Марк Марков: «Главный двигатель развития информационных технологий – сознание горожан»

Глава комитета связи и информационных технологий рассказал о новых точках бесплатного интернета, виртуальных госуслугах и развитии проекта ЕКАРТА

Екатеринбург все плотнее входит в единую информационную сеть. Такие вещи как интернет в городских больницах или электронные документы еще пару лет назад казались далеким будущим. Сейчас с помощью городских сервисов можно контролировать ребенка в школе, отправлять запросы в государственные органы и многое другое. О том, какие проекты в сфере информационных технологий удалось реализовать в Екатеринбурге в этом году, и что ждет город в следующем, JustMedia узнал у председателя комитета связи и информационных технологий администрации Екатеринбурга Марка Маркова.

 

 

— Марк Вячеславович, начнем с самой наболевшей темы: переноса линий оптоволоконной связи под землю. Какова ситуация сейчас у операторов связи?


— Для начала напомню суть ситуации: практически все городские провайдеры до недавнего времени  размещали свои коммуникации на городских столбах, которые являются муниципальным имуществом. Руководством Екатеринбурга поставлена задача освободить городскую собственность от проводов, так как она портит вид города и приводит к износу городского имущества. Провайдеры, конечно же, выражали и выражают недовольство, так как издержки по реализации переноса ложатся на их плечи. Сейчас мы находимся в судебных процессах с несколькими операторами по данному вопросу и ждем судебных решений. Тем не менее, процесс пошел. Мы видим, что за последние месяцы новая кабельная продукция стала размещаться уже в местах подземного залегания, в двух действующих подземных сетях, принадлежащих компаниям «Ростелеком» и «Мотив».


— Отразятся ли затраты провайдеров на стоимости услуг для абонентов?


— Пока я не вижу тенденции к увеличению стоимости. Скорее, можно говорить об обратном процессе. Даже не смотря на инфляцию скорость Интернета становится выше, а стоимость – снижается. Влияет конкуренция. Это нормальные рыночные отношения.


—Недавно вы рассказывали о том, что появился новый инвестор, который готов вложиться в строительство сети.


— Действительно, в город удалось привлечь нового провайдера, ООО «Городская кабельная канализация», который занялся строительством собственных коммуникаций. К сожалению, в связи с затянутым проектированием первой, центральной части в этом году построено всего 15 канало-километров. В планы компании на следующий год входит застроить центральную часть города – это около 50 километров коммуникаций. С этого момента новый оператор планирует начать работу. Мы рассчитываем, что процесс освобождения муниципального имущества пойдет быстрее. В целом до 2018 года стоит задача получить чистые столбы, освобожденные от кабельной продукции.  На сегодняшний день нового размещения не происходит, нарушения фиксируются только на отдаленных территориях.


— Есть ли какие-то прогнозы по окупаемости проекта?


— Администрация Екатеринбурга не является владельцем организации, но, тем не менее, на наш взгляд, это достаточно длительный с точки зрения возврата денежных средств бизнес. Расчётные цифры по возврату инвестиций составляют около 10 лет с учетом востребованности сети.


— Появление нового оператора как-то изменит монопольный рынок? Ведь, по сути, основные подземные коммуникации находятся в собственности у одного владельца.


— До того, как новый оператор начал работу, на этом рынке действительно наблюдалась монополия. Конечно, это негативно сказывалось на развитии. Но ситуация меняется.  Появление новой компании вызвало понимание компании «Ростелеком» - одного из основных владельцев подземных сетей. Компания поняла необходимость работы с операторами связи и необходимость модернизации собственных подземных сетей и снизила стоимость предоставляемых услуг.


— В этом году Екатеринбург по объемам потребления интернет-траффика на человека догнал Петербург. Что дальше? Сможем ли мы обогнать Северную столицу, а может быть, даже и Москву?


— Среди муниципальных образований Екатеринбург — лидер по стране. Москва и Санкт-Петербург — это субъекты РФ, нам с ними тяжело конкурировать. С Санкт-Петербургом мы идем нос в нос. Это во многом происходит из-за того, что Екатеринбург достиг определенного уровня грамотности:  на каждого горожанина у нас в среднем приходится две сим-карты. И даже население преклонного возраста использует не только телефон, но и другие средства коммуникаций, например, Скайп. Сложно  предсказывать, что будет через 5-10 лет. Это рыночная экономика. Могу сказать, что сейчас по показателям роста объема интернет-траффика мы ошибаемся в меньшую сторону.

 

— После запуска в городе сети 4G объем потребляемого траффика в городе изменился?


—В целом глобального скачка нет. Думаю, что и не будет. Уровень потребности горожан пока удовлетворен по большей части 3G. Согласно исследованиям, пользователей интересует новостная информация, общение через скайп, социальные сети. Все это можно сделать и при скорости 3G. Хотя 4G, конечно, интереснее. По нашим данным, операторы связи еще не окупили вложения в 3G, поэтому повсеместного распространения 4G пока ждать не стоит. Скорее всего, сеть нового поколения будет развиваться в перегруженных точках города. Это центральные улицы, это бизнес-центры. Но, повторюсь, это наши прогнозы.


— Будет ли развиваться бесплатный wi-fi в Екатеринбурге? С какими результатами по этому проекту город подходит к концу нынешнего года, и какие точки планируется присоединить в следующем?


— Мы считаем, что социальная потребность в зонах wi-fi высокая. Это парки, скверы, площадки для проведения развлекательных мероприятий. Большинство таких мест в городе уже покрыто беспроводным интернетом. Это центральная часть города, улица Вайнера, Дендрарий на улице 8 Марта. Начал появляться интернет и в социальных учреждениях. Мы выбираем объекты, где посетителями является преимущественно молодое население, к примеру, роддома. Буквально недавно мы обсуждали с руководством городского управления здравоохранения, в какие корпуса планируется провести wi-fi. Сейчас беспроводным интернетом покрыта большая часть корпусов ГКБ №40. В ближайшей перспективе, скорее всего, интернет появится в ГКБ №20. Планируем рассмотреть подключение и в детских больницах, где с детьми часто лежат мамы.

 



На сегодняшний день также рассматривается развитие социального проекта «Wi-fi — трамвай». Главный партнер в этой сфере — компания «Вымпелком». Возможно, сотрудничество будет продолжено. На городских площадках главным провайдером сейчас является компания «Эр-Телеком». Надеюсь, что к реализации проекта подключатся и другие операторы.


Подчеркну, что беспроводная связь обеспечивается безвозмездно, доступ в нее бесплатный. Для провайдера выгода заключается в том, что она размещает рекламу или просто наименование своей сети и предоставляет такие услуги. Проект для нас абсолютно некоммерческий. Мы рады любому предложению, и, к счастью, таких вариантов с каждым годом становится все больше и больше.


—От самих горожан или от представителей объектов запросы на подключение поступают?


— Запросы бывают, но, к сожалению, редко. Wi-fi — это все-таки дополнительная услуга. Горожан первоначально гораздо больше интересует качественное предоставление услуг в больницах или общественном транспорте, чем беспроводная сеть. Но уже подключенные точки интернета пользуются популярностью.


— Как расширятся функции ЕКАРТы в Екатеринбурге?


— ЕКАРТА стала очень популярным проектом в городе. Помимо транспорта, мы внедряем ее сейчас в социальных столовых.  Пообедать по ней можно, к примеру, у нас в здании администрации Екатеринбурга и в школах города. Школьники по ЕКАРТе во многих учреждениях не только питаются, но и проходят через турникет СКУД— систему контроля управления доступа. А родители могут благодаря этой системе четко контролировать: добрался ли ребенок до школы на транспорте, был он в учебном заведении или нет и на какую сумму поел. Посмотреть все это можно в личном профиле пользователя на сайте проекта. Также можно подключить и систему смс-напоминаний о пополнении счета. В следующем году мы планируем подключить около 80 школ к автоматизированной системе оплаты школьного питания.

 



Продолжением этой системы должны стать электронные дневники. Во многих учебных заведениях эти системы уже используются как самостоятельно внедренные. Вместе с городским управлением образования мы планируем внедрять и собственную систему. Услуга информирования по интернет-дневнику будет выведена на сайт гоуслуг.


— Марк Вячеславович, недавно вы сообщили о том, что проект ЕКАРТА заинтересовал другие города области. Можете рассказать, кто конкретно собирается внедрить екатеринбургскую систему на своих территориях?


— По информации от компании «Информационная сеть» знаю, что переговоры по развитию транспортных проектов ведутся в Верхней Пышме, в Нижнем Тагиле, в Каменске-Уральском и в Ревде. Там, где автобусные предприятия достаточно развиты, от ста единиц техники. В Нижнем Тагиле, к примеру, есть предприятия, имеющие в своем парке около тысячи газелей и 50 трамваев. В этом году реализация не планируется. Основная причина — отсутствие финансовых средств. Но в принципе позиция муниципалитетов положительна. Так что территория действия проекта и функции постоянно развиваются.


Кстати, в Екатеринбурге,  по ЕКАРТе в сфере транспорта тоже появилась новая услуга: сейчас можно получить приложение по универсальной электронной карте. Функция подключатся при заказе УЭК.


—Какие новости по УЭК в целом?


— Новостей много. Одна из последних: к карте стало можно подключить медицинский полис. Ряд страховых компаний в своих бланках начали предлагать и этот способ получения полиса. В планах Правительства, в ближайшие годы карта должна интегрировать в себя много приложений, чтобы в дальнейшем стать альтернативой , может быть даже паспорт и других документов. Должны добавиться и новые степени защиты.

 

— Вы недавно говорили о том, что  в сфере предоставления муниципальных услуг через интернет должны добавиться сразу несколько новых операций. Можете рассказать подробнее?


— В этом направлении город идет достаточно быстрыми темпами. Многие проекты осуществляются совместно с регионом. Это, к примеру, программа перехода к подаче заявлений через интернет. Сегодня у нас предоставляется возможность подать заявление в электронном виде по двадцати видам услуг. В ближайшее время по этим услугам предоставление будет доводиться до полного цикла. Вообще, мы уже готовы предоставлять полный цикл по ряду услуг: человек отправляет заявку через портал и так же получает ответ с копией электронного документа, подписанного электронной подписью. Думаю, что года через два для горожан будет нормальным получить на такую заявку уже готовые документы в электронном виде, с электронной подписью. К сентябрю следующего года мы планируем добавить к нынешнему списку еще двадцать услуг, к концу года количество, будет доведено примерно до 70.


Кстати, сейчас городской администрацией в рамках реализации программы «Электронное правительство» создан многофункциональный центр предоставления муниципальных и государственных услуг города Екатеринбурга. Это параллельное учреждение МФЦ Свердловской области, которое существует уже несколько лет. Решение о создании муниципального аналога было принято в связи с увеличившимся объемом предоставления муниципальных услуг населения в нашем городе. Центры будут взаимодействовать между собой. Так что ходить по разным инстанциям горожанам не придется – ответ можно будет получить в одном окне.

 

Главным образом, скорость продвижения этих услуг зависит от самих горожан. Когда люди начнут понимать, что электронный вариант является аналогом самого документа, процесс пойдет быстрее. Сейчас мы уже начинаем предоставлять виртуальные копии справок по некоторым вопросам, но люди, зачастую, не осознают, что ими можно пользоваться наравне с бумажными документами.

 

Просмотров: 10696

Автор: Мария Мехоношина

Понравилась новость? Тогда: Подпишитесь на наши новости