Министр культуры и туризма Свердловской области Алексей Бадаев рассказал о сложностях восстановления памятника архитектуры.
Министр культуры и туризма Свердловской области Алексей Бадаев рассказал JustMedia, почему памятник архитектуры XIX века на улице Розы Люксембург, 65-67 оказался стерт с лица земли.
По словам Алексея Феликсовича, в министерство обратилась распорядительная дирекция мингосимущества Свердловской области — титульный владелец бывшей усадьбы Панфилова за разрешением на ремонт старинного особняка.
«16 июня 2011 года мы выдали разрешение на проведение подготовительных работ: вывоз мусора, разборка и вывоз обрушенных внутренних перегородок, установка временных подпорок в местах деформаций несущих конструкций,— рассказал JustMedia министр.— При проведении указанных работ обрушилась одна из наружных стен флигеля. По результатам технического обследования состояния строительных конструкций объекта выяснилось, что физический износ фундаментов и кирпичных стен флигеля составляет 70 и 60 процентов соответственно, а техническое состояние оценено как недопустимое — представляющее опасность для пребывания людей и сохранности оборудования».
Алексей Бадаев отметил, что работы «по сохранению объекта культурного наследия» обосновала государственная историко-культурная экспертиза. При проведении работ подрядная организация столкнулась с рядом трудностей. Например, строители XIX века не удосужились выкопать достаточно глубокий котлован под фундамент. В результате под ним скапливалась вода, которая зимой замерзала. За два столетия эти природные явления сильно деформировали фундамент. Кроме этого, вода сильно повредила кирпичную и бутовую кладку.
«22 и 23 сентября мы провели экстренные совещания на площадке,— рассказал Алексей Бадаев.— Рабочие определяли техническое состояние участков кирпичной и бутовой кладки стен первого этажа северного и западного фасадов и обсуждали способы их сохранения. В результате осмотра конструкций на месте выявлены многочисленные дефекты фундамента и кирпичных стен, в том числе вертикальные трещины, пересекающие более восемь рядов кладки, неравномерность и несоблюдение порядовки кладки, разрушение кирпичных перемычек над оконными проемами и деревянных опор под ними, разрушение лицевой поверхности кирпича более, чем на 50 мм, разрыхление нижних рядов кладки, находящихся в грунте. После расчистки мусора вокруг фундаментов были обнаружены участки разрушения бутовой кладки. В течение последних 25 лет проводились многочисленные работы по прокладке коммуникаций в здание, пробивка отверстий для осуществления проветривания конструкций полов первого этажа, что привело исторические конструкции фундаментов в аварийное состояние. Технологически бутовая кладка фундаментов велась «насухо», не имела связующего раствора».
Подрядчик предложил разобрать конструкции сохранившихся участков стен. Специалисты министерства культуры и туризма дали добро при условии, что впоследствии все будет восстановлено. При этом кирпичную и бутовую кладку рабочие будут разбирать вручную, кирпич и бут складируют на стройплощадке. Кладку стен северного и западного фасадов проведут с использованием исторического кирпича с сохранением исторического типа кладки. Полностью стены штукатурить не будут, чтобы демонстрировать исторический материал. Фундамент флигеля воссоздадут из сохраненных бутовых камней на единой монолитной железобетонной плите.
В среду, 5 октября, пройдет заседание ученого совета УралНИИпроект по вопросу правильности восстановления памятника архитектуры.
Как отметили в министерстве культуры и туризма, в Свердловской области около полусотни объектов культурного наследия (около 5% от общего количества памятников) находятся в аварийном или руинированном состоянии. Зачастую, единственный доступный способ сохранить их облик — это разобрать исторические конструкции и воссоздать из новых материалов для обеспечения большей долговечности и ремонтопригодности. Такая ситуация сложилась потому, что нормативных ремонтов зданий, впоследствии включенных в список памятников истории и культуры, не проводилось последние 40-60 лет. Поэтому более двухсот объектов культурного наследия (24% от общего количества) находятся в неудовлетворительном состоянии. Значительная часть этих объектов представляет сегодня сильно изношенные, перестроенные, морально устаревшие объекты недвижимости. Принимая во внимание их статус, министерство проводит взвешенную политику, учитывающую финансовые возможности собственников и пользователей, их законные интересы, необходимость соблюдения безопасности пользования зданиями и сооружениями. Министерством выдаются задания на проведение работ по сохранению этих объектов с предварительным проведением научных, изыскательских и проектных работ. Лишь при детальном изучении объектов вскрываются факты их плачевного состояния — в технической терминологии предельного, ограниченно работоспособного, недопустимого. При таких обстоятельствах позиция министерства не может быть ориентирована только на мнение отдельных представителей общества — «все сохранить, как есть».
Просмотров: 1544
Автор: Евгений Катыхин