JustMedua.ru продолжает знакомить читателей с историей родного города.
На этот раз мы отправляемся изучать ВИЗ. В сегодняшнем материале JUSTHISTORY мы расскажем о том, что располагалось здесь, кроме знаменитого завода, более 100 лет назад.
В 1927 году поселок Верх-Исетского завода стал частью Свердловска. Пространство между некогда разными мирами-заводами стремительно застраивалось: в классицисткий образ главной заводской площади ВИЗа и центра поселка ворвался авангардный ритм конструктивизма.
«Практически весь ВИЗ – яркий пример классицизма. В этом стиле на Урале, кроме архитектора Михаила Малахова, никто не строил, поэтому, даже здания, авторы которых неизвестны, по умолчанию приписываются к его работам», – рассказывает экскурсовод Евгений Рабинович, пока мы поднимаемся вверх по Верх-Исетскому бульвару.
Основная часть сооружений комплекса госпиталя Верх-Исетского завода была возведена в 1823-1826 годы по проекту, в разработке которого принимал участие архитектор Михаил Малахов. ФОТО: okn.midural.ru |
Оказываемся на месте госпиталя Верх-Исетского завода, построенного в 1823-1826 годы по проекту архитектора Малахова. Духом прошлого столетия тут не веет: повсюду стройка и перерытая земля. Комплекс на реставрации. Часть его зданий пошла под снос. На освободившейся территории появится выставочный центр.
В 1824 году госпиталь даже посещал Александр I: царю рекомендовали посмотреть ВИЗ как лучший район Екатеринбурга. После тщательного осмотра государь заявил, что даже солдаты в его армии не содержатся так хорошо, как те, кто находятся в госпитале.
Сейчас комплекс бывшего госпиталя Верх-Исетского завода выглядит так. ФОТО: fototerra.ru |
«Этот госпиталь работал только на завод. Там трудились и жили врачи, а саму больницу несколько десятилетий возглавлял яркий представитель интеллигенции конца XIX века – Александр Миславский. Он был первым в городе офтальмологом», – объясняют экскурсоводы.
Рядом с больницей находилась цифирная школа. Спустя несколько столетий в 1938 году на месте старинного объекта построили общеобразовательную школу № 1 (ВИЗ Бульвар, 23). До наших дней не сохранилась и это учебное заведение: кроме фундамента от него ничего не осталось.
Первоначально школа располагалась в одном из зданий по соседству с Верх-Исетским металлургическим заводом, при котором она и была создана.Первыми учениками школы были рабочие Верх-Исетского завода и их дети. ФОТО: школа1.екатеринбург.рф |
До 1938 года она «кочевала» по разным зданиям, пока не «поселилась» по адресу ВИЗ-бульвар, 23, где для нее было построено новое здание. ФОТО: школа1.екатеринбург.рф |
В нескольких метрах от школы стоял медицинский завод. Во время войны на нем делали шприцы, иглы, скальпели и прочие железки. С 1952 года он начал выпускать лампы для операционных и проработал вплоть до конца XX века.
Напротив школы и медзавода в середине 1950-х годов появился комплекс 4-5 этажных жилых домов в стиле неоклассицизма. Плод творчества архитектора Моисея Рейшера располагался по адресу: Верх-Исетский бульвар 18 и 20. Первые этажи домов были нежилыми, например, в 20-м располагался гастроном. Помимо домов, в комплекс входили ворота, элементы благоустройства и два капитальных гаража. В советское время к ним добавились 10 металлических гаражей. В объектах широкие лестничные площадки и просторные квартиры с высотой потолков более трех метров. Но есть одно но.
Помимо домов, в комплекс входили ворота, элементы благоустройства и два капитальных гаража. ФОТО: fototerra.ru |
Еще пару лет назад дом №20 был коммунальным: помимо общей кухни, здесь был общий душ, попасть в который можно было только спустившись в подвальное помещение. Не совсем удобно, правда? Но несмотря на это, цены на квартиры здесь довольно высоки и ничуть не отличаются от другой вторички в этом микрорайоне.
Строительство линии на ВИЗ, 1930-е годы. ФОТО: ЕТТУ |
Окна домов Рейшера выходят на ВИЗ-бульвар, по которому еще 15 июля 1930-го года запустили трамвайный маршрут «Площадь 1905 года-ВИЗ».
ФОТО: ЕТТУ
Вообще, по работам Рейшера можно отследить всю эволюцию советской архитектуры: от провинциального конструктивизма до сталинской неоклассики и барокко. Так, одним из первых его проектов была Белая башня, ставшая одним из символов нашего города.
От контрастной коммуналки на Верх-Исетском бульваре, 20 мы переходим к маленькому уголку едва сохранившейся улицы Кирова. Тут стоит дом купца Бревнова, который в свое время выкупил крестьянин с Верх-Исетского завода. Здание – прекрасный образец деревянного модерна с псевдорусским дизайном. Настоящий особняк на Кирова, 3 сгорел еще в 1915 году. Его, конечно, восстановили, но перестарались и реконструировали слишком сильно.
Дом купца Бревнова. ФОТО: fototerra.ru |
От дома Бревнова идем вниз по Кирова к Площади субботников. Раньше она называлась Успенская площадь – тут бурлила жизнь Екатеринбурга. Все значимые здания находились близко друг к другу: завод, проходная, собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Последний был сооружен в 1831-1838 годы по проекту архитектора Малахова. Ранее на этом месте располагалась одноименная деревянная церковь, заложенная еще в 1761 года. Новый объект представлял собой каменный четырехстолпный пятикупольный храм в стиле классицизма с колокольней и боковыми портиками. Возводилась церковь на средства владельцев завода Яковлевых. В 1912 году указом священного синода церкви присвоен статус собора.
Площадь субботников. ФОТО: tatlin.ru |
По решению президиума горсовета Богородицкий собор был упразднен. Тогда были сломаны венчания, уцелел только центральный купол. В 1940-х объект перестроили и приспособили под хлебозавод №3. Только в 2009 году полуразрушенное здание на Кирова, 65 передано в собственность Екатеринбургской епархии.
В 1940-х объект перестроили и приспособили под хлебозавод №3. ФОТО: sobory.ru |
Помимо Успенского собора, на территории ВИЗа было еще три храма. Так, Никольская церковь была построена на Базарной площади (Птичий рынок на Халтурина – прим. ред.) в память «о чудесном спасении императора Александра III в крушении поезда в Борках» в 1888 году. Возводилась она из камня по типовому проекту, одобренному императором, в русско-византийском стиле. Это был восьмигранный однокупольный храм с невысоким шатровым куполом и шатровой колокольней. Строили церковь Николая Чудотворца 7 лет – с 1890 по 1897 годы. Однако просуществовал она не так долго, уже в 1930 году его разрушили.
Николаевская церковь была маленькой и скромной и по внешнему виду, и по внутреннему убранству. Ее внешний декор мало отличался от декора многих жилых зданий города. ФОТО: nikolahram.com |
Еще один утраченный храм из камня – Нагорная церковь Всех Святых – была построена при кладбище Верх-Исетского завода, основанном еще в XVIII веке. Ранее на этом месте располагалась одноименная деревянная церковь. Каменный объект был заложен в 1813 году и возводился на средства владельцев завода Яковлевых. Строительство образца зрелого классицизма – однокупольного четверика с колокольней – завершили только в 1822 году. Считается, что к окончательному проекту храма приложил руку Михаил Малахов.
Нагорная церковь Всех Святых. ФОТО: sobory.ru |
Стоит отметить, что колокольню, располагавшуюся на возвышенности, использовали в качестве пожарной сигнальной вышки. Два раза в сутки на ней менялись дозорные, которые наблюдали за происходящим в городе. Закрыли и снесли церковь, также как и Никольскую, в 1930 году. Нагорное кладбище было закрыто позднее. На его месте еще в начале Великой Отечественной войны начали возводить завод «ВИЗкабель» (ныне «Уралкабель» – прим. ред.). Предприятие было создано на базе эвакуированных заводов «Укркабель» (Киев) и «Москабель» (Москва).
Церковь Рождества Христова на Школьников, 1. ФОТО Наталия Женишек для сайта sobory.ru |
Третий храм – церковь Рождества Христова на Школьников, 1. Ее история началась еще в 1805 году с каменной старообрядческой часовни, которая в последствии была реконструирована. Над ее новым обликом в стиле классицизма работали сразу два архитектора: Гартман и Малахов. Возвели каменный однокупольный четверик с боковыми притворами и открытой колокольней, заканчивающейся небольшим шлемовидным куполом со шпилем буквально за год. Освящение Христорождественской единоверческой церкви состоялось 22 января 1838 года. В 1922 у храма изъяли все ценности – 31 фунт 12 золотников серебра (12,7 кг.) – а в 1926 году и вовсе закрыли для богослужений. В последствии в ее стенах разместили музей истории Верх-Исетского завода. Только 1993 году Церковь Рождества Христова передали общине старообрядцев-поповцев Белокриницкой иерархии.
Владельцем Верх-Исетских заводов был Савва Яковлев. Купил заводы он их у одного из наследников Демидовых, причем в четыре раза дороже, чем они стоили на самом деле. В целом в собственности Яковлева были 20 заводов на Урале, в том числе в Алапаевске, Невьянске, Верхней Синячихе, Верхнейвинске, Ирбите.
На площади Субботников (Ранее Заводская площадь – прим. ред.) стоит Дом культуры завода – яркий образец советского авангарда того времени. Раньше это было здание с рабочими клубами, где труженики вместе проводили время: пили чай, что-то обсуждали, общались. Со временем клуб превратился в Дворец культуры.
Дом культуры завода – яркий образец советского авангарда того времени. ФОТО: fototerra.ru |
«Здание заканчивали строить в тот момент, когда в СССР появилось постановление правительства о борьбе с излишествами в архитектуре. Нужно было срочно соответствовать новым требованиям и избавляться от помпезных элементов. Но не везде это удалось сделать. Так, если снаружи объект украшен массивными чугунными элементами: на дверях красуются изделия Верх-Исетского завода – серп и молот, то внутри чувствуется дух классицизма: лепнина, колонны», – говорят экскурсоводы.
Одно время дворцы культуры были машинами для создания нового человека. Сюда приходил вчерашний крестьянин, его учили грамоте и начинали преобразовывать в советского человека.
Клубы по интересам в советское время тоже было принято ругать. Мол, тоталитарная архитектура с колоннами давит на человека, показывая величие партии и каждый, кто заходит в клуб чувствует, что над ним лично нависает Иосиф Виссарионович Сталин. Принято считать, что от этого человек чувствовал себя маленькой шестеренкой в механизме тоталитарного государства. На самом деле это не так. Эти дворцы предназначались для людей и танцев. В клубах нового образца человека не ломали: люди приходили сюда отдыхать, наслаждаться культурой. Им было комфортно.
Трамвайная станция на Площади субботников. ФОТО: tatlin.ru |
На площади Субботников мы садимся на 11 трамвай и отправляемся на Большой конный полуостров, где нас ждет прекрасный образец промышленной архитектуры – электростанция имени Рыкова. О жизни электростанции, неуклюжих домах в стилистике бревенчатого сталинского ампира и жизни на Большом конном мы расскажем в следующем JUSTHISTORY.
Во время прогулки по ВИЗу JustMedia.ru сопровождали экскурсоводы TATLIN Евгений Рабинович и Алексей Федотов.
Просмотров: 8851
Автор: Екатерина Кунникова