Эксперты обсудили, как повысить узнаваемость Уральской индустриальной биеннале.
В Екатеринбурге проходит 5-ая Уральская индустриальная биеннале современного искусства. Количество посетителей выставки растет с каждым годом, масштабную экспозицию посещают около 100 тысяч человек. Однако, учитывая, что Екатеринбург – город-миллионник, организаторы уверены, – биеннале может привлечь гораздо больше гостей. Как этого достичь, обсудили участники «Экспертного клуба Екатеринбурга».
В первую очередь эксперты признали, что Уральская индустриальная биеннале – мощный проект, который наряду с другими международными событиями служит драйвером развития территории. Исполнительный продюсер биеннале Алексей Глазырин обратил внимание, что международная выставка современного искусства существует в Екатеринбурге столько же, сколько промышленный форум ИННОПРОМ, то есть промышленность теряет свою монополию, и столица Урала постепенно меняет имидж, позиционируя себя как центр гуманитарных наук и культуры.
«Биеннале как институция находится на пьедестале, куда ее вознесли кураторы и организаторы», - отметил роль идеологов руководитель «Экспертного клуба Екатеринбурга» Анатолий Гагарин.
Он также высоко оценил философский аспект темы, которой посвящена 5-ая индустриальная биеннале, - в этом году художники осмысляют «Бессмертие».
Алексей Глазырин уверен, что современное актуальное искусство, как и во все другие времена, несет в себе что-то революционное, то, что меняет наше представление о мире и о самих себе. Именно поэтому оно не всем понятно и не всеми принято.
«Я не думаю, что современное искусство находится в особых эстетических отношениях со зрителем. Современное искусство во все времена говорит о чем-то не всем понятном. Оно осмысляет все те же проблемы, что и во времена Грибоедова. Оно говорит о смерти, жизни, ее смысле и бессмысленности», - считает эксперт.
Известный журналист и постоянный посетитель уральской биеннале Иннокентий Шеремет обратил внимание на то, что современное искусство требует от зрителя большей интеллектуальной отдачи, чем, к примеру, произведения передвижников.
«Существовали передвижники и были современны в свое время. Вот представьте, крестьянин подходит к картине Ильи Репина «Бурлаки на Волге», нужна ему спецподготовка, чтобы понять произведение? Думаю, нет», - поделился размышлениями оратор.
Вместе с тем, по словам Иннокентия, лично ему современное искусство нравится. Он видел много впечатляющих работ, однако, преимущественно за пределами Урала и даже России.
Основная проблема современного искусства, на взгляд эксперта, это наличие большого количества совершенно непривлекательных слабых работ, которые подрывают авторитет contemporary art.
«Основная проблема современного искусства в том, что много второсортного. Сильных вещей нет. Все эти второсортные штуки отбивают желание смотреть современное искусство. Большая часть представленного у нас, не рождает эмоций, но я видел другие примеры, и они мне нравятся», - убежден Шеремет.
Эксперт предложил организаторам индустриальной биеннале сделать ставку не на количество участников, а на высокие эстетические и смысловые качества выставляемых произведений. На взгляд Иннокентия Шеремета и других участников дискуссии, «продвинуть» биеннале и привлечь большее количество зрителей поможет участие мировых звезд современного искусства.
Существование проблемы второсортных, лишенных многообразия смыслов произведений обозначил и Евгений Фатеев, искусствовед, руководитель фестиваля «Стенография». В его формулировке эта проблема прозвучала как «неоварварство».
«Это не художники, а политики, они живут по законам политики, реализуют эти законы. Художники в последние годы живут по законам креативности и рекламной индустрии. Бэнкси сделан по законам рекламного принта. Но рекламный принт во времени живет очень недолго. Серьезная проблема современного искусства – это неоварварство», - считает Фатеев.
Эксперт предложил художникам уходить от постмодернистского дискурса и искать новые актуальные основания для своего творчества. Однако, как справедливо напомнил Алексей Глазырин, искусство второго сорта было во всем времена, но время все расставляло на свои места.
«И в былые времена были графоманы, но эпоха их забыла. Да, есть среди молодых людей в искусстве те, кто просто зарабатывает деньги, популярность, но время рассудит», - констатировал эксперт.
Современное искусство, действительно, требует определенной подготовки. По словам Ирины Шушалыковой, сложнее всего объяснить смысл произведений детям. Для тех, кто не понимает языка современного искусства, Алексей Глазырин дает совет – больше этим искусством интересоваться: больше смотреть, сравнивать, читать.
«Тут нужна насмотренность, посетите одну выставку, вторую, третью и будете понимать язык», - поделился рецептом эксперт.
Анатолий Гагарин уверен, что Екатеринбургу нужно продвигать уже сложившийся бренд Уральской биеннале и открывать новые площадки для репрезентации творчества художников. С профанацией он предлагает бороться, привлекая экспертов, в том числе к дискуссии о смыслах и средствах, которые используют сегодня авторы. По мнению руководителя «Экспертного клуба Екатеринбурга», политолога и философа, о современном искусстве нужно говорить, это снимет многие проблемы и непонимание.
Просмотров: 2197