Сообщить новость
11 июля в 09:00

Розочка Люксембург «завяла». Во что превратились усадьбы купцов на самой достопримечательной улице Екатеринбурга. СПЕЦПРОЕКТ

JustMedia исследует заброшенные усадьбы купцов в самом сердце уральской столицы.

Розочка Люксембург «завяла». Во что превратились усадьбы купцов на самой достопримечательной улице Екатеринбурга. СПЕЦПРОЕКТ
Розочка Люксембург «завяла». Во что превратились усадьбы купцов на самой достопримечательной улице Екатеринбурга. СПЕЦПРОЕКТ

Улица Розы Люксембург или как ее ласково называли в Советское время Розочка, является настоящим хранителем истории Екатеринбурга. Здесь располагается 37 объектов культурного наследия, созданных до 1917 года. Таким количеством зданий дореволюционной эпохи не может похвастать ни одна улица города. Согласно генплану уральской столицы, Розочка могла бы стать ансамблем XIX века, однако так и не стала. К сожалению, сегодня большинство ценнейших памятников архитектуры пустует и разрушается. В компании градостроителя, участника общественного движения «Реальная история» Марины Сахаровой JustMedia.ru продолжает исследовать заброшенные объекты культурного наследия Екатеринбурга.

 

 

Далеко не каждый знает, что улица Розы Люксембург имеет два начала. В ХVIII веке одна часть располагалась в историческом центре Екатеринбурга, а другая — на старообрядческой заимке. Объединенная улица лишь с 1824 года получила общее наименование Златоустовской (по названию придела Иоанна Златоуста Свято-Троицкой церкви). Но и сегодня в районе улицы Куйбышева можно видеть нестыковку двух ее частей.

 

«В советское время улице дали имя Розы Люксембург, свердловчане же часто называли ее Розочка, что отражало и красоту особняков, и аромат лип, растущих по всей ее длине», — говорит Марина Сахарова.

 

 

В сегодняшней части проекта мы совершим прогулку по бывшей улице Казанцевской, именно так назывался участок в пределах старообрядческой заимки, на котором располагались купеческие усадьбы.

 

На берегу Исети с ХVIII века стояла деревянная Никольская старообрядческая часовня. Объект культурного наследия был снесен в 2008 году. Прямо здесь от берега и начиналась улица. К северу от часовни выстроились усадьбы старообрядцев.

 

Снесенная часовня. ФОТО: Обычный Свердловск

 

«Этот район — один из самых старых в городе, и ценен здесь каждый дом. Сначала на этой территории располагались салотопенные заводы, а когда Екатеринбург стал разрастаться, их убрали и на обжитом месте поставили дома. Сначала деревянные, а потом и дошедшие до нашего времени усадьбы. Вот почему мы уже несколько лет стремимся сохранить район вокруг Царского моста целиком. Более 200 экспертных подписей в поддержку», — говорит Марина Сахарова.

 

Ближняя к реке усадьба на Розы Люксембург, 75 сменила многих купцов-владельцев, но в Свод памятников внесена как «Дом и церковь Троицкая Общества старообрядцев (Австрийская церковь)». Почему австрийская? Выписанный для церкви священник принадлежал Белокриницкой иерархии (село Белая Криница в то время было в составе Австро-Венгерской Империи, где в период гонений находилась епископская кафедра старообрядцев).

 

Снимок из госархива Свердловской области. План 1856 года.

 

ФОТО предоставлено Мариной Сахаровой, взято с портала 1723

 

«В 80-е годы ХХ века купец-старообрядец Янин подарил свою усадьбу общине. Жилой дом был приспособлен под церковь, во флигеле разместились школа и училище. Позднее была пристроена церковь-колокольня, — рассказывает Марина Сахарова. — Сегодня, как и в ХIХ веке, особняк с традиционным классицистическим фасадом ничем не напоминает культовое здание, а ведь именно здесь и находилась единственная сохранившаяся в Екатеринбурге старообрядческая церковь. Два верхних яруса церкви-колокольни были снесены в 30-е годы ХХ века. Но и сейчас в сооружении, больше похожем на хозпостройки, можно увидеть арку-нишу нижнего яруса».

 

 

 

 

 

 

То, что сегодня осталось от церкви-колокольни

 

По соседству с церковью, на Розы Люксембург,  73, расположилась усадьба купца Ивана Михайловича Беленкова — одна из старейших в городе. До 2015 года она имела уникальную сохранность: главный дом, флигель, здания служб, деревянный амбар, каменную ограду, территории малого и большого садов.

 

 

 

 

Беленков был собственником земель, лесов, стекольного, винокуренного и чугуноплавильного заводов, а в 1898 году сменил направление своего дела на мукомольное производство. И одновременно приобрел усадьбу на берегу Исети.

 

«Пустующий с 2014 года главный дом и на сегодня одно из самых красивых зданий города. Усадьба сменила много владельцев, которые обновляли фасады в духе своего времени. В окончательном варианте главный фасад выполнен в стиле поздней эклектики», — рассказывает Марина Сахарова.

 

 

Уникальность усадьбы как архитектурного памятника подтверждают и детали. На главном доме расположилась фигурка маленького хранителя дома – путти, декоративный мотив искусства итальянского Возрождения. Всего 4 здания Екатеринбурга украшены такими фигурками.   

 

 

«Обе эти усадьбы с 2015 года превращены в строительную площадку. Очередной подземный паркинг и высотная застройка кусок за куском откусывают флигель, сад, каменную ограду. Раньше главные фасады зданий были открыты, теперь едва видны сквозь заросли. С 2014 года все здания пустуют, выбиты окна, работа строительной техники может привести к повреждениям и разрушениям. Снесли половину уникальной ограды, скрытой высоким забором», — рассказывает Марина Сахарова.

 

 

В усадьбе городского главы Зота Зотовича Блохина на Розы Люксембург, 66 еще теплится жизнь. В некоторых частях дома располагаются мастерские художников, однако здание выглядит заброшенным.

 

ФОТО предоставлено Мариной Сахаровой, взято с портала 1723

 

«В Екатеринбурге больше известна жена Зота Зотовича. Овдовев, она не только продолжила дела мужа, но и открыла несвойственное для Екатеринбурга того времени предприятие книжной торговли. В магазине Марии Дементьевны на Покровском проспекте был самый большой выбор литературы, в том числе научной и технической. Со временем Блохины организовали и печатное производство. Многим известны открытки с видами Екатеринбурга, напечатанные в ее издательстве», — говорит Марина Сахарова.

 

ФОТО открытки: http://aragont.livejournal.com/310625.html

 

На месте флигеля усадьбы сегодня стоит высотный офисник. А между ним и домом располагается курилка.

 

«По правилам землепользования и застройки Екатеринбурга, флигель и все постройки на территории усадьбы — территория памятника, то есть здесь нельзя было ничего строить», — подчеркивает градостроитель.

 

 

 

Во время обхода мы случайно встречаемся с дочерью одного из арендаторов мастерской.

 

«Дом разваливается, крысы бегают. И за такую развалюху художники платят непомерные деньги — за аренду отдельно, да еще и за землю, — рассказала женщина. — Ходила к чиновникам, говорила, что ж вы с бедных художников берете столько денег, тем более в кризисное время, когда практически ничего не продается. Чтобы содержать мастерскую, надо платить за газ, за свет, за отопление. Расходы зависят от площади помещения. У нас не самая большая мастерская, в квартал выходит 10 тысяч рублей, плюс каждый месяц газ стоит порядка 2 тысяч. А сейчас еще и пожарники хотят с каждого по 10 тысяч рублей собирать».

 

 

 

 

 

 

Усадьба в стиле классицизма на Розы Люксембург, 64 была построена в начале XIX века и принадлежала уральскому горному ведомству. В ее составе были каменные жилой дом, флигель, службы, баня. Главный фасад пустующего сейчас дома выходит на улицу.

 

 

«Единая, на первый взгляд, постройка состоит из двух объемов. Южная часть дома рассчитана на семь окон с классической симметричной композицией и ризалитом по центру на три окна. Балкон на втором этаже декорирован пилястрами ионического ордера», — рассказывает Марина Сахарова.

 

 

 

Северная часть здания — на три окна. Они вписаны на уровне второго этажа в ниши с полукруглым верхом. Западная часть усадьбы у реки застроена в последние десятилетия. По красной линии улицы сохранилась ограда.

 

Если заглянуть в окна дома сегодня, видны лишь пустые комнаты.

 

«На противоположной стороне улицы располагаются усадьбы Казанцевых и Панфиловых. Оригинальные дома Панфиловых полностью заменены муляжами. Сохранившиеся уникальные ворота с ажурной решеткой и разрушающийся флигель усадьбы Казанцевых прикрыты металлическим ограждением и тряпичной декорацией», — добавляет Марина Сахарова.

 

На Розы Люксембург, 56 расположилась усадьба Железнова. К зданию из красного фигурного кирпича ведут гранитные плиты, гранитные же столбики ограждают тротуар от проезжей части.

 

 

 

«По величине гранитных плит можно определить статус владельца. Здесь они — одни из самых крупных, — говорит Марина Сахарова. — Дом, украшенный лекальным кирпичом и кружевными решетками, построил купец Казанцев по проекту архитектора Турчевича. На флюгере вы можете увидеть дату создания постройки — 1895 год. Усадьба с великолепной оранжереей и фонтаном доходила до реки Исеть. Цветы для оранжереи выписывались даже из Италии».

 

 

 

 

Городская легенда гласит, что по территории дома до сих пор гуляет призрак супруги Железнова, которая умерла от сердечного приступа в театральной ложе прямо во время спектакля «Ромео и Джульетта». Купец больше так и не женился.

 

Железнов был любителем конных скачек и вице–президентом общества поощрения коннозаводства, имел самую большую конюшню скаковых лошадей.

 

 

 

Интерьер дома Железнова. ФОТО: bochenin.com

 

Сегодня табличка рядом с домом гласит, что памятник охраняется государством. А вышедший нам навстречу охранник рассказал, что здание пустует, но является объектом культурного наследия, который принадлежит Департаменту по обеспечению деятельности мировых судей Свердловской области. Мужчина сказал, что внутрь никого не пускают, но заверил, что на территории усадьбы еще существует чаша фонтана.

 

 

«В годы Великой Отечественной войны здесь находился государственный астрономический институт Штенберга. С ноября 1941года отсюда — с хронометров Службы точного времени — передавали сигналы на одиннадцать часовых поясов страны. До 2014 года в здании размещался Институт истории археологии Академии наук и издательство «Банк культурной информации», специализирующееся на выпуске исторической литературы. После выселения ученых были громкие заявления, что здание передадут Музею камня. Но дальше слов дело не продвинулось. Видимо, с судьями было договориться проще, чем с учеными. Сегодня зоны охраны усадьбы урезаны, на территории памятника ведется строительство», — говорит Марина Сахарова.

 

 

 

 

По словам градостроителя, физическая пустота уникальных зданий становится следствием пустоты душевной и духовной.

 

«Уникальные здания могли бы стать новыми выставочными и общественными центрами. Зал Дома Железнова, обладающий одной из лучших акустик в городе, «звучал» бы как камерная концертная площадка.
 

 

Просмотров: 3517

Автор: Татьяна Рябова

© JustMedia

Фотограф: Владислав Бурнашев




Новости партнеров


Loading...

Комментарии ВКонтакте


Комментарии facebook


Последние события

Читайте также