На какие выдумки шли участники культурной акции, чтоб привлечь гостей, а о чем подумать забыли.
Екатеринбург в субботу превратился в одну большую экспозицию, в очередной раз присоединившись в международной акции «Ночь музеев». До двух часов ночи для горожан работали больше 70 площадок. Часть музеев просто проводили экскурсии по действующим выставкам, но большинство все же подготовили к акции специальную программу.
Газ-батюшка, нефть-матушка
Одним из самых популярных мест в этом году стала Галерея современного искусства, где выставляются работы Васи Ложкина. Посетители могли не только посмеяться над известными карикатурными образами, но и взять автограф у автора. Художник, блогер и музыкант в Екатеринбург приехал впервые. Своими впечатлениями о городе Ложкин поделился у себя на странице в социальных сетях.
«Екатеринбург огромный и много в небоскребов, новых домов, магазинов, дорогих машин. Очень современный город. Во всем ощущается мощщ. Мне страшновато как-то», — пишет художник.
Ложкин сегодня — один из самых популярных и любимых авторов рунета. Его рисунки с бабками и котами, которые художник сопровождает едкими подписями, давно гуляют по сети и стали уже народными. Теперь у екатеринбургского зрителя появилась возможность не просто отправить котика другу в фейсбуке. В «Ночь музеев» знакомые образы представили в виде настоящих картин и постеров. Последние быстро раскупили посетители, а сам художник только и успевал раздавать автографы.
Малевич и ЖКХ-авангард
В эту субботу на площадках было необычайно много музыки, причем самой разной. На плотинке у Музея ИЗО прошел рок-концерт, а в отделении на Вайнера уже по традиции выступил оркестр B-A-C-H. Под его аккомпанемент в зале галереи руками гостей творился авангард.
В этом году музей решил сделать ставку на интерактив, в итоге весь вечер здесь что-то вырезали, клеили и красили. Например, гостям предлагалось «дорисовать Малевича», то есть сделать абстрактную картину из журнальных вырезок. Целую стену отдали на растерзание рекламщикам, которые сначала выводили на ней заборные надписи, а после закрашивали крупными мазками краски. Весь перфоманс назывался «ЖКХ-авангард».
«ЖКХ, потому что они также коряво все замазывают. Мы специально выбрали дурацкие цвета, которыми обычно коммунальные службы закрашивают надписи на заборах и стенах. Пятна на нашей стене располагаются таким образом, что в итоге должна получится картина в стиле авангард, напоминающая работы Малевича», — рассказывает молодой человек с кисточкой.
Те, кто не занят самодеятельностью и прослушиванием музыки, выстроились в огромную очередь возле деревянной конструкции в виде куба, внутри которой находятся еще два куба, но поменьше. Произведение называется «Box to box».
«Это инсталляция французского художника Тома Климовски. Вдохновившись идеями русского авангарда, он создал это произведение – это традиционные для авангарда формы – кубы. Он с помощью них попытался передать идею матрешки. Автор попросил не более 2-3 человек за раз пускать, потому что иначе восприятие будет хуже», — объясняют волонтеры.
«Экспериментариум»: такой разный и такой загадочный
ГЦСИ, как обычно, удивлял инсталляциями. В этом году их было много и на любой вкус. Две недели в центре работала российско-немецкая арт-лаборатория. Ее результаты заполнили все залы галереи. По условиям лаборатории художники должны были создавать произведения из подручных средств. Так появилась песочница, инсталляция из пил, фонтан в форме звезды из водосточных труб и много чего еще. Возможно, искусство, тем более современное, не требует объяснений и толкований, но некоторые произведения поставили в тупик даже местных волонтеров.
В одной из комнат немецкий художник натянул черные мешки на деревянную конструкцию. Композиция занимает практически все пространство и внешне напоминает дракона.
«Это некая биологическая масса, внутри которой сидят некие существа, создания, которые пытаются вырваться наружу. Это как наша планета Земля, только не в совсем круглой форме», — читает по бумажке девушка-волонер.
«А из чего это сделано?», — интересуются посетители. Экскурсовод долго роется в шпаргалках, пытаясь найти ответ. Единственное, что ей удалось найти, это название произведения — «Ожидая внутри».
Когда на улице стемнело, на летней площадке ГЦСИ открылся своеобразный кинотеатр под открытым небом. Только вместо фильмов на экране демонстрировали психоделический видео-арт, который сопровождал выступление группы «4 Позиции Бруно». Сами организаторы определили их музыку как «токсический сейшн».
Добро пожаловать или посторонним вход запрещен
Встречали музыкой и в Барабанном доме, причем еще на улице. Два гитариста развлекали гостей, прохожих, а скорее всего, и жителей соседних домов, песнями из кинофильмов. Дело в том, что попасть внутрь оказалось не так-то просто, пускали только по несколько человек. Тех, кому удалось попасть во двор, отправляли сначала в буфет — дожидаться пока сформируется группа. На улице к этому времени стало довольно прохладно, поэтому все с удовольствием грелись травяным чаем за 20 рублей и пирожными за 15.
Когда нужное количество набралось, посетителей выстраивают возле монгольского шатра. Но внутрь по-прежнему не пускают, сначала — теория.
«С северной части юрты обычно ставили красивый сундук, это место для самых дорогих гостей. Восточная часть считалась женской, там находилась кухня, противоположная сторона — мужская, там хранили оружие и утварь», — рассказывает девушка в сарафане.
Наконец, открывается дверь, разрешают войти. Гости рассаживаются вокруг стола, который стоит в центре юрты. На нем множество металлических чаш и колокольчиков.
«Сай бейне», — по-монгольски приветствует посетителей женщина в восточном костюме. Она объясняет, что чаши на столе — поющие. И тут же бьет по одной из них специальным молотком, после чего юрта действительно наполняется мелодичным звуком.
«Такие чаши изготавливают мастера из Непала, в них добавляют золото, серебро, ртуть, и даже частички комет и астероидов», — продолжает рассказ хозяйка юрты.
Затем она проделывает тоже самое, но уже рядом с гостями, которые подносят к чаше руки. Волны, исходящие от инструмента немного щекочут ладони и напоминают электричество.
Время между тем уже перевалило за полночь, мы покидаем юрту в надежде попасть в сам Барабанный дом, где обещали показать редкие музыкальные инструменты. Но не тут-то было — на входе нас останавливает женщина в расписном сарафане. Она уверяет, что экскурсии уже закончены, и ничего посмотреть мы не успеем. Пытаемся возразить, что все площадки сегодня должны работать до 2-х часов ночи, не помогает. Показываем аккредитационный бейдж, но становится только хуже — женщина переходит на откровенное хамство.
Покинув негостеприимное место, остаток «Ночи музеев» мы провели в прогулках по городу, улицы которого тоже не менее интересный экспонат.
Фоторепортаж с "Ночи музеев" здесь
Просмотров: 10381
Фотограф: Александр Константинов