой очереди. 

 

 

Просмотров: 10460

Автор:

Фотограф: Станислав Насонов

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Павел Пивоваров, политтехнолог:

«Здесь мало, что есть, но мы есть. Дождь для нас»

пятница, 29 марта

Сегодня

+8
+8
+8
+8
Днем
+1
+1
Вечером

Последние события

В теракте в «Крокусе» погиб полковник ГРУ, приехавший в отпуск с СВО

Сегодня в 13:57

В теракте в «Крокусе» погиб полковник ГРУ, приехавший в отпуск с СВО

Мужчина получил три огнестрельных ранения и скончался в больнице.

В Армении запретили трансляцию передач Владимира Соловьева

Сегодня в 13:28

В Армении запретили трансляцию передач Владимира Соловьева

Причиной стали «постоянные нарушения» межправительственного соглашения.

Владилен Фуфаров дал первый комментарий о работе «СМАКа» после иска генпрокуратуры

Сегодня в 13:02

Владилен Фуфаров дал первый комментарий о работе «СМАКа» после иска генпрокуратуры

Ведомство пытается национализировать все активы концерна «Макфа».

Россиянин месяц употреблял перец «Каролина Риппер» и из-за этого скончался

Сегодня в 12:42

Россиянин месяц употреблял перец «Каролина Риппер» и из-за этого скончался

Данный сорт перца считается самым жгучим, его острота достигает 2,2 млн сковиллей.

Генпрокуратура хочет национализировать хлебокомбинат «СМАК»

Сегодня в 12:24

Генпрокуратура хочет национализировать хлебокомбинат «СМАК»

Иск об изъятии активов концерна «Макфа» подан в Центральный районный суд Челябинска.