ОТКРЫТАЯ ПОЗИЦИЯ. Сергей Мошкин: «Основным содержанием четвертого срока Путина будет выбор сценария, которым срок закончится»

Чего ждать россиянам после 18 марта 2018 года.

ОТКРЫТАЯ ПОЗИЦИЯ. Сергей Мошкин: «Основным содержанием четвертого срока Путина будет выбор сценария, которым срок закончится» - Фото 1
ОТКРЫТАЯ ПОЗИЦИЯ. Сергей Мошкин: «Основным содержанием четвертого срока Путина будет выбор сценария, которым срок закончится»

 

Чуть больше месяца осталось до главных выборов в стране – выборов Президента России. И поскольку результаты их предопределены с вероятностью 99,9%, эксперты JustMedia.ru прогнозируют, чего стоит ждать россиянам от четвертого срока Владимира Путин. Мы задали известным политологам, политтехнологам, депутатам и чиновникам просты вопросы, чтобы понять, как будет развиваться жизнь в России в ближайшие шесть лет. Пойдет Путин по пути либерализации или, наоборот, будет закручивать гайки? Какова судьба Дмитрия Медведева и кабинета министров. И, наконец, кто станет преемником «вечного Президента»?

 

Сегодня на вопросы JustMedia.ru отвечает политолог, доктор политических наук Сергей Мошкин.

 

ОТКРЫТАЯ ПОЗИЦИЯ. Сергей Мошкин: «Основным содержанием четвертого срока Путина будет выбор сценария, которым срок закончится» - Фото 2

 

После мартовских выборов Путин частично поменяет кабинет министров. По персоналиям трудно прогнозировать. Какие-то жертвы все равно будут публично принесены. Тут сложно судить, потому что, когда появляется легальная возможность обновить кабинет, грех этим не воспользоваться. Это происходит на региональном уровне после выборов губернатора, это же должно происходить и на национальном уровне после выборов президента. А вот уберут из-за того, что он не устраивает, или принесут в жертву незаслуженно, об этом судить сложно. Будем смотреть внимательно на коллективную расстановку. Мы же понимаем, что нынешний Кремль и Старая площадь достаточно неоднородны, там есть группы влияния. Какая-то из этих групп усилится, какая-то ослабнет. Путин, к сожалению, себя поставил в такое положение, что он вынужден со всеми этими группами считаться и каким-то образом их уравновешивать. Так что после выборов мы увидим очередной раунд этого уравновешивания.

 

Очевидно, что на четвертом сроке Путин продемонстрирует готовность к некоторым реформам. Возможно, они будут объявлены и даже начаты. Завершатся они или нет, этого я сказать не могу. Скорее всего нет. Но он продемонстрирует намерение каких-то подвижек в общественной и политической жизни.

 

В реформировании у нас нуждается все. Но ни одна реформа, которая за последние 18 лет была начата, не реализована до конца. Это и административная, управленческая реформа, пенсионная, которая в очередной раз заходит в тупик, милицейская реформа Нургалиева, судебная. Куда ни ткни, одни провалы. Очевидно, нужна реформа межбюджетных отношений, как на федеральном, так и на региональном уровне, потому что довели регионы до нищенского положения из-за несправедливого распределения заработанных денег. Это только кажется, что государство сильное и мощное, на самом деле, оно достаточно рыхлое. Когда государство не выполняет основных своих функций, когда сплошные тормоза и непрохождение сигнала, это говорит о том, что оно больно.

 

Впрочем, рассуждать о реформах можно только в том случае, если рассчитывать, что будет истинное решение реформировать страну, сделать государство эффективным, общество здоровым. Но скорее всего мы увидим только демонстрацию реформаторских попыток при сохранении сущности режима. У нас политика превратилась в пиар. Вместо политических шагов и действий у нас зачастую беспокоятся только о пиар-сопровождении.

 

Что касается либерализации или закручивания гаек, это будет сделано, на мой взгляд, достаточно неоднозначно на фоне демонстрации каких-то реформаторских начинаний. Кое-что уже сейчас стало появляться – вот нам демонстрируют жесткую борьбу с коррупцией в Дагестане. А ведь Путин это еще в 2000 году обещал. У него три тезиса было, которые он занес в президентский срок: остановить войну в Чечне, победить коррупцию и сделать Россию мировой державой. Думаю, по приходу на четвертый срок какие-то такие демонстрации реформаторских попыток будут происходить.

 

Самой главной бедой и проблемой станет то, что основным содержанием четвертого этапа Путина будет выбор сценария, которым срок закончится. Ему предстоит выбрать - все-таки добровольно уйти с должности, как этого требует Конституция, или найти какой-то вариант, чтобы власть за собой сохранить – формальную или номинальную. Под формальной я имею ввиду попытку изменить Конституцию и остаться во главе государства. Номинально – это придумать нечто, где бы он не терял влияния, при этом отойдя от власти. Такой сценарий тоже в принципе возможен. Я думаю, что основное содержание четвертого срока будет заключаться именно в этом.

 

Это не означает какой-то либерализации во внутренней политике, потому что либерализация в этом смысле означает элементарный набор критических действий, которые по-своему угрожают правлению Владимира Владимировича. Поэтому, думаю, на это он вряд ли согласится. Я имею виду нормализацию института выборов, возвращение конкуренции, независимость судов и вынесение судами правомерных и справедливых решений, устранение пропагандистской монополии на государственных каналах, возврат к политике гласности и свободы слова, выполнение, сохранение и обеспечение гражданских прав и свобод, в том числе уличной и политической активности. Казалось бы, эти вещи надо делать, но они будут страшны для Владимира Владимировича, потому что они сразу потянут за собой вопросы о нормальной процедуре смены власти. У нас, к сожалению, за все перестроечные и постперестроечные годы нормальные процедуры преемственности власти не произошли. Пока было только два квазимонархических сценария – это к Путину от Ельцина и промежуточный технический вариант к Медведеву от Путина. Поэтому главное содержание четвертого срока будет заключаться в поиске модели, что делать дальше. И на что решится Владимир Владимирович, пока сказать трудно. Я думаю, что он все-таки попытается так или иначе, соблюдая приличия в общественном мнении, максимально законным, внешне квазизаконным способом сохранить власть за собой. А это потребует в свою очередь все-таки того или иного ужесточения режима.

 

Трагедия авторитарных личностей в том, что они не терпят рядом с собой преемников. Все эффективное и здравомыслящее вытаптывается, а преемником становятся подчас почти случайные люди. Достаточно вспомнить судьбу самого Путина. Фактически за три года он прошел путь от замглавы города до Президента. Здесь логика, как правило не просматривается, зачастую это случайное стечение обстоятельств.

 

Что касается внешней политики, не думаю, что тут пойдут какие-то серьезные подвижки, которые могли бы нормализовать ситуацию с Европой, с Америкой, поскольку для Путина это принципиальные вопросы. В первую очередь, вопрос по Украине. Возможно на юго-востоке Украины кризис так или иначе удастся разрешить не в пользу России, по крайней мере, не в пользу той модели, которую пытались реализовать с 2014 года. Но самым больным гвоздем и точкой раздора и непонимания будет Крым, на возврат которого, безусловно, Путин не пойдет. Это будет означать сохранение конфронтационного режима с Европой и США.

 

Записал Евгений Катыхин.

Просмотров: 8801

Автор:

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости