Точка зрения полпреда о том, как должен оцениваться труд учителя.
Полномочный представитель Президента РФ в УрФО Игорь Холманских традиционно каждые полгода дает пресс-конференции, отчитываясь перед журналистами о проделанной работе. Сегодня состоялась очередная. За час общения с журналистами полпред озвучил свою точку зрения по многим актуальным вопросам, отвечая, как правило, лаконично и не всегда конкретно. Однако, вопрос о снижении зарплат учителей, похоже, задел Холманских за живое. В ответ полпред выдал приличный монолог, который мы решили привести без купюр:
* * *
«Действительно, в Свердловской области несколько таких случаев было, когда зарплата педагогов за сентябрь оказалась несколько ниже, чем, например, за тот же август. Я знаю, что в проверочные мероприятия уже включился ОНФ, уже прокуратура работает и создана комиссия в самой области Свердловской для того, чтобы разобраться с каждым конкретным случаем. Конечно же, мы эту ситуацию проанализировали и посмотрели, но могу сказать, что здесь нет системной ошибки. Здесь есть конкретные чиновники, конкретные люди, которые свои должностные обязанности выполнили ненадлежащим образом. Надеюсь, что эти люди в органах власти субъектов будут наказаны. Эти случаи должны быть устранены.
Говоря о зарплатах учителей, мне бы хотелось немного шире на этот вопрос посмотреть. Не только на такие вопиющие случаи, когда у людей на пять, на шесть, на десять тысяч сокращается зарплата, должны наше внимание привлекать к зарплате учителей. Вот если мы говорим о зарплате учителя, а не о ставке, ставка учителя предполагает 18-часовую рабочую неделю. При этом они получают заработную плату не ниже средней по экономике субъекта. Люди, которые трудятся в экономике субъекта, работают 40-часовую рабочую неделю. Я думаю, что несколько справедливо будет, если учителя, получая заработную плату в среднем по экономике, будут работать несколько больше, чем на одну учительскую ставку. 40 и 18. При этом в экономике работает не только, условно говоря, кочегар, который берет лопату, гребет уголь и бросает в топку, но в том числе работают и высококвалифицированные рабочие, и инженеры, и конструктора, и технологи, труд которых тоже интеллектуален. Это один момент.
Следующий момент, когда мы два года назад обсуждали с губернаторами, как исполнить указ президента по повышению заработной платы учителей, мы не только искали, где взять эти средства, с помощью чего мы эту заработную плату повысим. Но в том числе мы смотрели, что заработная плата по экономике складывается не из 12 зарплат годовых, а из 13, потому что по результатам года обычно выплачиваются некие бонусы, которые называются стимуляцией, выслугой лет, но, тем не менее, эти начисления производятся где-то за январь и феврале выплачиваются. Т.е. при повышении зарплат учителям, мы эти моменты в субвенции тоже учли. Но при повышении зарплат государство справедливо полагало, я думаю, что качество труда преподавателей возрастет. Однако результаты по ЕГЭ в этом году показывают, что не улучшилась работа преподавателей. А все-таки закон экономики говорит о том, что только при повышении производительности труда возможен рост заработной платы. Если повышения производительности труда не происходит, а заработная плата растет, это людей только развращает. Она не заставляет их работать, она не выполняет ту функцию, которую выполняет зарплата. На этот момент тоже надо обращать внимание.
Ну и третий момент, когда мы говорим о зарплате учителей. Повышение заработной платы предполагало, что молодежи этот сектор станет интересен, и в школу придут преподавать молодые и креативные. Вот прошел уже год и три четверти 2014 года, что мы имеем? У нас самые молодые учителя на сегодняшний день на Ямале. Средний возраст – 39 лет. По России средний возраст преподавателя – более 50 лет. В начале октября полномочных представителей собирал Сергей Борисович Иванов (руководитель администрации Президента – прим. ред.), вместе с Минобром и другими ведомствами мы обсуждали результаты ЕГЭ за 2014 год. Там прозвучала интересная цифра, что по штатному расписанию учителей во всей Российской Федерации 1 миллион. Даже чуть больше. При этом была названа цифра, сколько у нас свободных ставок. В нормальном учреждении эти цифра была бы от 50 до 100 тысяч. На 90-95 процентов штатная численность заполнена, и то или иное подразделение может себе спокойно работать. Но свободных ставок учителей у нас на всю Российскую Федерацию у нас пять тысяч. Т.е. 99,9 и только во втором знаке после запятой появляется циферка чуть меньше девяти – пятерочка.
Теперь следующий момент. Молодой человек или девушка в 23 года заканчивает вуз. Работает - а учителя у нас в основном женщины - до 55 лет. От 55 отнимаем 23, получаем 32. Миллион делим на 32, ежегодно нам порядка 30-35 тысяч педагогов надо для того, чтобы они приходили в школу и начинали работать, заменяя более старшее поколение, которое пошло на покой. Что мы имеем по факту? В стране у нас готовится ежегодно 100 тысяч преподавателей. Из них по самым только оптимистичным оценкам порядка 25 процентов приходит в школы. Все остальные где-то растворяются. Поэтому мы опять же говорим про зарплату учителей. И как раз на этом совещании у Сергея Борисовича Иванова речь шла о том, что это ответственность субъектов, в каждом субъекте должны быть созданы аттестационные комиссии, через которые должны все наши преподаватели выходить. И чтобы действительно не получалось так, что директор и завуч, которые имеют огромный опыт работы, но при этом получают на порядок выше, чем те молодые учителя, которые приходят работать в школу. Ну не должно быть такого, чтобы так различался порядок цифр. Да, зарплаты у них должны быть более высокие, да, они более профессиональны, но опять же возникает вопрос, а до какого времени они будут показывать свой профессионализм? Все-таки, может быть пора и более молодым приходить? Это к вопросу о том, что такое зарплата учителей».
* * *
Снижение зарплат учителей в Свердловской области пошло с начала учебного года. Первыми тревогу забили преподаватели из Екатеринбурга, а информацию о снижении зарплат официально озвучил на заседании ЕГД замначальника управления образования Игорь Бурдаков. Почти сразу выяснилось, что виновато в этом областное правительство, скорректировавшее прогноз социально-экономического развития региона исходя из плачевного состояния бюджета. Уровень средней зарплаты по области снизили на тысячу рублей, после чего под него стали подгонять зарплаты учителей, срезав субвенции на выплату стимулирующей части на 164,5 миллиона рублей. Только в Екатеринбург область не перечислила 75 миллионов. Всю хронологию событий можно почитать в сюжете JustMedia.
После огласки ситуации с учителями губернатор Евгений Куйвашев распорядился создать специальную комиссию при минобре для расследования причин сокращения зарплат. Комиссия, состоящая из чиновников областного правительства, быстро обвинила в этом глав муниципалитетов, управления образования и директоров школ, а саму ситуацию назвала «сбоем».
Параллельно со спецкомиссией выявлением причин снижения зарплат педагогам занялся региональный штаб ОНФ. Активисты Народного фронта пришли к другому выводу – указы Президента РФ в Свердловской области выполняются не в полной мере. Соответствующую докладную штаб ОНФ передал в администрацию президента. По мнению одного из самых активных членов местного ОНФ, доверенного лица президента Евгения Артюха, понижение зарплат стало следствием решения правительства понизить средний уровень заработной платы в регионе.
Кстати, после сеанса разоблачения на заседании штаба ОНФ, замминистра образования Алесей Пахомов торжественно пообещал компенсировать всем педагогам недополученные деньги.
Просмотров: 6401
Автор: Евгений Катыхин