Сообщить новость
2 апреля в 14:01

Диспетчеризация на базе ЭВМ и новый дом на болоте. О жизни свердловского автобуса в 1970-1980-е годы в СПЕЦПРОЕКТе «Е-транспорт»

С начала 1970 года в автотранспортном предприятии был создан первый объединенный комитет профсоюза.

Диспетчеризация на базе ЭВМ и новый дом на болоте. О жизни свердловского автобуса в 1970-1980-е годы в СПЕЦПРОЕКТе «Е-транспорт»
Диспетчеризация на базе ЭВМ и новый дом на болоте. О жизни свердловского автобуса в 1970-1980-е годы в СПЕЦПРОЕКТе «Е-транспорт»

В 1970-1980-е годы свердловский автобус продолжал активно развиваться. Строили заправки, новые дома и ремонтные мастерские для машин. Параллельно с этим в АТП создавали максимально комфортные условия для своих работников. У них были свои детские сады, спортзалы, овощные ямы и даже места в санаториях в Сочи.

 

О внедрении автоматизированной системы диспетчерского управления автобусами на базе ЭВМ, строительстве новых АТП и поездках на юг - в продолжении спецпроекта JustMedia.ru «Е-транспорт».

 

Декабрь 1976 года стал для Свердловского производственного объединения пассажирского транспорта (СПОПАТ-1) непростым периодом. Обе колонны Сысертского района – Сысертская и Арамильская – пришли в упадок. Их включили в состав объединения.

 

 

 

Одновременно продолжалась работа по освоению новых территорий для филиалов объединения. Так, по данным книги «Бесконечный путь. Екатеринбургскому автобусу 75 лет», 1 июля 1981 года для улучшения обслуживания жителей нового микрорайона - Уральского академгородка - в чистом поле был заложен фундамент АТП №6 на Институтской.

 

 

                                                                 Площадь АТП №6 - 6,2 га

 

Болотистую территорию площадью 6,2 га обнесли забором. Поставили вагончики для начальника и диспетчеров и начали строительство. Водители при свете фар получали путевые листы и отправлялись на маршруты. Автобусы ремонтировались под открытым небом. Отоплением служили воздушные завесы.

 

 

Один из первых бригадиров АТП №6 А.П. Зубков открывает 138-й маршрут, 1986 год

 

Лишь в 1985 году при помощи СМУ «Уралавтострой» были возведены стены теплой стоянки, склада, ремонтной зоны и мойки. Впоследствии построены автозаправка, моторный, топливный, жестяной, аккумуляторный цеха, плотницкий участок, столовая, здравпункт, овощные ямы для работников предприятия и спортзал.

 

 

 

«Понимая, что особой надежды на имеющиеся в городе автозаправочные станции нет, да и габариты Икарусов-280 не позволяют свободно подходить к колонкам, генеральный директор СПОПАТ-1 Вячеслав Чувашов принял решение построить собственные АЗС на территориях АТП №2, 3, и 6. Для улучшения регулярности движения автобусов была внедрена автоматизированная система диспетчерского управления автобусами на базе ЭВМ. Свердловск стал одним из первых городов СССР, использовавших это прогрессивное новшество», - говорится в книге «Бесконечный путь. Екатеринбургскому автобусу 75 лет».
 

 

 

На территории АТП №3 построен новый административно-бытовой комплекс, а в Промышленном проезде начинает осваиваться новая территория для размещения машин, потому как количество автобусов СПОПАТ-1 уже перевалило за 1000.

 

 

 

С начала 1970 года в СПОПАТ-1 был создан первый объединенный комитет профсоюза. Его первым председателем стал Валерий Летягин, начавший свою деятельность в середине 1960-х годов в качестве водителя автобуса. Впоследствии он дослужился до заместителя генерального директора.

 

 

 

«Объединенный профсоюзный комитет завязал тогда дружбу с Краснодарским отделением Северо-Кавказской железной дороги, которое имело пионерский лагерь «Экспресс» в Геленджикском районе Краснодарского края. Благодаря этому уже в 1974 году первая группа отдыхающих вылетела туда из Свердловска. Дети отдыхали там в 4 смены по 30 человек каждая. После четырех детских смен, на сентябрь-октябрь туда приезжали 60-70 взрослых, используя лагерь в качестве базы отдыха. Кроме того, объединение активно арендовало места в пионерлагерях и пансионатах Алушты, Сочи и Таватуя», - говорится в книге «Бесконечный путь. Екатеринбургскому автобусу 75 лет».

 

 

       Класс безопасности ДД, оборудованный автоматической системой обучения и сдачи зачетов

 

На каждом предприятии объединения были организованы и оборудованы классы по безопасности дорожного движения в которых проводились инструктаж и занятия с водителями, разбор типичных аварийных ситуаций. Была создана своя фотолаборатория, классы оснащались киноустановками «Украина» для демонстрации фильмов по безопасности дорожного движения. С областной конторой кинопроката был заключен договор о предоставлении таких фильмов.

 

 

Водитель-инструктор П.А Арефьев проверяет водителя на тренажере

 

В 1981 году все классы автобусных предприятий оснастили автоматизированной системой подготовки и сдачи зачетов, разработанной и изготовленной Свердловским электромонтажным техникумом. Были разработаны и напечатаны билеты по основам безопасности дорожного движения и ПДД.

 

 

 

При активной помощи объединенного комитета профсоюза начали проводиться ежегодные конкурсы профессионального мастерства водителей.

 

 

   Механизированный пост замены мостов и центральзованный пост по замене двигателей "Икарусов"

 

В конце 1980-х годов возникла острейшая проблема устройства детей в дошкольные учреждения. Вячеслав Чувашов решает построить собственный детский комбинат. Сад-ясли №71 открыли в середине ноября 1987 года.

 

 

                                         Детский комбинат №71 готов к сдаче, 1987 год

 

В это же время началось строительство собственной базы отдыха на Белоярском водохранилище. В 1990 году заложили фундамент дома по улице Лесной, 39 в придачу к двум домам по Серафимы Дерябиной, 49/3 и Бардина 34, которые появились в середине 1970-х. В последствии появились дома на Татищева.

 

 

 

При подготовке материала использовались фото и данные книги «Бесконечный путь. Екатеринбургскому автобусу 75 лет», 2000 год, музея ЕМУП МОАП. Редакция JustMedia.ru выражает огромную благодарность за подготовку материала музею ЕМУП «МОАП» и лично Ирине Никитенко.

 

Предыдущие материалы о становлении автобусного движения здесь, здесьздесьздесьздесьздесьздесьздесь и здесь, трамвайного – здесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесь и здесь, троллейбусного – здесьздесь и здесь.  

 

 

Просмотров: 3369

Автор: Екатерина Турдакина

© JustMedia




Новости партнеров


Loading...

Комментарии ВКонтакте


Комментарии facebook


Последние события

Читайте также