Сообщить новость
27 апреля в 16:21

«Кукла должна слушаться, даже если для этого придется с ней «воевать». Гуляем с JustMedia.ru по закулисью Театра кукол. ФОТО, ВИДЕО

Для сотрудников театра все персонажи спектаклей - настоящие живые существа со своим индивидуальным характером, поведением и требованиями.

«Кукла должна слушаться, даже если для этого придется с ней «воевать». Гуляем с JustMedia.ru по закулисью Театра кукол
«Кукла должна слушаться, даже если для этого придется с ней «воевать». Гуляем с JustMedia.ru по закулисью Театра кукол

Огромные безголовые шинели, королевские головы, Калифа-аиста в образе паука и много чего еще можно встретить в коридорах Театра кукол. По началу от увиденного становится немного жутковато, но когда ты видишь, с каким трепетом и любовью здесь относятся к куклам, то страхи куда-то улетучиваются. Для сотрудников театра все эти персонажи спектаклей не просто бездушные марионетки, а настоящие живые существа со своим индивидуальным характером, поведением и требованиями. Поэтому в стенах этого учреждения с куклами общаются, договариваются и даже «воюют» как с обычными людьми.

 

О закулисной жизни Екатеринбургского театра кукол в репортаже JustMedia.ru.

 

На входе нам выдали бахилы, и мы отправились изучать закоулки театра. Первой короткой остановкой стал большой зрительный зал. На сцене уже все приготовлено для вечерней постановки. По гордо парящей над сценой чайке и множеству ее сородичей, расставленных по разным углам, сразу понятно, что тут сегодня увидят зрители.

 

 

                                      В зале уже все приготовлено для постновки "Чайка"

 

Из зала отправляемся в фойе, колонны в котором выполнены в форме ног великанов, а шестеренки в центре напоминают механическое сердце театра. В витринах вдоль окон расположена выставка, экспозиция которой регулярно обновляется. Сегодня здесь расположились куклы из уже не идущих в театре спектаклей: синяя птица, Артемон из «Буратино», Дон Жуан и персонажи постановки «Бык, баран, свинья и другие».

 

 

                                    Колонны в фойе театра выполнены в форме ног великанов

 

К «Ночи музеев» здесь появится выставка кукол из спектакля по сказке Жорж Санд «Простофиля Грибуль и Господин Шмель». Режиссером и художником постановки была француженка Эмили Валантен. За эту работу в 2011 году ее удостоили «Золотой Маски».

 

Механическое сердце театра

 

Представленные в витрине куклы имеют разное устройство. Например, кот и пес – классические марионетки. Они управляются с помощью ниток и крестовины, которая называется вагой. В штоковых марионетках, помимо этого, есть еще и жесткий металлический штырь, который дополнительно держит куклу.

 

 

          Классические марионетки управляются с помощью и крестовины, которая называется вагой

 

По словам и.о. заведующего литературно-драматической частью Екатеринбургского театра кукол Марии Зыряновой, марионетки считаются самыми сложными в управлении из-за большого числа ниток. Кукольники должны чувствовать ее как музыкант скрипку.

 

«Несмотря на большой опыт работы, каждый раз получая новую куклу в руки, артисты должны привыкнуть к ней. Сделать это надо за 1-2 месяца пока идут репетиции спектакля. Это в драматических театрах репетиции идут параллельно с изготовлением декораций и пошивом костюмов. У нас, пока нет кукол, репетировать почти не имеет смысла», - отмечает Мария.

 

 

                                  Персонажи из спектакля «Калиф-аист», художник - Юлия Селаври
 

 

У каждой куклы свой образ, характер, поведение, но в конечном итоге она должна слушаться кукольника, а не наоборот. Поэтому, несмотря на хорошо знакомую систему, последним приходится договариваться, а нередко и «воевать» с куклами.

 

 

                                   Якоб из спектакля «Карлик нос», художник - Юлия Селаври

 

Делают в театре куклы и под конкретного артиста. Называют их портретными. Такой вид кукол используется для спектаклей, где артисты выходят на сцену в живом плане. Выходить из-за ширмы актеры начали в 1970-х годах. Причем очень часто это стали делать в театрах Свердловска, Челябинска, Магнитогорска. Феномен наших кукольников-новаторов впоследствии даже получил свое имя – «Уральская зона».

 

 

                                        Второй этаж театра выполнен в стилистике корабля

 

В живом плане артисты работали как в детских, так и во взрослых спектаклях. Так, в 1980-е годы в Театре кукол им. Вольховского в Челябинске репертуар детских и взрослых спектаклей был 50 на 50. Сегодня такой прием широко распространен. В итоге получается, что зрителю параллельно показывают две истории: взаимоотношения между куклами и кукольниками, играющими в живом плане.

 

 

 
«Те, кто никогда не был в театре кукол, или был лет 30 назад, порой сильно удивляются происходящему на сцене. У многих есть стереотип, что в кукольном театре должны быть только ежики и белочки на ширме или классические марионетки. Но мы работаем с разными формами, приемами. Театр кукол, как вид театра, дает нам поле для эксперимента. Но, к сожалению, не все зрители это готовы принять. Но любой прием всегда должен быть логичен и оправдан. Но в любом спектакле даже с участием артистов в живом плане, кукла будет главной. Хотя, например, в нашей «Чайке» кукол нет совсем, но все равно система существования актеров там не такая как, допустим, в драматическом театре. Все персонажи немного механические, схематичные, гротесковые, люди-маски», - рассказывает Мария Зырянова.
 

 

                               Калиф представлен в образе паука, художник - Юлия Селаври

 

С одной из кукол в живом плане - из спектакля «Калиф аист» - мы встретились в коридоре по дороге в реквизиторский цех. Калиф здесь представлен в образе паука. Честно сказать, выглядит немного жутковато. Вес конструкции - 6 кг, и вот, надевая ее, артисту приходится не просто стоять, а еще и быстро передвигаться по сцене. Представляете, какая у актеров хорошая физическая подготовка?! Нелегко приходится и тем, кто работает, например, за ширмой: им приходится держать кукол на вытянутых руках долгое время, и уровень (высота подъема куклы) должен быть все время одинаковым.

 

 

 

«Иногда привожу этот пример школьникам во время экскурсий по театру, и потом целыми классами они ходят по зданию с поднятыми руками», - улыбаясь, говорит Мария Зырянова.

 

 

 

Стоит отметить, что у каждого спектакля свои декорации и куклы, даже если персонажи одинаковые. Например, в этом театральном сезоне здесь поселились сразу два ослика. Один из спектакля «Калиф аист», второй – из фантазийного «Дон Кихота». Не используются в новых спектаклях куклы из старого репертуара. Даже привычные для многих белочки, ежики, зайчики изготавливаются каждый раз новые.

 

 

           Китайский вельможа из спектакля «Старая добрая сказка», художник - Юлия Селаври
 

И вот мы, наконец, в реквизиторском цехе. Здесь с потолка, полок и гребенок (устройства на которых хранятся куклы – прим. ред.) на нас смотрит три множество глаз. Вот Дон Кихот и двухметровый белый конь, а тут - Ромео и Джульетта, Фрекен Бок, Золушка.

 

 

  Персонажи спектакля «Сказка Фей, или Спящая Красавица», художник - Юлия Селаври

 

«У Золушки планшетная система управления. Ее ведут сразу 2 человека. Чтобы кукла ожила и смотрелась гармонично, артисты должны хорошо сработаться. Иначе получиться, что голова не будет знать, что делают руки и наоборот», - отмечает наша провожатая.

 

Вместе с ней мы попробовали управлять Золушкой, но у нас не очень хорошо получилось.

 

 

 

Рассказывая о куклах Мария, очень бережно с ними обращается и даже разговаривает.

 

 

                                   Чудище из «Калифа аиста», художник - Юлия Селаври

 

«Иди ко мне», - говорит она чудищу из «Калифа аиста», чтобы во всей красе показать его нам.

 

 

 

«Раньше я, как и ты, опасалась брать кукол в руки, казалось, что я могу испортить механизм. Страх прошел за один день. В прошлую «Ночь музеев» мы устраивали большую выставку в фойе. И чтобы люди ничего не испортили, мы сами показывали им кукол. Тогда за один день через мои руки прошли десятки персонажей», - отмечает и.о. заведующего литературно-драматической частью Екатеринбургского театра кукол.

 

 

При близком рассмотрении оказалось, что у многих кукол по 4 пальца на руках. Оказывается, что это сделано специально, потому как, когда делают по 5 пальцев, у зрителей возникает оптический обман зрения и им кажется, что их шесть. А четыре со сцены выглядят как пять.

 

 

 

Одна из гребенок, где живут «мертвяки» из спектакля «Бобок» по рассказам Федора Достоевского, прикрыта накидкой. Сделано это за тем, чтобы они не оказывали никакого дурного влияния на соседствующих с ними кукол из детских сказок «12 месяцев» и «Снежная королева». Несколько лет «Бобок» не шел в театре из-за того, что актер, играющий ведущую роль, уехал, а замену ему долгое время найти не могли. Однако уже в конце мая его снова начнут показывать.

 

                               Форма для изготовления клюва аиста из спекткаля "Калиф аист"

 

Еще один мрачный спектакль Театра кукол – «Пиноккио». Это совместная постановка нашего театра с флорентийским «Цахес-театром». От нас были актеры, площадка и часть кукол, от итальянцев – режиссер, художник и маски для актеров, которые они выполнили по своей технологии. С этим спектаклем, по признанию Марии, иногда бывают недоразумения из-за того, что многие родители считают, что Пиноккио – это Буратино, однако это совсем не так.

 

 

 

«Пиноккио идет с пометкой 8+, но родители все равно приводят на спектакль детей 5-6 лет. Дети даже такого маленького возраста готовы воспринимать страшные истории, но взрослые часто не хотят, чтобы они это смотрели. Спектакль, конечно, мрачный. Там и гроб выносим, и есть сцена повешения Пиноккио. Бывало даже люди жалобы писали. Поэтому теперь перед спектаклем мы выходим и готовим зрителей к предстоящему на сцене. Отмечаем, что Буратино и Пиноккио, конечно, братья, но все-таки не близнецы», - говорит Мария Зырянова.

 

     Две Алисы – блондинка и брюнетка - из постановки «Алиса\Alice.net», художник- Юлия Селаври

 

На одной из гребенок живут сразу две Алисы – блондинка и брюнетка - из постановки «Алиса\Alice.net» по книгам Льюиса Кэррола. Связно это с тем, в спектакле в живом плане играют по очереди две артистки. Главный художник театра Юлия Селаври специально сделала две куклы, каждая из которых внешне похожа на каждую из актрис.

 

 

 

Далее мы двинулись в сторону репетиционной, где нас ждали заготовки к новому спектаклю, премьера которого состоится уже 2 мая. По дороге нам встретилось множество персонажей. Вот огромные синие коты, королевские головы, механический бык, милые призраки и ведьмы из спектакля «Маленькая Баба-Яга».

 

 

 

В большом просторном цехе нас встретили куклы и декорации из уже не репертуарных спектаклей. Так, у двери нас ждала трехметровая Дева Мария из спектакля «Свет ликующий», а в глубине – страшные шинели из кошмаров Башмачкина. Спектакль по пьесе Олега Багаева на мотив гоголевской «Шинели» в 2008 году ставил Николай Коляда. Это была его единственная работа в Театре кукол. Башмачкина тогда сыграл Олег Ягодин.

 

 

 

Здесь же в данный момент уже идут репетиции нового камерного спектакля по рассказу Геннадия Черкашина «Кукла». Готовят его к 9 мая. Действие будет происходит на театральной тумбе-сцене. Декораторы обклеили ее старыми афишами, в том числе 1940-х годов.

 

 

Репетиция нового спектакля по рассказу Геннадия Черкашина «Кукла» 

 

В театре всегда параллельно делается несколько спектаклей. За сезон выпускают 4 премьеры. В среднем на подготовку одного уходит полгода. Но есть и исключения. Например, подготовка «Дон Кихота» заняла год, а на новый спектакль «Кукла. Блокадная история» ушло всего пара месяцев. Почти все куклы и декорации в театре изготавливают сами. Для этого здесь есть швеи конструкторы, бутафоры, столяры.

 

 

Премьера постановки «Кукла. Блокадная история» состоится уже 2-го мая
 
«В постановке «Кукла. Блокадная история» все персонажи будут шарнирные. Для такого типа кукол мы приобрели заготовки и даже уже заменили головы, но полностью они еще не доделаны. Например, у кукол еще нет волос. Кроме того, сшиты еще не все костюмы», - отмечает Мария Зырянова.

 

На втором этаже вместо привычных окон иллюминаторы

Завершается наше путешествие по театру на втором этаже, который стилизован под корабль. Здесь есть капитанский мостик, кованные цепи и даже иллюминаторы вместо привычных окон. Из последних можно сделать стильные снимки парка или здания оперного театра.

 

 

 

Возможно, таким, как сегодня, мы увидели Екатеринбургский театр кукол в последний раз. Уже летом здесь начнется подготовка к грандиозной реконструкции, которая продлится 1,5 года. Во время нее труппа театра даже временно переедет на другую городскую площадку. О внешнем преображении мы уже ранее писали, а вот о том, что изменится внутри, пока остается загадкой. Единственное, что стало известно, так это то, что на 5 этаже планируется открыть полноценный музей истории культурного объекта.

 

 

 

 

Просмотров: 11635

Автор: Екатерина Турдакина

© JustMedia

Фотограф: Александр Кадников




Фоторепортаж

Новости партнеров


Loading...

Комментарии ВКонтакте


Комментарии facebook


Последние события

Читайте также