Сообщить новость
16 августа в 15:02

«Рыли ямы в промерзлой земле и рубили вековые сосны». О народной стройке троллейбуса в годы войны в СПЕЦПРОЕКТе «Е-транспорт»

Все работы по строительству линии велись после 12-часовой смены на заводе.

«Рыли ямы в промерзлой земле и рубили вековые сосны». О народной стройке троллейбуса в годы войны в СПЕЦПРОЕКТе «Е-транспорт»
«Рыли ямы в промерзлой земле и рубили вековые сосны». О народной стройке троллейбуса в годы войны в СПЕЦПРОЕКТе «Е-транспорт»

Троллейбус появился в Свердловске намного позднее трамвая и автобуса и то, потому что в годы войны градоначальникам этот вид транспорта показался самым «дешевым». Не надо было прокладывать рельсы и забирать у фронта топливо для танков. Однако запуск троллейбуса в городе оказался трудным испытанием для населения. Люди рыли ямы для опор в лютые морозы почти голыми руками, не было транспорта для подвозки столбов. Да и сами рогатые машины доставили из Москвы «полуживыми». Все они были уже не новыми и хорошо побитыми осколками.

 

О невероятно тяжелой стройке первого троллейбусного маршрута в Свердловске в продолжении спецпроекта JustMedia.ru «Е-транспорт».

 

В основном положении о развитии общественного транспорта Свердловска в 1941 году говорилось о необходимости появления в городе троллейбуса, потому как этот вид транспорта имел ряд преимуществ перед автобусом.

 

 

                  Памятник Я.М. Свердлову. ФОТО: Ж. Берланда, взято с сайта 1723.ru

Во-первых, это более совершенный и культурный вид транспорта. Он не заражает воздух отработанным газом и почти бесшумен. Во-вторых, себестоимость проезда в них ниже, чем в автобусах на 10-16%. В-третьих, у троллейбусов была большая провозоспособность и более высокая скорость передвижения.

 

Две первые линии: «Вокзал – ЦПКиО» и «ВИЗ-ВТУЗ-городок» планировалось запустить к 1945 году. Однако война внесла свои коррективы в эти планы.

 

 

                            ФОТО: Ж. Берланд из «Свердлсоюзфото», взято с сайта 1723.ru

 

С августа 1941 года в поселке Нижнеисетск заработал эвакуированный из Киева завод химического машиностроения «Большевик» (ныне Химмаш). Подавляющая часть рабочих, по данным книги «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга» (1999 год), не смогла разместиться в перенаселенном пригородном поселке и жила в бараках в Свердловске. Расстояние от них до завода составляло 10 км. При этом никакого транспорта по этому направлению не было. Сама дорога была сильно размыта от грязи.

 

 

                          ФОТО: из архива Свердловской филармонии, 1940-е годы

 

Власти города считали, что запуск трамвая или автобуса по этому маршруту потребовал бы серьезных финансовых затрат, поэтому было решено запустить троллейбус. Открыть первую линию «Свердловск – Нижнеисетск» (Фрунзе-Декабристов-Белинского, Челябинский тракт, село Уктус до клуба (ныне Храма во имя иконы Божией Матери Казанской) планировалось 6 ноября 1942 года.

 

 

             Разворотное кольцо троллейбуса у храма в Нижнеисетске. ФОТО: с сайта 1723.ru

 

«На «Большевике» трудились по 12 часов и более. Транспорта никакого не было, а на то, чтобы идти 10 км по грязи и холоду от работы до дома и обратно, у людей просто не оставалось сил. Поэтому многие из них ночевали прямо на заводе. Именно тогда и было решено построить первую троллейбусную линию», - рассказал JustMedia.ru директор музея ЕТТУ Алексей Медведев.

 

На всем протяжении всего маршрута решено было усовершенствовать дорожное покрытие: замостить проезды по Луначарского, Декабристов и Белинского, заасфальтировать участки парка для стоянки троллейбусов.

 

 

                                     Центр города, 1943 год. ФОТО: обычный-свердловск.рф

 

Протяженность первой линии - 12 км. Для строительства контактной сети из Москвы были командированы специалисты. Столица прислала водителей и ремонтных рабочих. Объемы работ были громадные и пришлись на суровую уральскую зиму 1942 года. Предстояло выкопать 6700 кубических метров земли, установить 739 опор для контактной сети, смонтировать 42 км контактного провода, построить подстанции, депо, мастерские.

 

 

               ФОТО: Ж. Берланда. Взято с сайта 1723.ru

 

«Строительство с самого начала тормозится. День идет за днем. А об изготовлении оборудования контактной сети для троллейбуса – не думают. Пора уже позаботится о размещении заказов на различное оборудование, в частности на арматуру контактной сети. Она состоит из довольного большого количества наименований. Сюда входят провододержатели, зажимы, клеммы. В первую очередь, необходимы болты для скрепления опор контактной сети. Нужно их около десяти тысяч штук. Без них нельзя устанавливать опоры, а эта работа должна вскоре начаться», - написали 27 сентября в газете «Уральский рабочий».

 

 

Свердловский дворец пионеров.  ФОТО с сайта 1723.ru пользователя Nath
 

 

1 октября та же газета сообщила о том, что есть проблемы с обучением водителей троллейбусов. Предполагалось срочно отправить на курсы в Москву несколько девушек-комсомолок. Осваивать им предстояло несколько специальностей, требующих определенного запаса знаний, поэтому подбор водителей шел медленно.

 

Плохо обстояло дело и с проведением земельных работ.

 

 

 Нижнеисетск. ФОТО из серии Ностальгия по Свердловску-47 (из личного архива семьи Волковых), 1723.ru

 

«По графику земельные работы на строительство подстанции должны быть закончены 8 октября. Но подвал не был вырыт. В конце трассы троллейбуса, у клуба в Нижнеисетске, делается поворотное кольцо. Для него нужно выровнять площадку. Есть и тачки и лопаты, нет только людей. Земляные работы выполнены всего на 20%», - писал «Уральский рабочий».

 

По данным книги «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга» (1999 год), задерживалось и рытье ям под опоры. Острая нехватка рабочих рук заставила городские власти принять жесткое решение: ямы должны выкопать жители тех домов, перед которыми намечалось установить столбы.

 

 

                                                                     ФОТО: обычный-свердловск.рф

 

Были трудности с доставкой людей до места работ и их питанием, транспортом для подвоза материалов. Исполком городского Совета должен был выделять ежедневно на возведение троллейбусного маршрута 10 автомашин с горючим или 50 лошадей. На деле это были максимум 2 машины и несколько лошадей. Однако иногда не могли выделить даже гужевой транспорт.

 

Столбов под опоры контактной сети не было. Для того, чтобы их получить, необходимо было идти в лес и вырубать вековые сосны. Заготовленные деревья не могли из-за распутицы вывезти, дождались снега, чтобы сделать это с помощью саней.

 

 

                           Нижнеисетск, ФОТО с сайта 1723.ru опубликовано пользователем Vik

 

В связи с этим было решено перенести сроки запуска троллейбуса на 1 февраля 1943 года.

 

По словам Алексея Медведева, зима была лютая. Но люди продолжали ходить на завод пешком по снегу и ветру. После смены на заводе жители поселков Уктус и Нижнеисетск, а также работники завода рыли ямы в насквозь промерзлой земле под опоры контактной сети. Пионеры собирали металлолом. Эта стройка была по-настоящему народной. 

 

 

 

Первые машины ЯТБ-4 ярославского троллейбусного завода были эвакуированы из Москвы и Куйбышева. Все они были серьезно побиты осколками. Троллейбусы восстанавливали женщины и дети.

 

«В Свердловск привезли 25 троллейбусов, эвакуированных из Москвы и Куйбышева. Уралхиммаш взял на себя доставку машин, изготовление креплений проводов, оборудовал станками ремонтную мастерскую. После эвакуационных мытарств троллейбусы прибыли в наш город развалюхами, но 6 из них удалось подготовить и выпустить. Была построена тяговая подстанция», -писал в своей книге «Так рождался Уралхиммаш» первый директор завода В.П. Курганов.

 

Именно эти машины и вышли первыми на маршрут «Свердловск-Нижнеисетск» 17 октября 1943 года. В честь этого знаменательного события прошел митинг, после чего троллейбусы повезли первую партию рабочих на завод.

 

                                                           ФОТО: Окурихина, взято с сайта 1723.ru                          

 

При подготовке использовались материалы книги: «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга», 1999 год, фото музея «Истории трамвая и троллейбуса в Екатеринбурге».

 

Редакция JustMedia.ru выражает огромную благодарность за предоставленные материалы Свердловской областной универсальной научной библиотеке имени В.Г. Белинского и лично директору музея ЕТТУ Алексею Медведеву.

 

Предыдущие материалы о становлении автобусного движения в Екатеринбурге читайте здесь, здесьздесьздесьздесь и здесь, трамвайного –здесьздесьздесьздесьздесь и здесь.

 

 

Просмотров: 4746

Автор: Екатерина Турдакина

© JustMedia

Фотограф: Владислав Бурнашев




Новости партнеров


Loading...

Комментарии ВКонтакте


Комментарии facebook


Последние события

Читайте также