Сообщить новость
11 января в 13:00

Вкусношар, грязесос, будка-чемодан и ускоритель движения. В Екатеринбургских садах детей учат на инженеров

Разработки юных талантов могут быть запатентованы.

Вкусношар, грязесос, будка-чемодан и ускоритель движения. В Екатеринбургских садах детей учат на инженеров
Вкусношар, грязесос, будка-чемодан и ускоритель движения. В Екатеринбургских садах детей учат на инженеров

Присмотритесь к непонятным на первый взгляд поделкам или рисункам вашего ребенка, возможно, это будущие гениальные изобретения, такие как вкусношар или грязесос. JustMedia.ru побывал в детских садах Екатеринбурга, там, где растят будущих инженеров.

 

Сейчас проект «Детская академия изобретательства» объединяет 26 детских дошкольных образовательных учреждений и 6 школ Екатеринбурга. Он реализуется уже в течение года. Методика, по которой обучаются дети, изначально была рассчитана на школьников и студентов.

 

«В прошлом году мы работали только с 15 садами, в этом году количество желающих присоединиться к нам увеличилось. Также нашими разработками интересуются коллеги из Челябинска и Перми», - рассказала декан факультета педагогики и психологии дошкольного образования  ИПиПД Марина Бывшева.

 

На открытом занятии в МАДОУ № 33 дети из липучек, пластилина, бумажных заготовок, прищепок и зубочисток создают Землю. Это происходит в форме игры: робот, прилетевший на нашу планету, дает им задание: познакомить с местом, где они живут.

«Это итоговое занятие, которое проводится после того, как дети освоили несколько тем. Обычно за одно занятие воспитатель отрабатывает только одну технику, то есть работают только с пластилином или только с бумагой. На итоговом занятии дети применяют несколько техник, создавая что-то новое и необычное», - объясняет заместитель заведующего МАДОУ № 33 Анна Малкова.

 

Очень важно совмещать разные виды деятельности в дошкольном возрасте: аппликацию, лепку, театрализацию, и даже мультипликацию. Если вы хотите вырастить изобретателя, то стоит учитывать, что ребенок должен зафиксировать свой продукт. Для этого важно ему объяснить, в чем новизна и полезность его поделки, а также представлять работы окружающим на различных конкурсах или хотя бы делать презентации в группах детского сада.

 

Как отмечает научный руководитель «Детской академии изобретательства» профессор, доктор педагогических наук Сергей Новоселов, несмотря на то, что дети дошкольного и младшего школьного возраста постоянно что-то придумывают, им необходима поддержка взрослых, потому что их разработки в большинстве случаев появляются неосознанно.

 

«В процессе изобретения всегда присутствуют осознанная и неосознанная деятельности, момент интуиции. Случай здесь играет большую роль. Многие методики развития творческих способностей изобретательства, как раз направлены на организацию случая», - добавил он.

 

Этот случай, по словам Сергея Новоселова, важно не пропустить, поэтому в рамках «Детской академии изобретательства» проводятся занятия и семинары для родителей и педагогов.

 

В детских садах работа с детьми на занятиях проводится по подгруппам, чтобы воспитателю было удобнее отследить то, что потом может стать изобретением.

 

В учреждениях «Детской академии изобретательства» развивают детей не только в технической области. Марина Бывшева говорит, что в таком возрасте детей нельзя делить на «физиков» и «лириков»: 

 

«Важен именно творческий комплексный подход в развитии. Мы не исключаем ни один из видов деятельности и поддерживаем детскую инициативу в разных сферах».

 

Сергей Новоселов подтвердил, что ребенок в дошкольном и младшем школьном возрасте не может быть инженером, но «есть способы развить его способности, чтобы он в будущем мог спокойно справляться с техническими задачами».

 

По его мнению, инженерные навыки - это запрос времени. Специфика методики, разработанной Сергеем Аркадьевичем, заключается в том, что детям предлагают решить задачу технически-творческим путем.

 

Так, на занятии в МАДОУ № 223, детей попросили создать парк аттракционов для лилипутов. Из кирпичиков, фольги и бумажных заготовок, они сконструировали катки, американские горки, колеса обозрений и картинг.

 

 

Для того, чтобы детям было интереснее работать с материалами и придумывать что-то новое, занятия здесь проходят в мастерской, а процесс по созданию поделок называется колдовством.

 

«Мне нравится колдовать, потому что люблю делать разные поделки. Например, тряпичных кукол и стаканчики для карандашей», - рассказала воспитанница Катя.

 

«Очень интересно фантазировать! Здорово придумывать различные классные идейки! Больше всего я люблю рисовать картины», - добавляет Саша.

 

«Я тоже люблю рисовать и мастерить. Особенно машинки. Папа помогает мне делать модельки из металла», - сообщил Алеша.

 

«Мне нравится лепить из пластилина. Уже готовы снеговик и кружка», - поделился Никита.

 

Первые достижения юных изобретателей можно посмотреть на сайте «Детской академии изобретательства». Здесь представлен грязесос с описанием запчастей: корпус, антена, лампы ночного света, солнечная батарея. Матвей Антонов из детского сада № 163 также предусмотрел для него станцию для подзарядки и люк, куда сбрасывать грязь.

 

 

Всеволод Смалько и Виктория Вервейко из детсада № 33 спроектировали будку-чемодан. Очень удобную для вашего питомца, если вы с ним вдруг захотите отправиться в путешествие.

 

 

Если сложить диски вместе и соединить их пружинкой «радугой», то получится ускоритель движения, считают Екатерина Таниева, Ника Малашенко, Мария Вахитова, Кирилл Силин, Варвара Лукина из детского сада № 5.

 

Засыпать вдвойне сладко, когда в комнате стоит вкусношар.

 

 

Если дети создадут что-то стоящее, то это можно не только представить на конкурсах или фестивалях, но и запатентовать. Новизна, полезность и общественная значимость – критерии, которым должно отвечать изобретение.

 

Так, восьмилетний Захар Гусев создал электромагнитную установку для запуска моделей ракет в закрытых помещениях. Родители помогли мальчику составить описание полезной модели его установки и сделать рисунок. Сотрудники малого инновационного предприятия «Институт дизайна инноваций» при Уральском государственном педагогическом университете сделали «формулу полезной модели» – это самый главный документ для патентования изобретения. И сейчас заявка юного изобретателя о выдаче патента на придуманную им полезную модель проходит экспертизу в Федеральном институте промышленной собственности.

 

 

Воспитать ребенка изобретателем можно не только в детском саду, где реализуется данная программа. Институт педагогики и психологии детства УрГПУ создал специально для таких целей программы дополнительного образования для детей.

 

«Работа ведется уже год. Пока у нас только дети школьного возраста. В институте создано такое модное среди детей и родителей направление, как «Робототехника», точнее «Образовательная робототехника». Мы собрали команду ребят для участия в различных соревнованиях. В перспективе будет разработана программа и для детей младшего дошкольного возраста», - резюмировал Сергей Аркадьевич.

 

Справка

 

Привлечение науки в практику, начиная с дошкольного образования – это один из путей повышения качества образования.

 

Сегодня педагоги дошкольных образовательных организаций Екатеринбурга являются слушателями при прохождении курсовой подготовки УрФУ и УрГПУ. Для многих – это альма матер, и, безусловно – самые активные социальные партнеры системы образования города.

 

Департаменту образования Администрации города Екатеринбурга удалось выстроить взаимодействие с ведущими научными школами в области дошкольного образования.

 

Уральская педагогическая школа периода детства: Новоселов С.А., профессор, доктор педагогических наук, Коротаева Е.В., профессор, доктор педагогических наук, Кусова М.Л., профессор, доктор педагогических наук, Моисеева Л.В., профессор, доктор педагогических наук, Максимова Л.А., доцент, кандидат психологических наук, Бывшева М.В., доцент, кандидат педагогических наук, Токарская Е.В., доцент, кандидат психологических наук.

 

Московская педагогическая школа периода детства: Майер А. А., профессор, доктор педагогических наук, Скоролупова О. А., методист) и издательствами («Академкнига Учебник», «Просвещение», «Русское слово»).

 

Пермская педагогическая школа периода детства: Коломийченко Л.В., профессор, доктор педагогических наук.

 

С сентября 2016 года с целью создания условий для развития творческих способностей и изобретательства детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательном комплексе муниципального образования «город Екатеринбург» на основе ценностного отношения к родному краю в соответствии с современными федеральными образовательными стандартами и с учетом передовых тенденций в научно-технической сфере через организацию совместного образовательного проекта Уральского государственного педагогического университета (институт развития детства) и муниципальных образовательных организаций города Екатеринбурга реализуется пилотный проект «Детская академия изобретательства».

 

Екатеринбург стал площадкой для проведения первого фестиваля детского изобретательства, в котором принимали участие дети дошкольного возраста. Идея Фестиваля родилась у научного руководителя  проекта «Детская Академия изобретательства». 8 апреля 2017 года состоялся презентационный (финальный) тур первого Фестиваля детского изобретательства, в котором приняли участие более 179 детей дошкольного и младшего школьного возраста – юных жителей Екатеринбурга.  

 

Просмотров: 3001

Автор: Анна Позднякова

© JustMedia

Фотограф: Станислав Насонов




Новости партнеров


Loading...

Комментарии ВКонтакте


Комментарии facebook


Последние события

Читайте также