JustMedia.ru запускает проект о ночной жизнь Екатеринбурга.
Город засыпает, просыпает мафия. Всем знаком этот сюжет классической игры. В жизни же, когда город, засыпает, просыпается не только преступный мир. На работу выходят дворники и сторожи, бармены и таксисты. Летом по ночам коммунальщики поливают улицы, зимой – чистят дороги от снега. Как живет ночной Екатеринбург, читайте в нашем новом проекте JUSTNIGHT.
В первом материале мы расскажем о ночи в музее. Конечно, экспонаты здесь, как в одноименном голливудском фильме с Бэном Стиллером в главной роли, не оживают. Но, по словам местных охранников, интересное и необычное по ночам тоже бывает.
«Компьютерные призраки» МИЕ или кто скрипит полами ночью в «Доме Метенкова».
Для начала отправляемся в Музей истории Екатеринбурга, который находится в бывшей усадьбе генерала Качки, построенной екатеринбургским почтмейстером Гаврилой Лайшевским еще в 1820 году. Нас здесь встречает охранник Сергей: харизматичный невысокий мужчина, примерно сорока лет. Сегодня он одет не в форменную, а обычную одежду: в теплую кофту и джинсы.
«У нас в обязанности входит охрана объекта. В дневное время я слежу за порядком, за материальной сохранностью музея, а в ночное – ставлю на сигнализацию музей и слежу, чтобы она работала, как надо», - рассказал охранник музея Сергей Меньшиков.
В МИЕ он не так давно, всего три месяца. До этого семь лет Сергей охранял расположенный по соседству фотографический музей «Дом Метенкова», который является частью МИЕ. Сразу видно, что мужчине нравится его работа. Он очень увлеченно рассказывает и о музее, и об экспонатах и о том, как здесь все устроено.
Мы поднимаемся с ним на второй этаж музея, чтобы представить, как охранники делают обход перед закрытием. Несмотря на позднее время, в помещениях все еще остались несколько посетителей. Музей выглядит пустоватым, как будто его двери все еще закрыты из-за коронавируса.
Нам объяснили, что после того, как это здание покинут и гости, и сотрудники, делается обход территории, выключается свет и весь музей ставится под охрану. Внештатные ситуации ночью происходят редко. Несмотря на то, что музею в этом году исполняется 80 лет, призраками, которые бы ходили по этажам и «гремели цепями», здесь похвастаться не могут.
От любых незваных гостей все экспонаты музея и даже само здание защищает современная сигнализация. При сработке внешнего датчика к музею тут же прибудет группа быстрого реагирования, внутреннего – решение о том, как поступить в зависимости от ситуации, будет принимать охранник или смотритель объекта. Сергей уверен, что, несмотря на современную технику, без человека система не будет работать, как надо.
«Один раз вдруг сработала сигнализация внутреннего помещения на движение. Я сразу глянул на монитор и увидел включенный свет в двух витринах. Конечно, у меня холодок пошел. Я выждал какое-то время. Посмотрел, не срабатывают ли другие датчики, и решил подняться. Прошелся, посмотрел все с фонариком, но никого не нашел. Свет везде был выключен. Я снова спустился. Витрины на камерах все еще горели. Еще раз поднялся, все просмотрел. Но все опять было в порядке», - рассказал охранник.
Позже выяснилось, что это были неполадки в системе компьютера. Картинка на мониторе зависла в тот момент, когда во всем музее выключали свет и остались гореть только две витрины со старинными костюмами. Они висят в зале, где сотрудники музея попытались воссоздать атмосферу того, как бы переживали карантин екатеринбуржцы конца XIX – начала XX веков.
Вообще за время карантина экспозиция музея полностью изменилась. Когда смотришь на обновления, кажется, что теперь музей выглядит более цельным и современным. Передвигаясь по комнатам, невольно представляешь, как выглядят помещения полностью без света, как давит тишина и отсутствие людей, как твои собственные шаги отдаются эхом по коридорам.
Интересно, что определять, произошло ли что-то в музее, ночью помогают звуки. В помещении всегда что-то работает: компьютер, холодильник или кулер, а на улице ездят машины. К таким звукам охранники уже привыкли и «научились отсеивать».
«Надо понимать, что музеи живут звуками. В «Доме Метенкова» как раз рядом подъем на горку. Когда машины спускаются по Первомайской, резко тормозят и очень сильно слышен скрип. А когда поднимаются, то газуют так, что дрожат стекла. К таким звукам привыкаешь», - говорит Сергей.
Бывает и так, что иногда в «Доме Метенкова» охранники слышат скрип полов по ночам. Поначалу кажется, что в здании кто-то есть, но на самом деле это не так. В деревянном полу происходит «рассыхание» досок от чего и слышен скрип.
Сергей напоминает, что для обычного человека попасть в музей после закрытия задача практически нереальная. Несмотря на это, некоторые горожане все же пытаются посмотреть на выставки в ночное время.
«Я сижу ночью около монитора, слежу за камерами. И вижу, как люди в позднее время просто подходят мимо и дергают дверь. Не знаю, зачем они это делают в 3 часа ночи», - удивляется Сергей.
Если же вы все же хотите побывать в музее именно ночью, то для этого стоит дождаться «Ночи музеев».
Зачем в музее ИЗО давали прикурить картине?
В музей ИЗО, расположенный в одном из старейших зданий города - каменном госпитале Екатеринбургского железоделательного завода 1751 года постройки - после закрытия попасть невозможно, даже если ты журналист. Нам сразу же сказали, что это «режимный объект», поэтому мы отправились туда днем. Даже подготовка экспозиций, доставка и отгрузка экспонатов проходят только при свете.
Нашим провожатым по залам этого музея стал заведующий отделом маркетинга и продвижения Игорь Пермяков - смуглый мужчина среднего роста в джинсах и голубой рубашке. На вид кажется, что ему около тридцати лет. В музее ИЗО он работает почти 6 лет и с большой охотой рассказывает о самом музее, а вот вопросы по безопасности и работы предпочитает не раскрывать.
По словам Игоря, в музее есть дежурные – это сотрудники, отвечающие за сохранность музейной коллекции. После того, как последний посетитель покидает пределы здания последний проходит по залам, смотрит, что все в порядке, пересчитывает количество экспонатов. Круглосуточно в здании находится как минимум один охранник.
«В случае сработки сигнализации или других форс-мажорных ситуаций, дежурный должен всегда находиться на связи. Ему могут позвонить в любое время и он, соответственно, должен подъехать в музей. Также прибывает группа быстрого реагирования, и вместе они разбираются в сложившейся ситуации», - рассказал Игорь Пермяков.
Чаще всего сдать музей на охрану удается без происшествий. Если же сотрудники задерживаются на работе или по какой-то другой причине здание не закрыто вовремя, то пишется объяснительная. Однажды сотрудники не могли сдать музей на охрану из-за воробья. Он случайно залетел в помещение во время монтажа выставки, и сигнализация постоянно срабатывала, оповещая сотрудников о присутствии незваного гостя.
Провожатый сразу же повел нас внутрь Каслинского чугунного павильона, доступа в который еще совсем недавно не было. Посетители могли увидеть его только снаружи. Необычно смотреть на помещения музея из Каслинского павильона. Красная обивка повсюду как будто так и говорит тебе, что он был создан для того, чтобы поразить жюри на выставке в Париже.
По словам Игоря Пермякова, под Каслинским павильоном есть нечто вроде «подземного канала», в котором однажды сотрудники даже видели призрака. Произошло это в тот день, когда в музее снимали фильм про ожившую картину «Девушка с папиросой» Петра Заболоцкого. По сюжету, девушка будто бы превращалась в страницу из газеты в мире Гарри Поттера и жила своей жизнью. Главный герой фильма даже давал ей огня, чтобы она могла закурить.
«Каслинский павильон стоит там где раньше был внутренниц двор. Только в 1980-е годы его закрыли витражом и поставили на постамент. Однако под ним до сих пор остался подземный ход, который на самом деле является чем-то вроде слухового канала. И мой коллега был уверен, что видел в нем приведение», - поделился работник музея.
Игорь Пермяков, конечно, не поверил в рассказы о призраке, решив, что это сказался недосып и происходящие в музее съемки. Чтобы удостовериться в этом, он спустился в «канал» и все там проверил. Естественно, никакого призрака он там не нашел. Это кажется даже удивительным, потому что где, как не здесь среди картин, старинных вещей и в стенах старинного здания должны обитать гости из потустороннего мира.
И действительно, когда передвигаешься по выставочным залам с картинами, легко представить, что они могут начать двигаться. Большинство из портретов выглядят, как живые. Как будто люди на них просто задумались о чем-то своем, но стоит тебе их позвать, как они тут же моргнут, смахивая мысль в голове, и посмотрят на тебя. Не удивительно, что иногда в музее появляется чувство, как будто на тебя кто-то очень пристально смотрит.
Про желающих попасть ночью в здание на Плотинке, как это нередко происходит в МИЕ, здесь не рассказывали, но отметили, что периодически к ним «заглядывают» вандалы, желающие украсить стены исторического здания граффити.
«В этом году прямо у входа двое молодых людей нарисовали большие теги, а на утро им стало стыдно, и они сами пришли помочь оттирать их. Но в итоге музею пришлось вызывать пескоструйный аппарат, чтобы убрать следы ночного вандализма. И, к сожалению, такие инциденты не редкость», - говорит наш провожатый.
Так как же работают музеи Екатеринбурга по ночам? Разумеется, не так, как в фильме. Как только двери здания закрываются на ключ, посетителям уже не так рады, как днем. Если в это время сигнализация или охранники внутри посчитают, что для музея есть угроза, они тут же примут меры, и разбираться с нарушителями уже придется разбираться группе быстрого реагирования. Такая перспектива наталкивает на мысль о том, что тянуться к новому и прекрасному лучше днем, а не ночью.
Просмотров: 16815
Автор: Дарья Сокол
Фотограф: Антонина Пыжьянова