Ритуальное очищение и возвращение к молитве: в Екатеринбурге поставят оперу на санскрите о жизни Ганди

Российская премьера оперы «Сатьяграха» откроет 103-й сезон в Екатеринбургском театре оперы и балета 16, 17 и 18 сентября.

В Екатеринбургском театре оперы и балета через шесть недель состоится первая российская премьера оперы «Сатьяграха» Филипа Гласса. Постановкой спектакля занимается режиссер и художник-постановщик из Лондона Тадэуш Штрасбергер. «Сатьяграха» в переводе с санскрита означает «стремление к истине». Опера исполняется на санскрите и рассказывает о духовном пути Махатмы Ганди и его основной идее воздействия на благоразумие и совесть противника через отказ от насилия и готовность переносить боль и страдания.

 

По словам Тадэуша Штрасбергера, «Сатьяграха» — это не документальный фильм о жизни Ганди, там не будет конкретных мест и дат. В опере будет показан его духовный мир. Эта постановка и музыка должны напомнить зрителям о духовности, показать универсальный опыт соединения артистов с публикой, которая будет участвовать в спектакле духовно.

 

 
«Мы не можем отнестись к тексту, как к истории. Эта история будет о нас, о том, что мы приносим своим опытом на сцену и что зритель добавит к нему. Обычно зрители приходят в театр, чтобы насладиться спектаклем, взять наш опыт. Мы выходим на сцену, танцуем, поем отдаем свою энергию и публика, как вампир, забирает ее. Это, конечно, здорово, но опустошает актера. Нужно подзарядить его батарейки. И композитор в этой опере попробовал духовно соединить зрителей с актерами, чтобы они вместе смогли прочувствовать происходящее», — говорит Тадэуш Штрасбергер.

 

По словам режиссера, все, что будет происходить на сцене, — ритуал, который начинается в формате чего-то непонятного и до конца непонятно, чем закончится. И актеры будут работать над проектом до тех пор, пока сами не поймут, что все это значит.

 

«Все, что знаем о репетициях, забудьте. Обычно режиссер говорит: «Вот здесь так делаем, оттуда зайдете, здесь встанете». В этот раз все будет абсолютно по-другому. Главная идея такая: мы возьмем концепцию сегодняшнего дня и включим в эту оперу. И это будет не линия, а круг. И создание этой бесконечности — наша задача на следующие 6 недель. Я хочу, чтобы на каждой репетиции вы росли и понимали, что должны не только брать, но и отдавать. Мы живем в мире, который разделен на много частей. Театр и музыка — это то, что соединяет их. Они также важны, как просыпаться каждое утро под крышей своего дома и иметь еду на столе», — говорит Тадэуш Штрасбергер труппе театра.

 

Одновременно с каждодневными репетициями оперы на сцене театра идет монтаж декораций для спектакля. Зрители увидят на сцене берега Ганга, из которых вырастает несколько арок. Ганг важен для индусов, их религии, жизни. В постановке он будет использоваться как метафора духовности. В ней будет происходить омывание, ритуальное очищение  и возвращение к молитве. 

 

«Внизу на сцене все будет органичным и земным — вода и водоросли. Наверху все более совершенно, идеально и сделано из мрамора. Получается, что мы соединим в одном месте два элемента — земное и высшее. Но мы сами точно не знаем, это совершенное спускается в землю, или же мы наоборот поднимаемся к этой духовности и хотим очиститься», — отмечает Тадэуш Штрасбергер.

 

В опере будет три акта. Первый начинается в древние времена. Зритель попадает на поле боя, повсюду летают стрелы и копья. В какой-то момент на сцене появляется Кришна и говорит двум принцам, которые воюют между собой: «Остановитесь»! И все застывает.

 

«Прежде чем стрелы полетят и вонзятся в сердца врагов ваших, дайте мне покрасить всех тех, кто находится с вами в родстве голубой краской», — продолжает Кришна.
 

 

Он красит одного, другого, третьего и все, кто находится на поле боя, понимают, что они кровно соединены между собой.

 

«О системе взглядов Ганди можно рассказать за минуту, но мы все время читаем о ней и как будто не можем их понять. В ней нет слов, которые обозначают отсутствие жестокости, потому что идее мира нет действия. И идея Ганди в том, что он захотел превратить то, что противоположно насилию, в действие. И в первом акте мы покажем, как возникает мир», — говорит режиссер оперы «Сатьяграха».

 

Во втором акте будет показано то, как тестируется новая идея, насколько она может быть воплощена, быть эффективной и как можно ее продолжить дальше. Третий акт перенесет нас в будущее мира Ганди — в XX век во времена Мартина Лютера Кинга — и покажет результаты его идеи. 

 

«Через процесс моления, духовности, йогу изучим историю Ганди и Кришны. Мы выйдем за рамки мира, и он превратится в голограмму. Хор и солисты создают на сцене нечто архитектурное, чуть ли не здание, а мы будем наблюдать за этим. Главная роль в постановке будет не у солистов, как это бывает обычно, а у хора. Между ними на сцене будет происходить постоянная игра, с помощью которой будет создаваться ощущение театра в театре», — говорит Тадэуш Штрасбергер.

 

 

Мировая премьера оперы Филипа Гласса состоялась 5 сентября 1980 в Нидерландской опере. Она была написана в 1979 году.

 

Российская премьера «Сатьяграха» откроет 103-й театральный сезон в Екатеринбургском театре оперы и балета 16, 17 и 18 сентября.

 

Просмотров: 8372

Автор: Екатерина Турдакина

Понравилась новость? Тогда: Подпишитесь на наши новости