Интервью с владельцем торговой сети «Елисей».
В Екатеринбурге, и в целом по России, из-за высокой конкуренции и снижения рентабельности торговые сети вслед за активным ростом начали закрывать и переформатировать убыточные магазины. Так, свои площадки сокращает «Карусель», накануне о глобальной реформация заявил «Мегамарт».
JustMedia.ru пообщался с владельцем торговой сети «Елисей» Александром Оглоблиным, чтобы узнать о том, какие форматы сегодня приносят прибыль, почему федералы перестали бездумно открывать новые точки, а покупатели закупаться впрок, а также о том, почему за границей в квартирах перестают устанавливать плиты.
— Раньше гипермаркеты росли. Сейчас их становится все меньше, они сокращают площади, и в целом не все чувствуют себя хорошо. Как считаете, такой формат со временем умрет? И какой формат сегодня на рынке востребован и может принести прибыль?
— Перефразируя известное стихотворение. Все форматы важны, все форматы нужны (смеется). А если серьезно, то все форматы в той или иной мере востребованы. Одни больше, другие – меньше. Спрос на гипермаркеты действительно снижается. Этот сегмент в явных убытках. Не зря Х5 Retail Group активно переформатирует «Карусели», сокращая их площади, либо совсем закрывая, и развивают успешные «Перекрестки» и дискаунтеры «Пятерочка». «Ашан» закрыл ряд магазинов в Подмосковье и Москве. Нашим «Ашанам» это не грозит, они успешны.
Гипермаркеты теряют покупателей, потому что те видят, что цены в них примерно такие же, как в магазинах других форматов, в том числе «у дома». Нет смысла ехать в гипермаркет и терять там 1,5 часа на прогулки с тележкой, если все необходимое можно купить за 10 минут рядом с домом. В результате получаем серьезную экономию времени.
Дифференцироваться от многих федеральных игроков нашей сети также помогает собственное производство. Меня часто спрашивают: «Как вам удается выживать, если у вас более высокие, по сравнению с теми же дискаунтерами, цены?». Да, действительно, у нас многие позиции дороже, чем у «Магнита» и «Пятерочки». Ну не могут наши 26 магазинов соперничать с более чем 10000 объектами «Пятерочки». Их закупочная сила значительно выше. Но зато в сегменте собственного производства, в отличие от федералов, мы чувствуем себя как рыба в воде. Это позволяет нам хорошо и успешно работать на рынке.
— Раз ритейлеры сокращают площади, закрывают магазины, часто ли вам коллеги предлагают купить готовые помещения? Я помню, что вы уже покупали несколько магазинов у «Самобранки».
– Если говорить про местных коллег, то нет, по той причине, что их почти не осталось и можно пересчитать по пальцам одной руки. А вот помещения, где сидели федеральные игроки, например, «Пятерочка», «Магнит», последний год стали активно предлагать в аренду.
Чудес не бывает, и вы как потребитель заметили, что количество магазинов существенно приросло. Если раньше у покупателя рядом с домом были 1-2 магазина, то теперь их 5. В этом районе последний дом (Бебеля, 184) возвели 20 лет назад. И в это же время мы здесь открыли первый магазин. Еще один продуктовик тогда был на Автомагистральной. Теперь там «Верный». И вот 2 года назад между нами открылась «Пятерочка». Одновременно с этим строили «Магнит», который в итоге решили не открывать, и на его место появился еще один «Верный». Жителей тут больше не стало, и есть они больше тоже не стали. Напротив, с 2014 года зарплаты людей перестали расти, а у многих еще и стали ниже, тогда как цены на продукты выросли в 2 раза, и потребители стали экономить.
В итоге конкуренция среди ритейлеров выросла, рентабельность снизилась. Раньше те же федералы открывались бездумно, хотя зачастую и сегодня так бывает. Отдел развития, который получает бонусы за открытие новых магазинов, один, а экономику каждой точки считает совершенно другой. А так как за экономикой теперь стали пристально следить, то количество предложений аренды помещений «Магнита» и «Пятерочки» за последний год, как я уже говорил, стало значительно больше. Сети стали писать арендодателю письма, в которых сообщают, что если арендная плата не будет снижена, то они съедут. Чаще всего они получают отказ и действительно съезжают.
— Вы сами раньше открывали 2-3 магазина в год. Последнее время остановились. Планируете что-то открывать новое, возможно в области?
— Учитывая жесткую конкуренцию и экономику, в которой мы работаем, пока принято решение о приостановке развития по открытию торговых точек. Мы стремимся погасить кредит и перефоматировать магазины с устаревшей концепцией и оборудованием. В ближайших планах обновление трех точек. Так, в начале январе 2020 года закроем магазин на Викулова и запустим его через 2-3 недели вместе с пекарней полного цикла. Стоимость переформатирования в зависимости от площади магазина и того, насколько устарело оборудование, составляет от 5 до 15 млн рублей.
— Становится больше специализированных магазинов. И я говорю не про алкомаркеты. Насколько востребован этот формат?
— Да, специализация действительно возвращается. Я родился в советское время и ходил с авоськой за хлебом в хлебный, за молоком – в молочный, за овощами – в овощной. Сегодня помимо алкогольных, активно развиваются пекарни, фермерские магазины. Хорошо в нашем городе представлена сеть «Белорусские продукты». Есть понимание, что это, скорее всего, качественно, экологично, и люди готовы идти на этот бренд. Тенденция здорового питания способствует развитию магазинов здоровых продуктов.
Еще один тренд заключается в том, что современная женщина хочет все меньше времени проводить на кухне. В Европе и США, где бывал на ритейл-турах, я видел колоссальных размеров торговые залы, где представлены готовые продукты. В США уже во многих квартирах кухня с плитой отсутствует. Вместо нее уголок, где небольшая моечка и микроволновка. У нас этот тренд способствует бурному развитию доставки еды из кафе и магазинов. Даже у нас в гастрономах есть доставка «по-соседски», то есть в дома, расположенные в радиусе 1-2 км от магазина.
— Пользуется ли спросом такая услуга и рентабельна ли она для владельца магазина?
— Я не могу сказать, что колоссальный спрос, но он есть. Чаще всего этой услугой пользуются те, кому не хочется тратить время на походы по магазинам или у кого есть маленькие дети.
— В прошлом интервью вы говорили, что люди часто гоняются за акционными товарами. Изменилась ли ситуация? Или, напротив, усугубилась и, как в 1990-е, люди, увидев сахар по сниженной цене, берут оптом?
— В гипермаркетах часто покупали большими объемами. Дешево, поэтому куплю впрок. Со снижением покупательской способности люди изменили свое поведение. Они не могут позволить себе делать покупки на будущее. Это кстати еще одна из причин, почему гипермаркеты перестали пользоваться спросом. Люди теперь ходят в магазины чаще, но покупают меньше. Они могут позволить себе купить здесь и сейчас на ближайшие 1-2 дня фреш, молоко, мясо. Такой тенденции, как в 1990-х, когда что успел, то купил, когда были полупустые полки, сейчас нет, потому как полки завалены товарами. Психология и карман человека от этого ушли.
— Есть ли какие-то группы товаров от которых приходится отказываться, потому что потребители перестали их покупать?
— Покупателям хочется больше фреша и меньше заморозки. В своей сети мы сокращаем низкотемпературный холод. Добавляем больше продукции в сегмент охлажденки. Влияют на ассортимент специализированные магазины. Так, развитие алкомаркетов привело к тому, что полка в нашем магазине сократилась. Люди не стали больше пить. В алкомаркетах им предлагают хороший выбор напитков по низкой цене, поэтому за этим товаром они идут туда. В своей сети стали ставить только самое необходимое и бренды, которые завозим только мы.
— Как изменилась ситуация с санкционными товарами? Люди по-прежнему переживают, что каких-то товаров не хватает, или из-за снижения доходов потребность отпала. И даже если бы на прилавках вновь появился итальянский сыр, то его бы не покупали?
— Из-за высокого курса евро даже если бы санкции отменили, не было бы продукции, которая была до 2014 года. Или ее объем на рынке был бы крайне мал. Произведенные у нас, может быть, и не полные аналоги пармезана стоят дешевле итальянских. А цена сегодня играет важную роль. В отдельных категориях товаров, например, яблок, импортозамещение пошло даже дальше. Раньше на рынке были польские яблоки. Понятно, что сегодня они никуда не ушли и лежат на прилавках под видом молдавских, сербских, белорусских. Белорусы в этом плане вообще молодцы (улыбается). Поставляют сельдь, устрицы и другие морепродукты, хотя они далеки от моря.
Но сегодня эти же сорта польских яблок высажены в Воронежкой области, Краснодарском крае. Какие-то сады уже начали давать плоды, другие смогут сделать это через 1-3 года. Поэтому даже если санкции снимут, то объем яблок из Польши на нашем рынке не будет прежним. Кроме того, через 1-2 года Россия сама сможет импортировать часть урожая за границу.
— В 2014 году многие производители начали сокращать количество и объем продукции в упаковке. Например, не 500 граммов порошка, а 450. У вас собственное производство. Изменились ли за последние 1-2 года размеры порций?
— Есть такая тенденция, но ее надо разделять. С одной стороны, это маркетинговая ход, когда производитель продает не 1 кг сахара, а 900 граммов, чтобы выглядеть выгоднее на фоне конкурентов. Упаковка вроде выглядит также по объему, но дешевле, а значит привлекательнее для покупателя.
С другой стороны, несмотря на программы защиты семьи, повышение рождаемости, количество населения в стране падает. Если не падает, то стагнирует благодаря нашим новым гражданам России, которые иногда плохо говорят по-русски. Рождаемость маленькая, в среднем полтора ребенка на семью. Так, моя семья – это я, супруга и дочь, поэтому, когда я подхожу к полке с кондитерскими изделиями, то понимаю, что большой торт – это не для нас. Производители идут на поводу у таких, как я, малосемейных, и предлагают покупателям меньшие порции: половинки торта, кусочки. Мы идем в сторону того чтобы укуси и съешь прямо сейчас, а не на большую семью. И, к сожалению, этот сегмент будет только расти.
— Если вы активно развиваете собственное производство, а люди не хотят готовить, то стоит ли ожидать, что при магазинах вашей сети появятся кулинарии?
— Мы думали об этом и думаем. Больше пока не скажу.
— Было много разговоров про ужасающие последствия повышения НДС на 2%. В итоге сильно ли это сказалось на покупательной способности?
— Цены благодаря этому выросли на 3-4%. На тех, у кого в бюджете продукты питания занимают 20% от семейного бюджета, наверное, не сильно сказалось. А по семьям, где львиная доля дохода уходит на еду, больненько ударило.
— По вашим ощущениям, насколько много людей относятся к последней категории?
— Сложно сказать. Известно одно. Население Екатеринбурга, по сравнению с областью, многими другими регионами и глубинкой, чувствует себя достаточно неплохо.
— Ну и последний вопрос. Что нас ждет впереди? Стоит ли ждать продолжения закрытия магазинов и переформатирования объектов крупных сетей?
— В этой стране сложно жить пессимистом. Выживать будут те, кто сможет придумывать что-то новое. Возможно, продолжится сокращение площадок. Уже сейчас федералы стали по-другому смотреть на свои площадки. Так, раньше Х5 считали свои магазины в том или ином городе кустами. То есть они не считали экономику отдельной торговой точки. Им было все равно, что из 20 магазинов 17 прибыльны, а три убыточны. Тем более, что закрыть магазин не так-то легко. Надо писать в Москву и объяснить, почему это надо сделать. Если написать, что он убыточный, то там спросят: «А зачем тогда открывали?». А вот когда рентабельность стала падать, благодаря возросшей конкуренции, то убыточные площадки стали ликвидировать.
Просмотров: 14297
Автор: Екатерина Турдакина
Фотограф: Василий Гришин