На открытие музея «Невьянская икона» прибыли ученые РАН, а Виталий Волович нарушил обет не ходить на выставки.
Об открытии в Екатеринбурге нового музея «Невьянская икона» не распространялись специально. Как заметил основатель музея Евгений Ройзман, на Энгельса,15, где теперь выставлено 260 образцов невьянской школы иконописи, сбежалось бы полгорода. Тем не менее, в новом помещении было достаточно многолюдно.
«Я обещал себе, что не буду ходить на выставки — пишу сейчас офорты,— показывает свои руки художник Виталий Волович. Да уж, никакой Мойдодыр не отмоет въевшуюся краску.— В общем, опять сорвался. А ведь я еще взялся за громадную картину — семь метров. Там и гротеск, и карнавальные маски, и театр… Нужно быть, наверное, безумным, чтобы в 80 лет взяться за такое…».
На открытии музея люди, чаще всего зрелые, с печатью знания на лице, целовались в щечку и с заинтересованностью слушали рассказы о творческой деятельности друг друга. Культурологи и творческая интеллигенция «отрывалась», но не забывала и про иконы.
Я нашел себе лучшего экскурсовода — Наталью Комашко, ученого секретаря Центрального музея древнерусской культуры и искусства, которая приехала на «историческое событие» из Москвы: «Невьянская икона оформилась в отдельную школу в XVIII веке. Вы знаете, какая икона здесь самая старая? Вот она, Египетская Богоматерь, 1734 год».
Один ученых, представляющих Российскую академию наук, объясняет мне, что невьянскую икону от других отличают выбеленные лики, вызолоченный фон и характерно высокое качество письма.
Как простой смертный, могу сказать только, что от количества икон рябит в глазах, хочется посмотреть все, поглядеть через лупу детали. Помимо икон, на отдельно оформлен стенд с церковными книгами и крестами. А в углу зала расположились иконы, иллюстрирующие неистовость коммунистов. Лик Богородицы с глубокими царапинами, сиротливый оклад иконы с ободранным ликом Иисуса Христа… В соседней главному залу комнаты собраны иконы школ, повлиявших на невьянскую…
Мою тягу к прекрасному и вечному приходится преодолеть — началась официальная церемония открытия с красивыми словами и подарками, хотя и без красной ленточки и оркестра. В центр музейного зала выходили те, кто хотел что-то сказать об открытии.
Основатель музея, Евгений Ройзман, выступил со своим «мы строили, строили и наконец построили». Рассказал о том, что отделка музея сделана руками студентов-реставраторов, о том, что если бы он не начал заниматься коллекционированием невьянских икон, их бы развезли по миру.
«Каждую неделю до Москвы отправлялась клетчатая китайская сумка, набитая лучшими образцами. Здорово, что большую часть нашего наследия удалось спасти,— сказал Ройзман.— Интерес к невьянской иконе возрожден, теперь ее стоимость на Родине больше, чем в других регионах России. Замечу, что музей — открытый, любой может получить доступ к коллекции».
Звучали слова благодарности в адрес Евгения Ройзмана от деятелей культуры, ученых, чиновников. Говорили, что «Невьянская икона» — первый частный музей в России, что он входит в пятерку лучших частных в России, что господин Ройзман — человек, который всегда доводит дело до конца. Коллекционер отвечал, что часть лавров должен взять на себя директор музея — историк Максим Боровик.
«Первую мою коллекцию забрали менты, вторую тоже,— рассказ о нелегкой судьбе коллекционера от депутата Заксобрания Вологодской области Максима Сурова вызывал улыбки.— После того, как «откинулся», по нашей традиции, стал депутатом. Теперь собираю древнерусскую утварь. Смотря через лупы на невьянские иконы, на четырех обнаружил известный нам всем знак. Я недавно написал книгу о свастике, хочу ее вручить Жене».
Это был не единственный подарок Евгению Ройзману в этот день, и в конце концов скромный основатель музея предложил: «К чему слова? Давайте выпьем!».
Первый этаж музея, где накрытый стол обступили культурологи, интеллигентно толкая тусовщиц (иконы разместились на втором и еще украсили лестницу музея), показал взгляд неизвестного автору художника на советское детство: дети на хоккейной коробке, 1 сентября у пионеров…
«Это еще что! У Жени есть отличная коллекция примитивистского искусства,— делится со мной директор областного краеведческого музея Наталья Ветрова (бывший министр культуры).— Безусловно, коллекция Евгения Ройзмана имеет большие закрома. Одних невьянских икон только около 600. Так что будем сотрудничать, создавать совместные выставки».
Просмотров: 4901
Автор: Иван НЕКРАСОВ, фото: Валентина СВИСТУНОВА