На развитие инфраструктуры для электромобилей уйдет гораздо больше лет, чем на создание аналогичной системы в сфере железных дорог.
Транспортная система России будет меняться в сторону развития экологичного транспорта. За решение проблемы наконец-то берется государство. «Стратегия развития транспорта РФ до 2030 года» уже предполагает работу по нескольким направлениям, на очереди – принятие комплексного плана развития экологического транспорта.
О том, как может измениться ситуация в ближайшие годы и в какую сторону ее необходимо изменять – в материале JustMedia.
Отметим, что сейчас объем выбросов в атмосферу от различных видов транспорта составляет миллионы тонн в России.
Свердловская область, к слову, находится не на лучших позициях. В экологическом рейтинге субъектов РФ, составленном в 2014 году первой народной экологической картой России «Зеленый патруль», наш регион находится на 83-м месте с тенденцией к снижению.
По оценкам экспертов, наибольшие загрязнения в регионах возникают от действия автомобилей.
«Загрязняющие выбросы в атмосферу от автотранспорта, по объему, более чем на порядок превосходят выбросы от железнодорожных транспортных средств. Далее идут в порядке убывания воздушный транспорт, морской и внутренние водный», - комментирует ситуацию директор по развитию ГК «Оборонснабсбыт» Валерий Денисов.
В последние годы шансы на улучшение ситуации в стране стали более реальными: к решению вопроса подключилось государство. Конкретные действия по изменению нынешнего положения дел обозначены в «Стратегии развития транспорта РФ до 2030 года».
«Одной из целей Стратегии является «снижение негативного воздействия транспортной системы на окружающую среду». По видам транспорта сокращение удельных выбросов составит от 24 до 53 %. Для этого предусмотрены мероприятия для снижения вредных выбросов от различных видов транспорта. Так в автодорожном комплексе это - обеспечение разумного баланса между потенциалом дорожной сети и ростом автомобильного парка, прежде всего, в крупных городах. Кроме того, в Стратегии ставится задача обеспечить «значительное уменьшение вредного воздействия транспорта на окружающую среду: объем удельных выбросов углекислого газа на автомобильном транспорте сократится на 22 процента, на железнодорожном транспорте – на 51 процент». При этом следует учесть, что «объем выбросов углекислого газа на электропоездах в 1,7 раза ниже, чем на автотранспорте», - комментирует документ глава Уральской логистической ассоциации Сергей Шавзис.
По его словам, стоит взять во внимание еще и вторичное влияние автотранспорта на экологическую обстановку в стране: чем больше работает тяжелого автотранспорта, тем больше «страдают» дороги. Это ведет к большему количеству ремонтов, а значит - новым перевозкам и выбросам, изготовлению битума, асфальта и пр.
За развитие железнодорожного транспорта в рамках улучшения экологической обстановки на транспорте выступает и Валерий Денисов:
«Хотя железнодорожный транспорт, точнее, его подвижной состав, также, как и все виды транспорта оказывает неблагоприятное воздействие на все звенья биосферы, но его влияние по сравнению с автомобильным существенно меньше, во-первых, потому, что это один из самых экономных видов транспорта по расходу топлива на единицу работы, и, во-вторых, в связи с широкой электрификацией Российских железных дорог».
Отметим, что на внедрение электротранспорта как на способ улучшения экологической обстановки государство возлаггает большие надежды. Речь идет и об электрификации железных дорог, и об использовании автотранспорта, работающего на электричестве.
Пару неделю назад стали известно о том, что Минтранс, Минэкономики, Минпром и другие ведомства готовят комплексный план развития экологического транспорта — гибридов и электромобилей. Речь, прежде всего, идет о стимулировании производителей и потребителей электротранспорта, а также об ограничении производства и использования неэкологичных видов автомобилей и топлива.
«Думаю, что железнодорожный электротранспорт будет в ближайшее время развиваться быстрее. Программа перехода с тепловозов на электровозы действует в стране еще с 80-х годов прошлого века. Кроме того, уже сейчас в России реализуются такие масштабные проекты, как, к примеру, создание скоростных электропоездов «Ласточка». Для электрического же автотранспорта в стране еще практически нет инфраструктуры, для ее развития понадобятся годы. Хотя безусловно, переходить на экологичный автотранспорт необходимо», - отмечает эксперт в области транспорта и логистики Александр Трахтенберг.
В вопросе поддержки экологичных видов транспорта Россия отстает не только от большинства стран ЕС, США и Японии, но даже от Китая, где программы господдержки экотранспорта развивались на протяжении последних 10–20 лет.
Пока в России лишь отменена ввозная пошлина на новые электромобили, разрешена бесплатная парковка для электромобилей в Москве, развивается электротакси в Ставрополе и внедрена программа по строительству инфраструктуры для электротранспорта компанией МОЭСК. В 2013 году парк электромобилей составлял не более тысячи единиц. Для сравнения, парк гибридных автомобилей в США превышает 2 млн единиц, в ЕС составляет около 800 тыс.
Отметим, что и переход на железнодорожный транспорт является пока по большей части планами. Сейчас в сфере грузоперевозок по дорогам России транспортируется 80% грузов. Для сравнения, в Европе на железнодорожные перевозки приходится 60% от общего объема.
По мнению экспертов, владельцев грузов можно привлечь на железные дороги с помощью улучшения условий транспортировки – сокращения сроков, нового парка вагонов.
Позитивные примеры перехода клиентов есть, хоть и не повсеместные. «Холдинг УГМК в настоящем году более 800 тысяч тонн руды передал с автомобильного на железнодорожный транспорт. Это произошло благодаря новым условиям, которые гарантировали железнодорожники – перевозка грузов по расписанию, т.е. на языке логистики – точно в срок», - поясняет Сергей Шавзис.
Для того, чтобы эта практика стала повсеместной, необходима структурная работа на по всей стране.
Просмотров: 3579
Автор: Мария Мехоношина