Сорок телевизоров, десяток «говорящих голов» и фокус с коробками — как прошло открытие II Уральской индустриальной биеннале.
На открытие II Уральской индустриальной биеннале собралась сотня студентов и журналистов, по десятку чиновников и искусствоведов, а также две светские дамы. «Пойдем отсюда»,— сказала дизайнер одежды Наталия Соломеина своей подруге в шляпке Яне Цапенко через минут десять после их появления.
Алиса Прудникова благодарит Аркадия Чернецкого за понимание современного искусства
Оно и понятно — на первый взгляд основная площадка биеннале, что в здании типографии «Уральский рабочий», выглядит пустой. Десять «говорящих голов» — от куратора биеннале Ярославы Бубновой до вице-премьера Владимира Власова — открывают событие. Власов называет биеннале в мужском роде, Чернецкий рассуждает о компьютеризированной молодежи, Прудникова благодарит сенатора за отдельное здание для филиала ГСЦИ. В общем, все как обычно, даже скучно.
Дальше — абсолютно белый, но «говорящий» стенд: «Куратор и организаторы проекты подносят свои извинения авторам и зрителям за невозможность экспонировать эту работу на открытии». Куча пустых коробок, несколько карт на стенах и еще одна надпись около покрашенной стены: «Я поручил ассистенту выставки это желтое пятно, но потом я совершенно забыл, зачем». Не густо.
Вот ходит «ракета» с камерой — это «проект, который наблюдает сам себя». К крыше макета прикреплена камера, которая снимает зрителей биеннале и выдает видео на экран в дальнем углу выставки.
Гостей биеннале интригует загадочная надпись
Еще здесь, будто бы по задумке, снуют рабочие: носят лестницы, что-то приколачивают. Основная площадка биеннале предстанет во всей полноте к выходным. Но и пока в закутках «Уральского рабочего» можно посмотреть любопытные находки: несколько инсталляций и занимательное видеоотделение биеннале. Есть и уже традиционные темные комнаты с экраном, а есть и работа турка Кутлу Атамана: сорок телевизоров с креслами, в каждом из них показывают разные интервью с жителями гетто.
Больше всего понравилась интерактивная инсталляция, представляющая груду картонных коробок. «Все, что вы хотели бы сделать с некоторыми людьми (включая политическую элиту), сделайте с этим коробками!»— поясняется на стене. Разумеется, проходящие воспринимают надпись, как призыв исподтишка пнуть коробку. Мы с коллегой по перу Михаилом Вьюгиным не мелочимся и прыгаем в коробки, дабы задавить своим телом парочку. Ломать «власть» выходит безопасно и забавно.
—А что бы вы сделали с этими коробками?— спрашиваю вице-премьера Владимира Власова.
—Построил бы в какую-то систему, фигуру,— отвечает Власов.
Ломать «власть» выходит безопасно и забавно
Вот об этом мы с Мишей не подумали — «построить» зарвавшуюся власть куда поучительнее для нее, чем просто ее сломать. В общем, «уродливое труднее превратить в прекрасное, чем прекрасное изуродовать». Это цитата оттуда же, откуда берет основная площадка свое название — «Самое себя глаз никогда не видит» — из трактата Иосифа Бродского.
Даже полупустая площадка Второй Уральской биеннале современного искусства делает свое дело — заставляет задуматься. Так что зову Соломеину с Цапенко вернуться обратно и прыгнуть в коробки.
ФОТОрепортаж с открытия Второй Уральской индустриальной биеннале современного искусства смотрите здесь.
Просмотров: 4100
Фотограф: Евгения Лялина