Сообщить новость
1 ноября в 10:18

«Зачем экспериментировать на детях?». Уральские психологи и офтальмологи рассказали о вреде электронных учебников. СПЕЦПРОЕКТ

В школах Екатеринбурга 4800 таких планшетов.

В школах более 4800 таких планшетов
В школах более 4800 таких планшетов

Екатеринбургские школьники уже два месяца обучаются по электронным учебникам. Более 4800 таких планшетов с начала учебного года раздали детям в шестьдесят одном образовательном учреждении города. Электронными учебниками, в которых закачены биология, химия, окружающий мир, русский язык, литературное чтение и математика, учащиеся должны пользоваться только на уроках, на переменах их забирают.

 

Пока школьные психологи еще не начали изучать влияние таких нововведений на психическое и физическое здоровье школьников, корреспондент JustMedia.ru поговорил с частными специалистами в этой области и главным офтальмологом области.

 

Бумажные учебники развивают больше навыков, чем электронные

 

Психолог Антон Кузнецов не понимает, зачем в школах вводить электронные учебники, если бумажные развивают больше навыков, необходимых детям:

 

«Для ребенка важна мелкая моторика, ему надо писать. Если вы возьмете учебник начального класса, там всегда что-то подчеркнуто, есть рисунки. В электронной книге школьник ничего подчеркивать неспособен. Идея отличная, но на сегодняшний момент технически она идеально еще не реализована».

 

Специалист понимает желание школ угнаться за техническим прогрессом, но при этом подчеркивает, что общеобразовательные учебные заведения всегда были «консервативным институтом» и не нужно отступать от этого.

 

«Зачем экспериментировать на детях? Когда экраны электронных учебников и книг станут более совершенны технически и вытеснят у взрослых бумажные книги уже на 100 процентов, тогда уже можно пробовать на подростках», — считает он.

 

От «Google-эффекта» может ухудшаться память

 

Специалист по подростковой психологии Татьяна Балеевских уверена, что электронные учебники никак не влияют на психологию современного ребенка, который рождается «с кнопкой на пальце». Но от «Google-эффекта» при таком варианте обучения не уйти.

 

«Информация легко добывается, поэтому незачем тратить силы, чтобы запомнить. Может ухудшаться память, поэтому важно постоянно ее тренировать», — рассказывает эксперт.

 

Электронные ресурсы, по ее словам, способствуют развитию концентрации и переключения внимания, но тормозят развитие воображения. Дети понимают, как найти информацию, но не «рассматривают причинно-следственные связи».

 

Чтобы переход на электронные учебники был безболезненным, нужны хорошие разработки, а не отмывание денег

 

Сегодняшние родители не воспринимают электронные книги и учебники. Это связано с тем, что для них бумажный вариант – очень эмоционально-насыщенная вещь, отказ от которой равносилен отказу от всех ранних воспоминаний, переживаний, от детства в целом. По словам психолога Юлии Буйновой, современных детей таких воспоминаний, связанных с бумажной книгой, нет.

 

«Пусть это еще не так сильно заметно, но через поколение-два мы уже получим то некое изменение, к которому приведет научно-технический прогресс. Возможно, изменится каким-то образом физиология, а, может скорость мышления и его тип», — предполагает специалист.

 

Главная задача – правильно адаптировать школьников к современной жизни. Если ребенок полностью погружается в электронный учебник или книгу — обратить на него внимание и понять, чего ему не хватает в настоящей жизни.

 

Производители таких учебников, по мнению психолога, должны продумывать массу нюансов: шрифты, расположение информации на экране, качество самого экрана, возможность дозирования информации.

 

«Важно сделать так, чтобы переход на электронные учебники прошел для детей безболезненно, для этого нужны действительно хорошие разработки, а не отмывание денег», — добавила Буйнова.

 

Использование электронных гаджетов приводит к синдрому сухого глаза

 

Бесконтрольное использование электронных учебников может увеличить количество детей, страдающих синдромом сухого глаза.

 

«Это состояние может приводить к тяжелым необратимым последствиям. Чаще такое заболевание возникает, когда люди заняты сильной зрительной нагрузкой, когда теряется временной порог. При использовании электронных гаджетов снижается количество мигательных движений и глазная поверхность просто высыхает», — уточнил гендиректор МНТК «Микрохирургия глаза» Олег Шиловских.

 

Электронный учебник он сравнил с лишней вещью, которая мать выкладывает у школьника из ранца, чтобы его ничего не отвлекало от учебы.

 

«На перемене они должны отвлечься и бегать хотя бы во время перемены. Если гаджет останется у него в руке, то зрительная нагрузка не будет прекращаться в течение всего дня», — уточнил главный офтальмолог Свердловской области.

 

Если в учебных заведениях электронные учебники используются по правилам, то сильная зрительная нагрузка детям не грозит. Их должны забирать на время перемен и ограничивать доступ в Интернет. На практике все может обстоять иначе.

 

Так, в 120-й гимназии корреспонденту JustMedia.ru признались, что еще не начали изучать последствия внедрения таких учебников в школах, сделать это предполагается в ближайшие месяцы. После подведения результатов этого проекта, школы города примут решение, будут ли дальше использовать электронные учебники в процессе обучения и какое количество таких планшетов еще понадобится ученикам.

 

Просмотров: 10270

Автор: Дарья Александрович

© JustMedia




Новости партнеров


Loading...

Комментарии ВКонтакте


Комментарии facebook


Последние события

Читайте также