Сообщить новость
3 мая в 12:40

«В этом учебном году мы ввели русский язык как иностранный». Как общеобразовательная школа на Сортировке превратилась в школу для детей мигрантов. ФОТО

Некоторые приезжие сначала вообще не понимают по-русски.

«В этом учебном году мы ввели русский язык как иностранный». Как общеобразовательная школа на Сортировке превратилась в школу для детей мигрантов. ФОТО
«В этом учебном году мы ввели русский язык как иностранный». Как общеобразовательная школа на Сортировке превратилась в школу для детей мигрантов. ФОТО

В каждой екатеринбургской школе можно встретить нерусских детей. Кто-то из них быстро осваивается и легко вливается в коллектив, а кто-то терпит насмешки одноклассников. Но есть на Сортировке школа, в которой подавляющее большинство учащихся – почти 80% - представители других национальностей. Корреспондент JustMedia побывала в МБОУ СОШ №149, чтобы понять, как иностранные дети принимают друг друга, почему оказались в одной школе, и как таких детей, которые иногда даже плохо понимают по-русски, обучают учителя.

 

 

На сегодняшний день в школе учится 832 ребенка, из которых 650 нерусских. Среди них – таджики, киргизы, азербайджанцы, армяне, грузины, румыны, турки, монголы, молдаване, вьетнамцы и т.д. Как рассказывает директор общеобразовательного учреждения Яна Гордиенко, в эту школу стали активно приходить представители других национальностей лет 10 назад, так как близлежащие школы уже имели «повышенный  статус» - гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов, например, английского языка. В этих школах тогда существовал конкурсный набор.

 

 

«Многие родители выбирали для своих детей статусные школы, а к нам стали приходить дети мигрантов. Их становилось все больше и больше с каждым годом. Педагогический коллектив, в свою очередь, стал создавать условия для успешного обучения и социализации таких детей», - отметила Яна Гордиенко.

 

 

По ее словам, приезжая в другую страну, дети испытывают сильный стресс. В школах у детей мигрантов могут быть проблемы в общении. Кроме того, говорит директор, у них наблюдается высокий уровень тревожности. При встрече с представителем другой культуры человек может проявлять неприятие или настаивать на собственном культурном превосходстве.

 

«Именно поэтому важным направлением в работе нашей школы является деятельность по развитию многонациональной культуры, - подчеркнула Яна Гордиенко. – В рамках формирования и развития толерантности в школе создана соответствующая воспитательная атмосфера, которая строится на уважении «других».

 

Яна Владимировна устроила для корреспондента JustMedia экскурсию по школе, показав, как проходит обучение детей. Мигрантов в учебном заведении так много, что может появиться ощущение, что находишься в другой стране. Сами ученики очень дружелюбные, но немного стеснительные.

 

 

«Я пришел сюда в пятом классе, - рассказал улыбчивый семиклассник Абдурахман Санжаров, приехавший из Кыргызстана. – До этого учился в другой российской школе. Там было хуже. А здесь я в первый же день нашел себе друзей, потому что я очень общительный».

 

 

Особенностью школы №149 является большое количество новеньких. Дети уверяют, что принимают их хорошо. Ученица Аэлита Ажыбаева говорит, что в их 7 класс только в этом году пришло четыре новичка.

 

 

«Вот у нас девочка сидит, - заявила Аэлита, показав на одноклассницу. - Она нам сказала, что в прошлой школе ей было сложно найти общий язык с ребятами, поэтому она попросила родителей перевести ее сюда. У нас она нашла свою подругу, с которой теперь не разлей вода. Два сапога пара!».

 

Конечно, основной проблемой являются не просто новенькие, а те приезжие, которые плохо понимают по-русски. Педагоги школы утверждают, что если ребенок пришел в начальной школе, то он быстро учит язык, справляется со всеми предметами, но бывают и такие, кто приходит в школу в старших классах, иногда даже в выпускном. Учителя стараются максимально быстро научить его хотя бы базовому уровню владения русским языком.

 

 

«Сложность в том, что нет специальной программы для детей-мигрантов, - пояснила учитель русского и литературы школы №149 Светлана Ходосевич. – Но с ноября этого учебного года мы ввели дополнительные занятия – русский язык как иностранный – для тех, кто только приехал и не владеет разговорным языком. Дети выравниваются, и после этого уже мы начинаем с ними работать дальше. Также мы остаемся после уроков и дополнительно занимаемся с теми ребятами, кто что-то не понял».

 

 

Светлана Викторовна работает в этой школе более 18 лет. По ее словам, приезжие дети очень спокойные и улыбчивые. Во многом, они даже послушнее, чем русские ребята в обычных школах, так как дети-мигранты благодарны за то, что учителя с ними занимаются.

 

«Может, они немного скованные, но работать с ними очень легко. У нас в классе не бывает такого, что кто-то кого-то дразнит по национальному признаку. Русские ученики тоже относятся хорошо к приезжим. Мне работать с ними комфортно. Мне вообще везет на детей», - заявила учитель.

 

Для организации школьников проводится множество мероприятий - конкурсы, фестивали, праздники, соревнования, встречи с интересными людьми, ветеранами. Ежегодно дети занимают призовые места в районных конкурсах разных направлений. В школе работает волонтерский отряд «Милосердие», который возглавляет заместитель директора по правовой работе Данил Рябонеделя. В отряд входят по 2-3 ученика из каждого класса. Кроме того, туда привлекаются те дети, которые склонны к девиантному поведению или состоят на учетах.

 

 

«Наш волонтерский отряд создан в 2016 году, чтобы популяризировать здоровый образ жизни. Мы участвуем в акциях по району и городу, обсуждаем, что произошло в школе, занимаемся благотворительностью, помогаем дежурным. Мы никого не заставляем входить в волонтерский отряд, дети приходят сюда добровольно», - сообщил Данил Сергеевич.

 

Директор Яна Гордиенко уверена, что школа выполняет важную для государства роль – обучает детей, принимающих русский язык и русскую культуру.

 

«Случается, что ребенок несколько лет учился в России, потом возвращается на родину, - подчеркнула директор. - Он увозит с собой знание языка и теплое отношение к школе. Кроме того, у него сформированы связи в нашей стране. Поэтому адресная работа с мигрантами – это не просто решение образовательных программ, а продвижение русской культуры. И мы это делаем». 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Просмотров: 3512

Автор: Дарья Панкратова

© JustMedia

Фотограф: Владислав Бурнашев




Новости партнеров


Loading...

Комментарии ВКонтакте


Комментарии facebook


Читайте также