Потемкинские деревни «Титановой долины». За сообщениями об успехах проекта скрываются серьезные проблемы

Строительство ОЭЗ отстает по темпам, договоры откладываются, а жители Верхней Салды страдают от желания организаторов проекта сэкономить.

Реализация одного из главных промышленных проектов Свердловской области – особой экономической зоны «Титановая долина» набирает обороты. Об этом заявлячет руководство проекта. На недавно закончившейся выставке «ИННОПРОМ-2013» представители ОЭЗ подписали несколько важных контрактов и заявили о заходе на территорию первого резидента – компании «Стройкомпозит».

 

За громкими сообщениями о блестящих перспективах проекта на выставке практически никто не вспомнил о том, что заход первого резидента на площадку ожидался еще практически год назад. Время идет, а руководители проекта все также «кормят завтраками» тех, кто следит за его становлением.

 

JustMedia попытался разобраться, как в действительности проходит строительство «Титановой долины», и не рискует ли проект превратиться в очередную потемкинскую деревню.

 

Невыполненные планы по «ИННОПРОМу»


Если разобраться перечне соглашений, которые «Титановая долина» должна была подписать на «ИННОПРОМе», то выясняется, что реализованы были далеко не все из них. Так, было перенесено подписание соглашения о сотрудничестве между ОЭЗ и ВСМПО-Ависма. Согласно планам сотрудничества, ВСМПО в приоритетном порядке будет обеспечивать титаном резидентов «Титановой долины». Это вопрос особенно важен для иностранных резидентов. Мероприятие не состоялось из-за невозможности представителей ВСМПО приехать на промышленную выставку. Подписание было перенесено как минимум на две недели, а то и больше.


Что касается заходов резидентов на площадку, то здесь ситуация оказывается также не столь радостной. «Стройкомпозит» пока, похоже, будет единственным участником площадки. Остальные участники откладывают. «Те, кто хотели выйти в чистое поле — вышли туда. А крупные зарубежные компании будут ждать следующего года»,— сообщил Артемий Кызласов на «ИННОПРОМе».

 

Не успели организаторы «Титановой долины» установить на строительной площадке и широко анонсированный инфокуб – специальное помещение  для презентации проектов. Создатели рассчитывали закончить объект к «ИННОПРОМу» - чтобы иностранным гостям выставки, пожелавшим посмотреть на территорию ОЭЗ, было что показать.

 

«Вообще, многое делалось к «ИННОПРОМу» впопыхах, - рассказал JustMedia один из участников строительной сферы, осведомленный о ходе работ в Верхней Салде. – Подъезд к площадке создавался в полнейшем аврале, по принципу самого короткого пути. В результате дорога прошла по участку, совершенно непригодному для проезда: там ограниченная видимость, там большая «мертвая зона» для водителей. Если дорога останется в таком виде, аварий не избежать».

 

Конфуз произошел и с дорожный указателем «Титановая долина»: название было сделано с ошибкой - видимо, тоже в спешке. Вывеска провисела пару дней и успела порадовать уральских блоггеров.

 

 

Спринтерские дистанции с передышками

Стоит отметить, что грядущая остановка в реализации планов для «Титановой долины» за историю проекта далеко не первая. «К сожалению, создание «Титановой долины» идет рывками, - рассказывает один из «отцов-основателей» ОЭЗ, бывший совладелец и член совета директоров ОАО «Корпорация ВСМПО-Ависма Владислав Тетюхин. – В 2005 году, когда проект только задумывался, процесс пошел довольно интенсивно, но потом все заглохло. Через некоторое время работа возобновилась, но потом вновь встала. Слава богу, что процесс все же восстановлен».

 

Остановку в развитии ОЭЗ признает и первый заместитель руководителя администрации Губернатора Свердловской области, председатель Совета директоров «Корпорации развития Среднего Урала» Алексей Багаряков:

«Действительно, в прошлом году проект пережил достаточно сложный период, но сейчас мы наращиваем темпы, и, думаю, то в ближайшее время», - оптимистично заявляет Алексей Багаряков.

 

По мнению Владислава Тетюхина, сейчас одной из главных проблем невысоких является низкая активность уральских промышленников, которые должны быть заинтересованы в становлении ОЭЗ. Именно из-за этого дела идут медленно.

«Предприятия, например Уралвагонзавод, могли бы развить более бурную деятельность по привлечению иностранных компаний», - отмечает Владислав Тетюхин.

 

Кошмар наяву для Верхней Салды

 

В «Титановой долине» срываются не только планы строительства, но и далеко не в лучшую сторону изменяются детали реализации проекта. Желание сэкономить уже оборачивается проблемами для жителей близлежащей Верхней Салды.

 

«Реализация, по сути, только началась, но горожане уже хватаются за голову. Нам, конечно, обещали финансирование городской инфраструктуры за счет развития «Титановой долины», но прока объективно ничего этого нет. Даже наоборот, – рассказал JustMedia сотрудник одного из верхнесалдинских СМИ. - Когда особую экономическую зону только проектировали, городу обещали, что все коммуникации будут прокладывать в обход, чтобы не вмешиваться в привычную жизнь людей. А сейчас в «Титановую долину» ведут газопровод ни много ни мало – через одну из главных улиц города. Дорога разрыта, пройти невозможно, и такую картину мы наблюдаем уже несколько недель. Организаторы работ обещали все доделать ко Дню металлурга, который отмечался 7 июля, но ничего не было сделано. Город так и отмечал все на ямах. Видимо, теперь огромные насыпи земли уже вообще не вывезут. Более того, раскопки уже подбираются к самому центру. И возмущение горожан не оказывает никакого влияния».

 

По словам собеседника информагентства, строители «Титановой долины» уже успели спровоцировать в городе крупную коммунальную аварию. При неудачном подключении к системе водоснабжения был проткнут 300-миллиметровый водовод, который использует для производства ВСМПО-Ависма.

 

Кроме того, жителей раздражает постоянная грязь от большегрузного транспорта, который ходит через город. «Первоначально нам обещали построить трассу для большегрузов вокруг Салды. Но временно пустили автомобили через город. За рубежом грузовики при въезде на городскую территорию моют колеса. Здесь же об этом нет и речи», - рассказывает житель Верхней Салды.

 

Строительства обещанной объездной трассы салдинцы, похоже, так и не дождутся. Недавно городской администрации был предложен другой вариант – расширить дорогу, находящуюся в поселке Северка, с двух до четырех полос и поставить шумозащитные ограждения высотой в несколько метров. «У нас поселок на одной стороне дороги, а на другой – единственный магазин. И как нам потом ходить за продуктами? Перепрыгивать четырехметровый забор?», - возмущается житель Верхней Салды.

 

Собеседник информагентства мрачно отмечает, что это еще только «цветочки»: «Когда производства в «Титановой долине» будут построены, промышленники наверняка начнут привлекать дешевую рабочую силу из стран ближнего зарубежья. Можете представить, как повлияет огромный наплыв таких иностранцев на сорокапятитысячный город?».

 

Ради такого проекта можно и потерпеть!

 

Председатель совета директоров «Корпорации развития Среднего Урала» Алексей Багаряков считает, что проблем при реализации столь крупных проектов не избежать: «Вы посмотрите на стройку в Сочи. Там у горожан тоже много сложностей. Но всем ясно, для чего это делается. Здесь благодаря прокладке коммуникаций мы экономим несколько миллиардов рублей, так что эти вещи окупаются».

 

Что касается дороги, то по его словам, вопрос с передвижением большегрузного транспорта будет решен: в проект будут направлены деньги из областного бюджета. Однако будут ли при реализации учтены  пожелания горожан, остается вопросом. Оценивать то, насколько эффективным окажется нынешний рывок в строительстве «Титановой долины», что он даст региональной промышленности и Верхней Салде, можно будет примерно через полгода.

 

Просмотров: 6804

Автор: Мария Мехоношина

Понравилась новость? Тогда: Подпишитесь на наши новости