Конкуренция в Екатеринбурге между продуктовыми сетями сильнее, чем в Санкт-Петербурге и Москве.
Федеральные торговые сети все сильнее теснят на екатеринбургском рынке местных ритейлеров. Только за последние несколько лет в столице Урала открылось несколько десятков новых гипермаркетов «Карусель», супермаркетов «Перекресток» и «Пятерочка», универсамов «Магнит». В ближайшее время откроется первый в нашем городе гипермаркет петербургской торговой сети «О’Кей». По мнению самих уральских ритейлеров, конкуренция в Екатеринбурге между продуктовыми сетями сильнее, чем в Санкт-Петербурге и Москве. Как выживают в такой жесткой конкуренции местные торговые сети и магазины формата «у дома» и чем привлекают потребителей — в материале JustMedia.
Месторасположение, свежесть товара и ценовая модель — основные конкурентные преимущества
По словам ритейлеров, за потребителя приходиться постоянно бороться — повышать качество и сервис и понижать цены. «Существует три основных аспекта конкурентного преимущества: месторасположение (потому что у нас такая организация движения, что доехать с одного конца города на другой очень тяжело), ценовая модель и свежесть товара»,— рассказал JustMedia вице-президент торговой сети «Кировский» Лев Ковпак.
Как отмечают эксперты, «вестись» потребителям на скидки не стоит: ритейлеры, уменьшая цену на одну группу товаров, тут же повышают стоимость других — чтобы компенсировать свои «убытки». Также сейчас модно проводить всевозможные акции. Так, например, одна из популярных в последнее время акций — это сбор фишек, которые потом можно обменять на 50-процентную скидку при покупке посуды или постельных принадлежностей.
Эксперты сходятся во мнении, что низкие цены на продукты, хоть и привлекают покупателей, но не является приоритетом в выборе, о чем свидетельствует увеличение покупателей среднего ценового сегмента. Платежеспособность екатеринбуржцев практически вернулась на докризисный уровень, и теперь они обращают внимание, в первую очередь, на качество продуктов.
«За последний год произошел рост покупателей среднего ценового сегмента с 15% до 25%. Сумма чека разовой покупки такого покупателя от 500 до 1000 рублей. Думаю, что через несколько лет количество покупателей такого сегмента увеличится до 35%»,— считает Александр Оглоблин.
Однако некоторые местные ритейлеры придерживаются другой точки зрения. Так, по их словам, произошло увеличение не количества покупателей среднего сегмента, а средней стоимости единицы товара. То есть если раньше 20 продуктов условно стоили 50 рублей, то сейчас уже 57.
Еще один способ привлечения потребителей — выпуск собственной линейки товаров, как, например, это делает «Мегамарт».
«Свое производство занимает 10-15% от общего объема предлагаемых потребителям товаров. Причем мы придерживаемся стратегии домашнего приготовления, то есть наши продукты имеют меньший срок годности, зато не содержат консервантов. Смеси, улучшители, красители, ароматизаторы снижают трудоемкость процесса и могут дольше храниться, но мы этого избегаем принципиально»,— рассказал JustMedia источник, близкий к руководству ТС «Мегамарт».
Из-за крупных торговых сетей разоряются магазины формата «у дома»
Если крупным сетям еще как-то удается конкурировать с федеральными гипермаркетами, то вот магазины формата «у дома» потеряли значительную часть потребителей, а, следовательно, и выручки. Теперь в магазинах такого формата покупают в основном продукты первой необходимости: хлеб, молоко, овощи.
Для того чтобы выжить, одиночные небольшие сети начали объединяться в закупочные кооперативы. Так, например, первый закупочный кооператив объединил шесть торговых сетей: «Елисей», «Звездный», «А-продукт», «Пикник», «Элект» и «Бест-маркет». Кроме того, небольшие магазины планируют увеличить финансовую прибыль и количество покупателей за счет запрета на продажу пива и сигарет в киосках.
«С появление в городе гипермаркетов количество потребителей, а, следовательно, и выручки в магазинах формата «у дома», сократилось. Но, возможно, эту ситуацию изменит запрет на продажу пива и сигарет в ларьках, потому что потребители этой продукции будет приходить в магазины, которые находятся у дома, что станет неплохим подспорьем для их владельцев»,— рассказал JustMedia президент торговой сети «Елисей» Александр Оглоблин.
Несмотря ни на что, местные торговые сети продолжают активно развиваться
По словам специалистов, значительный прирост торговых площадей в Екатеринбурге в 2011 году значительно усилил и без того жесткую конкуренцию среди ритейлеров. Обеспеченность торговыми площадями на сегодняшний день в столице Урала и так выше, чем в других российских городах-миллионниках. Однако, несмотря на это, местные сети продолжают активно развиваться. Так, некоторые из них увеличили или планируют увеличить свои торговые площади почти вдвое.
«В конце прошлого—начале текущего года мы открыли 12 новых магазинов, пять из которых еще недавно были под вывеской «Самобранка». Сейчас все это «перевариваем». Таким образом, прирост сети составил 45%. Возможно, до конца года откроем еще один магазин»,— рассказал JustMedia президент торговой сети «Елисей» Александр Оглоблин.
Торговая сеть «Мегамарт» весной текущего года открыла супермаркет на Таватуйской, площадью 4 тысячи кв. метров, еще один — на Шварца, площадью 5 тысяч кв. метров находится в стадии строительства. Однако, по словам источника, близкого к руководству сети, проектов по расширению сети много: заключены договоры с застройщиком и арендодателями под новые проекты. До конца года руководство «Мегамарта» планирует увеличить свои торговые площади еще на 20%.
Как рассказал JustMedia вице-президент торговой сети «Кировский» Лев Ковпак, в Екатеринбурге ведется строительство нового магазина площадью 1000 кв. метров. 2 июня оформлена сделка по приобретению площадей для магазина, площадью 1300 кв. метра.
Столь скромные планы сети по развитию связаны с тем, что ее руководство не берет магазины в аренду и кредиты на строительство новых магазинов, кроме того в Екатеринбурге не хватает качественной земли под строительство новых магазинов.
По мнению части экспертов, Екатеринбург привлекателен для федералов, однако заходить к нам, кроме как в крупные торговые центры в качестве якорных арендаторов, им невыгодно из-за высокой арендной платы, потому как окупаемость такого проекта составляет от 10 до 15 лет. Средняя стоимость кв. метра в Екатеринбурге не менее 1000 рублей. По этой же причине местные ритейлеры предпочитают покупать и строить магазины, нежели брать в аренду.
По данным комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга, до конца года в городе откроется порядка 208 тысяч кв. метров, в том числе за счет перевода первых этажей зданий в нежилые помещения.
Просмотров: 3863
Автор: © Екатерина ТУРДАКИНА