На Урале могут начать штрафовать избирателей, прогуливающих выборы. Эксперты: «Это логично, но преждевременно»

Свердловскую область называют одним из регионов, где могут обкатать новую систему уже в 2017 году.

На Урале могут начать штрафовать избирателей, прогуливающих выборы. Эксперты: «Это логично, но преждевременно» - Фото 1
На Урале могут начать штрафовать избирателей, прогуливающих выборы. Эксперты: «Это логично, но преждевременно»

В Москве идет активное обсуждение вопрос повышения явки на предстоящих президентских выборах 2018 года. По информации сразу нескольких федеральных СМИ, среди разных предложений обсуждают и возможность внесения изменений в законодательство, который сделают избирательное право граждан избирательной обязанностью, за игнорирование которой может быть введена ответственность. При этом «обкатка» новой системы может начаться уже в этом году на муниципальных и губернаторских выборах. Среди экспериментальных площадок называют и Средний Урал, где в 2017 году пройдут выборы губернатора и выборы в нескольких муниципалитетах.

 

Оценки политологов и источников в Администрации Президента свидетельствуют о том, что окончательной позиции по явке на выборах главы государства в 2018 году – повышать или наоборот снижать ­– до сих пор не выработано. Тем не менее, эксперты уже всерьез обсуждают инициативы, способные повысить интерес жителей к выборам и их ответственность за будущее региона и страны.

 

Авторы инициативы введения санкций за «прогул» выборов ссылаются на положительный опыт демократических государств. В частности, в Бельгии первое игнорирование голосования без уважительной причины стоит 25 евро, второе – 50 евро. Злостные нарушители и вовсе могут быть лишены права как избирать, так и быть избранными на госдолжности. При этом за последние 20 лет явка на выборах в Бельгии ни разу не упала ниже 89%. Аналогичная система существовала в Италии до 1993 года. Несмотря на то, что она была отменена, штрафы приучили итальянцев ответственно относиться к выборам, поэтому в стране до сих пор сохраняется высокая явка – порядка 70-80%.

 

Эксперты подчеркивают, что позитивный результат, как правило, достигается именно ограничительными мерами. А пропаганда и просветительская работа, наоборот, оборачиваются пустой тратой бюджетных средств. Например, проведенная накануне европейских выборов 2009 года кампания, призванная стимулировать активность избирателей, особого успеха не имела. Из фондов ЕС тогда на видео- и аудиоролики, листовки и 15 тысяч билбордов выделили 18 млн евро. Однако явка не превысила 50%.

 

Вероятность введения штрафных санкций не исключает депутат Госдумы от Свердловской области Андрей Альшевских. «В нашей стране возможно все», - иронизирует парламентарий, отмечая при этом, что готов поддержать инициативу, если авторы закнопректа тщательно изучать юридическую сторону предложения на предмет соответствия конституционным принципам Российской Федерации.

 

«В некоторых демократических странах ЕС внедрена такая норма, - поясняет Альшевских. - Но есть и другие варианты повышения явки. Например, когда голосование проходит в несколько дней, чтобы могли волеизъявиться люди, которые в первый день выборов работают. Обоснование штрафов вполне объективно – на организацию выборов тратятся деньги налогоплательщиков, логично, если те, кто срывает выборы, будет платить из своего кармана. Надо прощупать эту тему».

 

Сторонники радикального подхода отмечают, что с существующей сегодня в России явкой штрафными санкциями можно даже окупить выборы. Так, в Свердловской области избирательным правом обладают порядка 3 млн жителей. При это на участки приходит около 1 млн избирателей. Штраф за прогул выборов размером 1000 рублей дополнительно принес бы в региональный бюджет 2 млрд рублей.

 

Альшевских отмечает, что смысл стремления федеральных властей повысить явку тоже понятен и оправдан. В России принято ругать власть, но при этом люди не стремятся идти на выборы и принимать участие в формировании этой власти. «Вы сначала выберите, а потом критикуйте», - отмечает народный избранник.

 

Против инициативы штрафных санкций высказался депутат свердловского заксобрания Алексей Коробейников. Он напомнил, что в Конституции отмечено, что избирательное право россиян является добровольным, а давление и агитация запрещены даже за сутки до голосования. «Нам не надо копировать прямой опыт других стран», - соглашается директор Уральского института регионального законодательства Николай Воронин. Экс-спикер облдумы напоминает, что у нас есть свой опыт – советский, когда выборы были принудительными. А Алексей Коробейников приводит Советский Союз в качестве положительного примера альтернативного способа повышения явки.

 

«В советские времена существовала хорошая традиция – устраивать праздники на избирательных участках. Люди приходили отдохнуть и пообщаться друг с другом. Надо привлекать людей, говорить, что от их голоса зависит будущее», - отмечает парламентарий.

 

Председатель избиркома Екатеринбурга Илья Захаров добавляет, что инициатива введения штрафных санкций противоречит российскому менталитету:

 

«Россиян нельзя заставить. У нас ведь как? Если управляющая компания вешает объявление: «завтра субботник» - никто не придет. А если соседи сами решают собраться, прибрать двор, пожарить шашлыки, явка будет выше. Так же и с выборами. Если нас заставлять ходить на выборы официально, ни к чему хорошему это не приведет. Мы россияне, нас нельзя заставить, можно только уговорить».

 

Еще одну сторону российского менталитета, которая помешает в полной мере реализоваться этой инициативе, вспоминает директор «Центра Аналитик» Андрей Мозолин.

 

«Для нашей страны характерно время от времени голосование от противного. Если людей будут штрафовать, можно получить не тот результат, на который рассчитывали. Люди придут на выборы, но голосовать будут по-другому, не так, как хочется законодателю», - отмечает политолог.

 

Андрей Мозолин отмечает еще одну слабую сторону идеи введения штрафных санкций для прогульщиков:

 

«Сложен механизм контроля избирателей. Люди могут быть прописаны в одном месте, а жить в другом. У нас есть набор «мертвых душ», сложности со статистикой живых–неживых. Она может выдать обратный эффект».

 

Эксперты отмечают, что такая революционная реформа избирательного законодательства если и осуществима, то процесс этот будет длительным и трудоемким. При этом он вполне реалистичен. Но Россия еще не готова к подобному подходу, считает Николай Воронин. «Мы уже прошли это в советское время, сейчас эта инициатива преждевременна», - отмечает эксперт.

Просмотров: 4487

Автор:

Поделитесь в соцсетях
Понравилась новость? Тогда: Добавьте нас в закладки   или   Подпишитесь на наши новости

Павел Пивоваров, политтехнолог:

«Здесь мало, что есть, но мы есть. Дождь для нас»

пятница, 29 марта

Сегодня

+8
+8
+8
+8
Днем
+1
+1
Вечером