Андрей Бриль – о нерабочих днях: «В сравнении с человеческими жизнями меры, которые убивают экономику, - ничто»

Полпред Гильдии управляющих и девелоперов на Урале рассказал, что будет со стройками, спросом на недвижимость и ценами.

 

Мы продолжаем беседовать с представителями бизнеса о том, какие последствия для экономики и предпринимательской сферы повлечет распространение коронавирусной инфекции и объявленные в связи с этим нерабочие дни до 30 апреля в России и до 20 апреля в Свердловской области. Сегодня мыслями о перспективах строительной отрасли делится полномочный представитель «Гильдии управляющих и девелоперов» в Екатеринбурге и Свердловской области Андрей Бриль.

 

- Андрей Борисович, как, на ваш взгляд, строительный бизнес переживет нерабочий месяц?

 

- Бизнес все переживет. Не дождетесь, как говорится. У нас паники не бывает. Все думали, что 1998 год пережили, 2008 пережили, 2015 пережили, и что уже хватит кризисов на наш век. Сегодня говорил с одним крупным бизнесменом, он мне сказал: я думал, что кризисов больше не будет. Я говорю: ты не прав, ты постоянно должен быть в тонусе. Он отвечает: да, такого придания тонуса я не ожидал. Но это же не паника. Нормальная рабочая ситуация.

 

- А меры по поддержке бизнеса, предложенные президентом, помогут? Какие меры реально спасут стройку?

 

- Сегодня нельзя сказать ничего определенного. Кроме общих слов, что любые меры поддержки кому-то могут помочь, любая помощь приветствуется. Размаха проблем и что надо делать, никто не понимает. Потому что все генералы всегда готовятся к прошедшей войне, все революционеры всегда готовятся к предыдущей революции. Что сегодня надо делать и как? Все находят свою линию методом научного тыка. Единственное, можно сказать: если ты принимаешь жесткие меры, ты их принимай. В чем была прелесть шоковой терапии начала 90-х? В том, что они обеспечили беспрецедентный экономический рост в стране и полную замену Советского Союза и его реинкарнацию. А рубить хвост кошке по частям – это дело тяжелое. Насколько оправданы эти меры, которые убивают экономику? В сравнении с человеческими жизнями они - ничто. Когда люди теряют деньги, они теряют деньги, когда люди теряют жизнь, они теряют жизнь. Сравнивать эти вещи не нужно.

 

На прошлой неделе (когда Путин объявил о продлении нерабочих дней – приме. ред.) был очередной этап движения. Все нормально, видимо, насколько может быть нормально в этой ситуации. Ситуация очень тяжелая, нас ждут нелегкие времена. Будет очень сильный спад. Надеемся, что он будет коротким, после этого начнет все быстро отрастать. Когда? Никто не может сказать. Ну, наверное, в конце года.

 

- Ожидает ли строительный рынок снижения спроса на жилье и коммерческую недвижимость?

 

- Это невозможно спрогнозировать. Тем более, что никакой реальной отраслевой региональной статистики и аналитики в стране в принципе нет. Все видят, что платежеспособный спрос падает. Точные статистические оценки и расчетные параметры требуют исходных данных, которых сейчас просто нет. Они всегда приходят с запозданием. Мы всегда будем иметь ситуацию некоего предыдущего периода. Можно прогнозировать только из общих соображений. Платежеспособный спрос еще снижается. Он упадет на десятки процентов. На какие десятки? 10 или 30 процентов – это принципиальная разница. Пока никто точно сказать не может.

 

Спад связан не только с коронавирусом, потому что в строительной отрасли драматическая ситуация. После того, как была убита долевка, всем было ясно, что сейчас отрасль будет поставлена в крайне тяжелое положение, что и произошло. В чем экономический позитив в ситуации с коронавирусом? До сих никто не хотел называть вещи своими именами. Никакого обсуждения реальной повестки дня не было. Сейчас, поскольку возникла некая опасность для жизни, люди стали обсуждать более-менее реальные проблемы. Вдруг начали говорит президенту в лицо, что, «конечно, нехорошо с вами спорить, но пришлите к нам на стажировку тех людей, которые нам рассказывают, как все здорово и какие хорошие меры они принимают». Раньше было немыслимо, чтобы кто-то что-то такое сказал вслух. И чтобы это потом еще показали по телевизору. Сейчас люди вынуждены многие вещи называть своими именами. Боюсь, что этот период будет очень недолгим. У правительства нет каналов обратной связи, получения реальной информации, что же происходит на земле, в регионах в реальной жизни. Это видно невооруженным глазам. Но это ситуация, которая, к сожалению, очень быстро проходит и все становится опять хорошо.

 

- Если будет введен режим ЧС, реально ли быстро остановить стройки без последствий? Не получим ли мы на выходе с карантина недострои, которые надо сносить из-за нарушения технологических процессов?

 

- Получим, наверное. Какой будет процент таких объектов, сказать трудно.

 

- Но можно бросить стройку и потом через месяц прийти и продолжить?

 

- Возможно. Существует процедура консервации строительного объекта. Это определенный набор проектных мероприятий, поскольку необходимо правильно спроектировать консервацию. Объемы и модели консервации бывают разные. В зависимости от объема и срока, на который вы хотите это делать. Спрогнозировать, на какой срок и как, сейчас довольно трудно. В пределах года, думаю, никто ничего специально делать не будет, да и не надо. Вернуться на объект и продолжить можно всегда. Да, это будут какие-то дополнительные затраты, связанные не просто с потерей времени и разрывом в стройке, но и с дополнительным обследованием того, что за этот год случилось, с какими-то компенсирующими мероприятиями. Это просто дополнительные расходы. Но ничего драматического, что все надо сносить, такого, безусловно, не будет.

 

- Стоит ли ожидать роста цен на недвижимость в свете изменения курса валют?

 

- Во-первых, он уже начался. В том числе косвенным показателем является рост ипотечных ставок. Это рост стоимости недвижимости для конечного потребителя. Если ставка изменилась на три процента, это значит, на период выплаты ипотечного кредита она изменилась в полтора раза. Это очень серьезные суммы. Реально увеличение стоимости недвижимости уже произошло. Понятно, что сейчас это упирается в то, что никто ничего не понимает. Платежеспособный спрос зажат, денег ни у кого нету и вообще в текущей ситуации будет перераспределение расходов, деньги будут расходоваться на первоочередные нужды. Никто не бросится покапать квартиры, как в случае с девальвацией, которая была главной поддержкой строительного рынка в предыдущее пятилетие. Угроза девальвации и сама девальвация – главное, что стимулировало строительный рынок в предыдущие годы, а никакое не ипотечное кредитование. Это все вранье, которым занимались с одной стороны банкиры, а с другой строители, не способные называть вещи своими именами. Сейчас пока в течение ближайших нескольких месяцев не может произойти рост стоимости, потому что никто ничего не покупает и не будет покупать. А дальше безусловно будет удорожание недвижимости. Насколько – это вопрос второй. Будет видно.

 

Просмотров: 4172

Автор: Евгений Катыхин

Понравилась новость? Тогда: Подпишитесь на наши новости