Постановка удивит екатеринбуржцев выступлением джазовой певицы на лабутенах и полуобнаженными балеринами.
В Екатеринбурге состоится премьера балета «Приказ короля» от Вячеслава Самодурова. Силами неординарной команды хореографа-постановщика балет в его классическом понимании превратился в эпатажный перформанс.
После поднятия занавеса зрители увидят сцену из «Пятого элемента». Ту самую, в которой Лилу спит в закрытой капсуле лаборатории, а потом просыпается и выпрыгивает из окна. В «Приказе короля» все то же самое: в королевстве найден странный объект, внутри которого находится таинственная дева – Изора. Король созывает ученых, чтобы выяснить ее происхождение. Но сделать этого им не удалось. Незнакомка, исчезает: девушку похищает Черная королева.
«Девушка становится постоянной пленницей Черной королевы, которая собирает вокруг себя все прекрасное. В первом акте зрители увидят нетипичную Изору – сексуальную, заводящую. Во втором акте она будет самой собой. Исполнять партию трудно: как всегда, Славина (Вячеслав Самодуров) хореография не проста», – отметила прима Оперного театра Елена Воробьева, исполняющая роль Изоры.
Поначалу действия на сцене больше напоминают театральную постановку, нежели балет. Танцоры размахивают руками под постоянно меняющуюся музыку и разбрасывают по сцене блестки.
«Музыка связана с идеей постановки, поэтому она будет также абсурдна и непредсказуема, как и сюжет. Стилистически мелодия мечется между барокко, рок-музыкой, джазом и классикой», – рассказал JustMedia.ru петербургский композитор Анатолий Королев.
Именно он писал музыку для балета полтора года, а последние поправки в партитуры внес буквально накануне премьеры.
По сюжету Мариуса Петипа, король приказывает найти похищенную принцессу. Начинается строительство воздушного судна для экспедиции, и капитан де Блуа-Шампань с командой отправляются в путь. На сцене в это время творится что-то невероятное: танцоры исполняют партии вместе с циркулями и карандашами в человеческий рост. Перед глазами зрителей появляется гигантский дирижабль, построенный для поиска принцессы корабль. Происходящее напоминает эпизоды «Звездных войн».
«Я делал ставку на контраст, на постоянную смену эстетик. Первая часть балета почти академическая, потом она сменяется резким хай-теком: используются современные ткани и материалы. Для меня встреча с балетом – знакомство с инопланетянами. Они разговаривают, выражают свои чувства и мысли на совершенно другом языке, для меня непостижимом. И это чувство инопланетной встречи, наверное, отразилось в оформлении странных, современных, космических элементов», – рассказал сценограф Алексей Кондратьев.
Г
лавная художница электротеатра «Станиславский» Анастасия Нефёдова тоже дебютант в балете, мастер работала над эскизами год:
«Создавая образы, мы понимали, что они должны были быть красивыми и удобными. Но обсуждали их сначала с точки зрения образа, а уже потом функционала и возможности исполнения той хореографии, которую задумал Слава».
Художник использовала тянущиеся ткани: от самых простых штор, которые висят у нас в квартирах, сложных современных материалов – гипюра, неопрена, стрейч-атласа.
«Так как я работаю в перформансах, люблю использовать строительные материалы, тут они тоже пригодились, но зритель их не увидит», – добавила Анастасия. Всего к премьере постановки было сшито почти 200 костюмов».
Помимо стандартных балетных пачек, на сцене мелькают как причудливые сложносочиненные костюмы, так и максимально простые, превращающие танцовщиц в полуобнаженных девушек.
Во втором акте на сцене появляется джазовая певица в розовых лабутенах и золотых лосинах. Ее окружают декорации со стразами, диско-шара и прожекторы. Картина напоминает то мюзикл «Бурлеск», то российский фильм «Стиляги».
«Любая премьера – это всегда что-то новое. Мы стараемся сделать то, чего зритель никогда не видел до и, возможно, не увидит после. Мне кажется, у нас получился органичный спектакль – это тот редкий случай, когда музыка, сценография и хореография слились в одно целое. Здесь во всей красе проявилась стилистика Славы. А музыка композитора Королёва – настоящая авторская история. Это интересно, свежо, местами сложно для исполнения, но только не для восприятия: она прозрачная, контрастная, с насыщенными ритмичными моментами», – поделился дирижер-постановщик Павел Клиничев.
И хотя в «Приказе короля» удивляться можно всему подряд, особое внимание в постановке все-таки уделяется музыке. Видимо, создание целых партитур для балета – дело редкое.
«В спектакле музыка должна быть своя, а брать старую – как покупать одежду в секонд-хенде», – объяснил Кондратьев.
Действие завершается побегом похищенной принцессы и танцем 16 королей Солнца, одетых в геометричные золотые костюмы.
Напомним, «Приказ короля» открывает первый международный музыкально-театральный фестиваль «Урал Опера Балет Фест». Постановка посвящена двухсотлетию выдающегося балетмейстера Мариуса Петипа, который часть своей жизни возглавлял Императорский балет России.
Премьера постановки состоится 11, 12, 13 и 14 октября.
Еще больше фото здесь.
Просмотров: 8245
Автор: Екатерина Кунникова
Фотограф: Александр Кадников