Деньги или этика: конфликт вокруг кресла директора музея камнерезного искусства

Алексей Бадаев отказался перезаключать договор с Надеждой Пахомовой. Причина — несоответствие духу времени.

Директор музея истории камнерезного и ювелирного искусства Урала Надежда Пахомова находится под угрозой увольнения. По ее словам, министерство культуры Свердловской области, перезаключая истекшие контракты с руководителями подведомственных учреждений, работать с Надеждой Петровной дальше не пожелало. 1 марта — последний день работы первого директора музея.

«Отстает от современных методов»

«Мне непонятна причина,— сообщает JustMedia.Ru Надежда Пахомова.— Замминистра Олег Губкин передал мне, что причина — возраст. Но в нашей сфере работают руководители и постарше. И здоровье меня не подводит. Я дала понять, что просто так не уйду. В ответ — сегодня в музее внеплановая ревизия. Конечно, бояться мне нечего. Но неприятно».

Надежда Пахомова призналась, что собирается через суд оспорить свое увольнение. Напомним, в 1999 году подобный процесс, когда региональным министром культуры была Наталья Ветрова, окончился в пользу директора музея.

«В конце года будет двадцать лет, как я руковожу музеем камнерезного и ювелирного искусства,— продолжает Надежда Пахомова.— Это было время постоянной борьбы за коллекции и здание. Что будет с музеем, если я им не буду руководить? Место бойкое, здание красивое… Меня всегда поддерживала общественность, даже музей создавался по инициативе екатеринбуржцев. Надеюсь, и сейчас меня поддержат».

Коллектив музея уже отправил ноту протеста в министерство культуры Свердловской области, также к губернатору Александру Мишарину идет письмо с просьбой восстановить в должности Пахомову от президента Союза музеев России.

Как удалось узнать JustMedia.Ru у главного специалиста по музейной деятельности министерства культуры Свердловской области Ирины Греховой, в музее камнерезного искусства проходит проверка в связи со сменой руководства. Уходит не только Надежда Пахомова, но и главный бухгалтер (в декрет), и ее подчиненная (на пенсию).

«Дела надо передавать,— поясняет Ирина Грехова.— В «чистоте» документов музея мы не сомневаемся — он всегда был на хорошем счету. Руководство министерства решило не продлевать контракт с Надеждой Петровной (Пахомовой, — ред.) не из-за ее возраста, а из-за необходимости новой крови. Музей находится в самом центре города, но отстает в своем развитии: одни и те же выставки, как по накатанному. Так получается, что деятельность Надежды Петровны, которую мы все очень ценим (иначе бы мы не инициировали вручение ей большого количества наград), отстает от современных методов».

Новая метла музейную пыль сметет

Новым директором «музея преткновения» негласно уже стала Елена Штубова, директор Независимого института истории материальной культуры, который создает для министерства культуры красочные памятные книги.

По мнению руководства регионального минкульта, Елена Штубова, «специалист от Бога», даст развитию музея новый толчок — об этом говорит и представленная ей новая концепция учреждения.

«Необходимо сохранить все ценное, что накоплено почти за двадцать лет существования музея: великолепные научную школу, коллекции, направления работы,— вкратце объясняет JustMedia.Ru суть концепции Елена Штубова.— Но мы должны заявить о себе на новом уровне. Стратегическая задача музея — стать визитной карточкой Екатеринбурга. Потенциал есть. Сегодня в музее стабильное количество посетителей. Это неправильно, он должен расти, стать новой точкой на туристическом маршруте, благодаря своей уникальности».

Как оказалось, постановления министерства культуры о своем назначении, у Елены Штубовой пока нет — она еще числится в кандидатах на пост руководителя музея. Но, судя по деятельному и уверенному тону Елены Валентиновны, уже все решено.

«В свое время она возглавляла музей Архитектурного института в Историческом сквере,— яро утверждает другая собеседница JustMedia.Ru, Анна Андреевна.— Когда им руководила Галина Тюленева, там постоянно проходили выставки, школьники охотно их посещали. При приходе на место директора Елены Штубовой музей превратился в склад научных работ сотрудников института, зато на нем стали делать деньги, проводить частные выставки. Штубова защитила кандидатскую по нефти. Разве у нас мало специалистов по камнерезному искусству?».

«Неприятно комментировать необъективные высказывания. Музей архитектуры полтора года находится на реконструкции, с ним все в порядке,— парирует Елена Штубова.— Под моим руководством он завоевал два Гран-при в конкурсе «Музейный проект года». Что касается выставок частных мастеров и художников, культурное учреждение, по моему мнению, не должно зацикливаться на узконаучных задачах».

Денежно и грустно

Надежда Пахомова — настоящий борец за свой музей. И в этом никто из героев нашего текста не сомневается. Теперь бороться за Ленина, 37 еще долго не придется — по документам здание будет принадлежать музею еще 26 лет. С одной стороны, Надежда Пахомова свою миссию выполнила, а Елена Штубова с ее коммерческим взглядом сможет стряхнуть научную пыль с музея. С другой стороны, музей истории камнерезного искусства — детище Надежды Пахомовой, за 20 лет своей работы она заслужила им руководить. Конфликт древний, как мир, и в нем минкульт занимает коммерческую сторону, а не этическую. И хорошо, и плохо. И денежно, и грустно.

Просмотров: 4020

Автор: Иван НЕКРАСОВ

Понравилась новость? Тогда: Подпишитесь на наши новости