JustMedia.ru показывает, что будет .
В театре Урал Опера Балет представили декорации к новой постановке оперы «Евгений Онегин». Корреспондент JustMedia.ru побывал на этой встрече и выяснил, как березка может быть символом вариативности бытия, зачем на сцене уборщицы и как одновременно будут существовать четыре Онегиных, Ленских, Татьяны и Ольги.
В качестве режиссера-постановщика выступил Дмитрий Волкострелов. Он сразу же обозначил, что предпочитает работать с современными постановками, а не интерпретациями.
«С одной стороны мы хотим отказаться от интерпретации, с другой - работать с современность, а с третьей - у нас есть «Евгений Онегин». Это очень сложная цепочка, но разобраться с ней возможно. Мы нащупали определенный зазор с художниками в этом плане», - Дмитрий Волкострелов.
У новой постановки «Евгений Онегин» можно выделить две характерные черты, которые выделяют ее среди других. До спектакля, после него и во время антрактов действие на сцене будет продолжаться. Будут менять даже сезоны и время суток. Все это отражает непрерывное течение времени, которое человек не в силах остановить.
Вместе с этим авторы задались вопросами: «Что было бы, если бы Ленский не умер на дуэли?», «Если бы они с Ольгой поженились?», «Если бы Онегин не выбрал на финальном балу Татьяну?». Авторы воплотили в концепции «Евгения Онегина» идею нелинейного времени. Одновременно на сцене будет не только «главные герои», но и их двойники из других времен: молодые – 20+, взрослые – 40+ и пожилые – 60+.
«Чаще всего время представляют, как линию. Прошлое куда-то уходит, а будущее – где-то там. Но мне кажется, что это далеко не самая интересная концепция времени. Можно отнестись к нему не как к линии, а как к спирали. В таком случае станет очевидно, что расстояние между временными промежутками совсем иное, и мы можем протянуть руку и дотянуться до XIX века», - объяснил Дмитрий Волкострелов.
С помощью чего авторы планируют воплотить такие сложные и философские идеи? Ответ прост и близок любому русскому человеку – с помощью березок. С каждым действием на сцене их будет становиться все меньше и меньше. К концу не останется ни одной.
«Идея простая и концептуальная – это 57 настоящих березок 7 или 7,5 метров в высоту, которые будут стоять на сцене. В них есть несколько смыслов: сосуществование времен, отсутствие обреченности и возможность повеления альтернативных вариантов. Поэтому в нашей работе придумана система двойничества, у оперных героев Татьяны, Ольги, Онегина и Ленского есть по три двойника. Они все единовременно будут присутствовать на сцене», - пояснила художник по декорациям Ксения Перетрухина.
Пока интересная концепция двойников и развития их альтернативной сюжетной линии находится все еще в стадии разработки. Скорее всего, в каждой сцене будет два «основных», а остальные будут немножко на заднем плане.
Понять, кто чей двойник зрителю помогут костюмы. У каждого из главных героев есть свой цвет, который всегда преобладает в одежде: у Онегина – это бордовый, у Татьяны – голубой, у Ольги – розовый, у Ленского – песочный.
«Евгения Онегина» уже не раз пытались поставить в «классике» и осовременить. Новая постановка не будет делать ни того, ни другого. Здесь зритель сможет постепенно погружаться в XIX век. Достичь такого переплетения двух веков удастся с помощью костюмов.
Вначале герои вместе со своими двойниками будут одеты в современные костюмы. Затем некоторые из них начнут появляться в исторических, и к концу постановки все будет уже в стилистике XIX век. Работая над эскизами, художник по костюмам Алексей Лобанов ориентировался как на современную моду, так и на модные тенденции XIX века. Интересно, что среди примерных костюмов был даже знаменитый голубой наряд английской королевы Елизаветы II.
Что же зрители увидят на сцене? Когда зрители войдут в зал, то их уже будут ждать два старичка, играющих в бадминтон. Чуть позже все поймут, что это возможное будущее Онегина и Татьяны. А пока среди «березовой рощи» ходят люди в современной одежде и только две девушки - молодые Ольга и Татьяна - одеты в платья онегинского времени.
Перед первым антрактом на сцене будет дождь, от которого герои будут скрываться под зонтиками. После этого, пока зрители отдыхают, на сцену выйдут уборщицы. Все это придумано для того, чтобы не прерывать течение времени в спектакле. На глазах у зрителей, которые останутся в зале, девушки и мужчины в типичных голубых костюмах клининговой службы будут наводить на сцене порядок.
Следующая сцена именины Татьяны. Здесь среди берез уже образуется круг. Он отсылает нас к строчке из речи Онегина, прочитавшего письмо Татьяны: «Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел».
«На балу Лариных около половины героев уже одеты в исторические костюмы, а остальные – в современные. Солисты у нас по-прежнему одеты в современную одежду. Здесь мы берем за основу то, что это происходит в маленьком провинциальном городе, и поэтому герои могут быть одеты как на выпускной вечер в школе на районе», - рассказал Алексей Лобанов.
В следующий раз зрители перемещаются в момент дуэли и смерти Ленского. До этого момента «оперный Онегин» был одет в современный костюм, а в этой сцене он впервые появляется в историческом. А вот Ленский, напротив, все еще в современной одежде.
Здесь авторы пояснили, что, несмотря на смерть «оперного» персонажа, его двойники продолжат жить и вести свою альтернативную линию. Так, в конце Ленский может оказаться бизнесменом или безработным.
В сцене бала уже все главные персонажи одеты в стилистике XIX века, в современных костюмах остаются лишь двойники персонажей. Здесь уже берез остается совсем мало, и они выступают в роли колонн в бальном зале.
«Это моя сценографическая гордость. Пространство сделано по подобию колонного зала в Доме Союзов. Мне очень нравится, что эту колоннаду удалось спрятать в хаосе берез. А здесь появляется четкое геометрическое пространство», - рассказала Ксения Перетрухина.
В конце история как будто закольцовывается и пожилые Онегин с Татьяной вновь играют в бадминтон. Только теперь на сцене нет ни одного дерева.
Просмотров: 5562
Автор: Дарья Сокол