Рост рынка МФО в России продолжается, и единственный сдерживающий его фактор — это дефицит финансирования.
Микрофинансовые организации переходят на фондирование с помощью средств собственников. Как рассказал накануне на XIII конференции по микрофинансированию и финансовой доступности директор СРО НП «МиР» Андрей Паранич, на начало 2014 года этот сегмент значительно вырос и почти догнал по показателям основной источник финансирования - кредиты банков и небанковских финансовых организаций. По прогнозам на конец сентября 2015 года акционерный капитал и субординированные займы учредителей должны составить больше половины всех средств — около 14, 32 млрд. рублей.
Как пояснил Андрей Паранич, это связано с дефицитом фондирования от традиционных источников. Отметим, что банковский сектор сейчас испытывает аналогичные проблемы. Незначительную часть фондирования составляют займы физлиц, не являющихся собственниками. В целом по данным ЦБ РФ, на 7 ноября 2014 года в реестре Центробанка было зарегистрировано 4385 организаций. С начала 2014 года чистый рост составил 14%. Однако 800 с лишним организаций по разным причинам были исключены из реестра. Таким образом, рынок микрофинансовых организаций на третий квартал 2014 года составил около 2 тысяч организаций с общим кредитным портфелем в 47,2 миллиарда рублей. Более 40%от этой суммы выдают члены СРО «МиР», являющейся на сегодняшний день крупнейшим объединением на микрофинансовом рынке страны, — это около 60 компаний.
К концу 3 квартала 2014 года рынок микрофинансирования прирос примерно на 28% по сравнению с 2013 годом. «Рост значительный. Однако основной скачок произошел в первые полгода. За последний квартал прирост был достаточно скромный - около 5%. Это связано не с падением спроса на услуги микрофинансирования, а опять же с дефицитом фондирования. Это основной сдерживающий фактор роста рынка микрокредитования на сегодняшний день», — отметил Андрей Паранич. По словам главы СРО «МиР», в этой ситуации у МФО появилась возможность «почистить портфели» от неблагонадежных клиентов, сократив круг заемщиков. Это актуально в свете усиления мониторинга микрофинансового рынка со стороны Банка России.
По итогам 3 квартала 2014 года, крупнейшим в микрофинансировании на данный момент является сегмент потребительского кредитования - он составляет около 50% рынка. Второй сегмент по размерам - предпринимательские займы малому и среднему бизнесу-24%. Здесь заметно некоторое снижение показателей. Это связано с общеэкономической ситуацией: заемщиков в малом и среднем бизнесе сейчас выбирать очень тяжело. Кроме того, остановился в росте и сам сегмент МСБ.
Наиболее бурно растущий сегмент рынка — это займы до зарплаты, предоставляемые через интернет. В прошлом году онлайн-кредитование составляло мизерную долю на рынке - кредитный портфель был представлен 152 миллионами рублей (0,1%). В этом году показатель уже вырос до 440 миллионов рублей (2,6%). Рост, хотя и не столь интенсивный, показал и сегмент займов до зарплаты в офлайне.
По словам Андрея Паранича, 49% займов дается потребителям на длинные сроки — до года. Средняя сумма займа составляет до 50 тысяч рублей. Этот показатель по сравнению с 2013 годом принципипльно не изменился.
«Отмечу, что это средняя температура по больнице. В сегменте займов для малого бизнеса средняя сумма составляет 128 тысяч рублей, по потребкредитованию —11 тысяч рублей», — пояснил эксперт.
Отметим, что по данным, найденным в интернете, в Свердловской области зарегистрировано на данный момент около полутора сотен микрофинансовых организаций. В целом МФО проявляют достаточно большой интерес к нашему региону из-за высокой плотности и неплохих показателей заработка населения.
Просмотров: 3028
Автор: Мария Мехоношина