Создание семейного древа помогает ответить на множество вопросов о нашей жизни.
Психологи доказали, что история наших предков непосредственно влияет на нашу личность в настоящем времени. Отношение к семье, поведение, выбор профессии, хобби могут быть обусловлены установками и мифами, укоренившимися в нашей родословной.
О том, какими способами и методами наша семья может внушить нам определенные образцы поведения и как от этого будет зависеть наша самоидентификация, разбираемся в колонке психолога-журналиста.
В последнее время изучением своего генеалогического древа занимается все большее количество людей. Что так привлекает нас в истории наших предков? Некоторые утверждают, что хотят найти среди своих родственников знатных особ, мол как бы это было здорово потом всем рассказывать, что мой род берет свое начало из дворянского сословия, а там глядишь, и кто повыше статусом окажется.
Но на самом деле желание проводить много свободного времени за изучением своей родословной имеет вполне себе психологическое значение – идентификация. Последняя – это отнесение себя к той или иной группе, дабы ответить на основополагающий жизненный вопрос: «Кто Я?» и «Что я из себя представляю?».
Семейные мифы – это убеждения внутри семьи, не соответствующие реальному положению дел. Согласно этому убеждению члены семьи выстраивают отношения между собой и с другими людьми. Такие мифы идут рука об руку с ритуалами, правилами и ролями в семье. То есть представляют из себя некую установку, которая поддерживается. Например, «в семье не без урода». Приняв такую позицию, семья начинает подсознательно искать этого «урода», и действительно находит того, кто «портит всем жизнь».
Или, например, миф «наша семья всегда помогает людям». И вот мы уже видим, что почти все члены семьи – это врачи, спасатели. Однако, возможно, некоторые хотели бы не продолжить врачебную династию, а стать, например, художником. Но постоянное давление родственников не дает ему это сделать. Отсюда и начинаются недовольство тем, как человек себя реализовывает, его местом в жизни.
Миф «мы – дружная семья» может помочь в трудную минуту, создать ощущение поддержки. Отрицательно сказываются так называемые мифы о «родовых проклятьях»: «в нашей семье умирают все по мужской линии», «на нашей семье порча, ее ждут одни неудачи». Люди настолько начинают в это верить и бессознательно сами делают все, чтобы им не повезло.
Не стоит сбрасывать со счетов силу нашего подсознания. Мысли – материальны. Как только вы начинаете вынашивать в своей голове какую-то мысль, то она имеет свойство материализовываться, потому что именно ваше подсознание начинает все для этого предпринимать.
Помимо семейных мифов, определенные паттерны поведения могут передаваться через семейный фольклор: потешки, прибаутки, частушки, сказки и прочее. Вспомните, какие поучительные притчи рассказывала вам бабушка, и подумайте какие установки были в них заложены?
В одной из семей девушка, с которой мы составляли генеалогическое древо, рассказала о том, что бабушка постоянно любила повторять поговорки: «Пока толстый сохнет, худой сдохнет», «Ешь пока рот свеж, завянет – никто не глянет». Эти поговорки транслируют особое отношение к еде в данной семье: необходимо много есть, чтобы быть красивой, не надо держать себя на диетах. Из-за таких установок могут возникнуть проблемы с питанием, лишним весом и, как следствие этого, привести к заболеваниям ЖКТ, сердца и депрессии.
Семейные реликвии – предметы, мебель, одежда, которые обрастают определенными историями, байками в семье, также оказывают на нас психологическое влияние. Они всегда обладают определенным флером, несущим конкретную информацию. Например, старое оружие прадедушки создает у нас его образ воина, победителя, свадебное платье прапрабабушки – трепетное отношение к браку.
Влияние семьи на личность проявляется и в так называемом «синдроме годовщины» - это стойкая убежденность в том, что в определенные даты несут за собой повторяющиеся события. Как правило, это даты жизни или смерти членов семьи, а также даты несчастных случаев.
Проявляется этот синдром в том, что семья, накануне определенного числа уже начинает ожидать какого-то события. Например, случилось так, что 15 августа в семье случилось несчастье – утонул член семьи, а через три месяца – 15 ноября другой член семьи попал аварию, теперь все в семье будут со страхом ждать 15 «проклятого» числа, хотя, по сути, это был всего лишь совпадение.
При изучении генеалогического древа нужно составлять не просто «ответвления» с именами и датами жизни, а расписывать социальную среду каждого предка: чем занимался, счастлив ли в браке, какое имел хобби, то есть всю информацию, которую смогли отыскать. Данные для генносоциограммы надо искать непосредственно среди своих родных. Найти время, навестите бабушку, прабабушку, если это возможно, поговорить с тетями и дядями. Также можно использовать архивные данные, правда, к сожалению, запросы в архивы платные.
Полученные сведения помогут отыскать определенные закономерности в родословной. Например, с одной женщиной мы выяснили, что неважно какой/какая у тебя супруг/супруга, если ты вышел за него замуж/женился на ней, то не имеешь право развестись. Это было обусловлено тем, что семьи в этой родословной не распадались, даже если один из супругов обладал нежелательными социальными качествами, и такая ситуация повторялась из поколения в поколение.
Но не только лишь знания о наших предках могут влиять на нас: белые пятна семейной истории, недосказанности, запретные темы – создают еще большее напряжение. Недосказанность, сокрытие информации из-за стыда за репрессированного члена семьи, измену, инцест накладывает определенное влияние на поведение наших предков. И мы в состоянии бессознательно уловить эту тревогу. Именно поэтому так важно не просто составить генеалогическое древо, но сопровождать этот процесс непосредственным общением с родными, делиться эмоциями и переживаниями по поводу своих открытий.
А как же быть с сиротами, ведь у них нет семьи? Удивительно, но и в данном случае может наблюдаться влияние предков, ведь ребенок создает определенный образ, сам создает миф на основе рассказов воспитателей или собственных представление и убеждений. Также от прежней семьи могут оставаться какие-то предметы, которые ребенок наделяет определенным смыслом.
Просмотров: 24849
Автор: Алина Шешеня