Памятник деревянного зодчества не отреставрировал ни один из собственников.
Обгоревшие стены и бревна, выбитые окна, гвозди, торчащие из пола. О временах царской России в сгоревшей усадьбе Василия Ваганова, кажется, не напоминает ничего. Памятник деревянному зодчеству, рядом с которым выросли современные многоэтажки, разрушается прямо в центре города. Корреспондент JustMedia.ru показывает, как дом российского купца выглядит сейчас, рассказывает его историю, а также о нежелании многочисленных собственников реставрировать здание.
На территорию дома Ваганова я попадаю благодаря архитектору-реставратору, старшему преподавателю УрГАХУ Ларисе Шашкиной и выпускнице вуза Елене Пашковой. Именно они открывают мне испорченные граффити ворота, и сразу же перед глазами возникает еще более удручающая картина – за красивым резным фасадом скрывается полная разруха. В доме выбито большинство окон, нет пола и внутренностей – чтобы не наткнуться на гвозди, торчащие из пола, мне заранее посоветовали надеть обувь на толстой подошве. Требование выполнено – идти дальше не страшно и не опасно.
Мы заходим внутрь главного здания – о роскошных приемах времен царской России здесь не напоминает ничего. В доме нет перекрытий, а металлические конструкции, поставленные для укрепления разрушающихся стен, в деревянном доме смотрятся нелепо. Перед глазами у меня обугленные бревна, двери и мусор. Правда, осталась небольшая часть печи.
Внутри усадьбы становится немного жутко – свет плохо попадает внутрь и один из моих сопровождающих, стоящий в углу, кажется призраком из прошлого.
«Сейчас даже трудно представить, что когда-то здесь были большие залы, стоял рояль и диванчики, сидя на которых кавалеры общались с дамами. И непременно было много детей», – обращается ко мне архитектор.
На 80-е годы ХIХ века владельцем усадьбы по документам числился купец второй гильдии Василий Ваганов. Он торговал скобяными и железными изделиями и держал в городе четыре лавки, одна из которых находилась при доме. Тогда в комплекс построек усадьбы входили: полукаменный двухэтажный дом, деревянные службы, баня и лавка. В 1890-х годах Ваганов строит два новых полукаменных дома. На месте деревянных служб появляются конюшни и кучерская.
Фото усадьбы купца Ваганова с сайта bochenin.com. Все изображения 1990 года |
Духом времени, когда здесь жил еще купец Ваганов, сейчас действительно и не пахнет. После революции усадьбу со всеми постройками национализировали и сразу же поменяли планировку. В первые годы советской власти жилые дома и флигель власти сначала приспособили под лечебницу для детей, больных сифилисом, а затем организовали здесь коммунальную квартиру. Под нее была приспособлена и бывшая кучерская. В связи с этим в 1937-39-х годах году была сделана перепланировка верхнего и цокольного этажей, тогда же и была разобрана угловая изразцовая печь.
С «последствиями коммунальной квартиры» архитекторы и реставраторы борются до сих пор.
«В 2008 году во время реставрационных работ (тогда собственником числился «Монетный щебеночный завод», – прим. ред.) мы заложили окна, пробитые во времена коммунальной квартира, для соединения разрушающихся стен поставили железобетонный пояс, заменили крышу, по главному фасаду сделали реставрацию венцов, срубов, декора и вставили несколько окон», – объясняет Шашкина, осторожно переступая через обгоревшие бревна внутри разрушающегося здания.
В 20-х годах ХХ века хозяйственные постройки передали Потребительской коммуне, и они начали использоваться как склады. При Ваганове ворота усадьбы состояли из двух ажурных металлических полотен, в которые были вмонтированы калитки. На них были выбиты инициалы оного из владельцев усадьбы – В. А. В 1960-х годах их демонтировали и установили по адресу: 8 Марта, 21. Помимо нескольких перепланировок, усадьба пережила два пожара. Первый – в 1946-1947-х годах. Тогда сильно пострадала кровля. Второй – в 2005 году. Но никто из многочисленных собственников усадьбы так и не отреставрировал памятник деревянного зодчества.
До 2011-2013 годов объект был в собственности области, а после распродан по частям. Так, в ноябре 2011 года ООО «Ермак и К» приобрело единым лотом за 19 млн 800 тысяч рублей полукаменный дом, флигель, украшенный деревянной резьбой, и торговую лавку. По условиям договора, собственник брал на себя охранные обязательства и должен был использовать памятник по целевому назначению — разместить там административные помещения. Однако сделано этого так и не было. Следующий владелец здания — «Строительная компания «Иртыш» тоже не стала заниматься реставрацией здания. Предпоследний собственник — бизнесмен Александр Гофман позвонил Ларисе Шашкиной и договорился о встрече на ноябрь 2018 года, чтобы обсудить планы по восстановлению здания. Но, по ее словам, в последний момент перепродал здание.
«Собственник, с которым мы договаривались о встрече, пропал и перепродал усадьбу другим. Новый собственник тоже пропал. Если он выйдет на нас, то будем работать дальше. А пока никаких реставрационных работ не ведется. Это неуважение к памятнику – его и снести нельзя, и не реконструируют», – уточнила она.
Для того, чтобы, наконец, начать восстановительные работы, реставраторам и архитекторам нужно получить от собственника правоустанавливающие документы и задание госоргана по охране памятников на выполнение работ. После этого уже можно начать выполнение противоаварийных и консервационных работ: оградить здание забором, выставить охранников, поставить строительные леса и временные подпорки под стены, заменить выбитые окна на новые, а также провести временное освещение и отопление, чтобы специалисты смогли начать работы. Но когда это будет сделано, неизвестно.
Мои сопровождающие спустя 40 минут заканчивают экскурсию по руинам памятника деревянного зодчества. «Мне бы хотелось, чтобы усадьбу отреставрировали и сделали здесь какой-нибудь уютный ресторанчик», – говорит перед выходом из здания Шашкина.
Спустя 40 минут экскурсия по руинам усадьба Ваганова завершается. Мы закрываем ворота и выходим с территории объекта, понимая, что в ближайшие годы, скорее всего, он так и останется обгоревшим обломком прошлого.
Просмотров: 7369
Автор: Дарья Александрович