Представители бизнес-сообщества области собрали депешу в Москву с пожеланиями по улучшению предпринимательского климата.
Пожелания по улучшению предпринимательского климата представителей бизнес-сообщества Свердловской области будут рассмотрены на общероссийском уровне. Федеральный уполномоченный по защите прав предпринимателей предложил всем региональным омбудсменам направить ему по пять предложений по улучшению предпринимательского климата в стране. Эти предложения будут учтены при подготовке ежегодного доклада Президенту России.
В Свердловской области сбором предложений занималась известный правозащитник Елена Артюх, которая на общественных началах исполняет обязанности уполномоченного по защите прав предпринимателей. Омбудсмен составила собственные пять предложений, основанные на анализе препятствий в предпринимательской деятельности, которые наиболее часто упоминаются в обращениях предпринимателей, а также наиболее дельные предложения непосредственно от представителей предпринимательского сообщества.
Правозащитник назвала и прокомментировала основные проблемы специально для информагентства:
1. Необходимо введение как минимум пятилетнего моратория на принятие нормативно-правовых актов любого уровня, порождающих любые ухудшения условий ведения предпринимательской деятельности. Под ухудшениями условий следует понимать фактическое возникновение любых финансовых и организационных издержек для субъектов предпринимательской деятельности при выполнении обязанностей, установленных принятыми нормативными правовыми актами.
2. В случае принятия нормативных правовых актов, возлагающих на субъекты предпринимательской деятельности обязанности в непредпринимательской сфере (обеспечение безопасности работников в чрезвычайных ситуациях, защита персональных данных, например, и другие случаи), предусматривать хотя бы частичное бюджетное субсидирование возникающих расходов микро и малых предпринимателей, связанных с выполнением названных, фактически социальных, обязанностей.
3. Для целей выведения субъектов малого и среднего предпринимательства из «серой» зарплатной сферы просто жизненно необходимо снизить суммарный размер страховых взносов до 20% от ФОТ (сегодня это для значительной части предприятий 30 %). От резкого повышения страховых взносов (с 2011 года для МСП с 14 до 34, затем до 30%) пострадали все: предприниматели (экономически необоснованный размер страховых взносов с т.зр.включения в себестоимость, личные риски руководителя из-за вынужденности выдачи зарплат «в конвертах»); работники (зарплата «в конвертах» снижает защищенность в случае выплаты больничных, пенсий и т.п.); муниципальные бюджеты (зарплаты «в конвертах» не дают поступлений от НДФЛ). Об этой проблеме говорят ВСЕ без исключения директора и собственники МСП на всех публичных мероприятиях и на личных встречах. Без этого не восстановить доверия бизнеса к серьезности государственной политике по поддержке малого и среднего предпринимательства и не добиться улучшения качества предпринимательского климата!
4. Внести изменения в правоприменительную практику по возбуждению и расследованию уголовных дел по экономическим преступлениям, особенно по ст.159 УК и 201 УК РФ. Практически по всем делам, возбужденным по этим статьям, уголовному преследованию предшествует хозяйственная деятельность и споры, разрешенные в арбитражных судах или судах обще юрисдикции. При этом в ходе возбуждения и расследования уголовных дел органами следствия и прокуратурой не применяются правила о преюдиции, установленные ст.90 УПК РФ. Сделки, признанные гражданскими судами действительными, подвергаются ревизии в уголовных делах и лица, совершившие действительные сделки, подвергаются уголовному преследованию. Подобная практика создает недопустимую «конкуренцию» судебных актов, подрывает единство судебной системы России. Фактически, это всё еще рабочий механизм для недобросовестной конкуренции, рейдерства и коррупции. Жалобы предпринимателей в этой сфере самые тяжелые для реагирования и помощи – практически ничем нельзя помочь на стадии возбуждения и расследовании уголовного дела, особенно при бездействии прокуратуры. И в судах только 0,7 % оправдательных приговоров.
5. Необходимо вводить институт личной ответственности должностных лиц муниципальных и государственных органов за решения (действия или бездействия), признанные судами недействительными. Под личной ответственностью здесь понимается дисциплинарная и материальная (пусть даже ограниченная) ответственность. В настоящее время в случае признания судом недействительным ненормативного акта государственного или муниципального органа на проигравший дело орган (за счет соответствующей казны) возлагается обязанность возместить причиненные незаконным актом убытки, судебные издержки. Величина расходов казны от таких незаконных действий чиновников исчисляется довольно существенными суммами. Чиновник, принявший признанное судом незаконным решение, причинивший вред предпринимателю и казне, продолжает работу без каких-либо лишений в должностном и материальном положении. Без возложения личной ответственности должностных лиц за принимаемые решений не добиться повышения их качества, не разгрузить суды и не улучшить предпринимательский климат.
По словам Елены Артюх, от представителей предпринимательского сообщества на предложение составить предложения по улучшению предпринимательского климата откликнулись как отдельные субъекты предпринимательской деятельности, так и целые бизнес-объединения. Самыми активными оказались Комитет по развитию малого и среднего бизнеса СОСПП и филиал по УрФО ассоциации международных автомобильных перевозчиков.
«Если говорить о тенденциях в предложениях, то основные направлены на улучшение конкурентных условий на рынках, в том числе и в рамках Таможенного союза; на защиту добросовестных предпринимателей; на снижение администрирования и связанных с контрольно-надзорной деятельностью издержек», - рассказала Елена Артюх.
По ее мнению, хотя бы треть представленных предложений поступит в активную работу.
«Институт уполномоченных только начинает работать, у субъектов предпринимательской деятельности к нему неоднозначное отношение: от «Вы – последняя надежда на справедливость», до «всё это очередная бесполезная бюрократическая структура». Поэтому всем уполномоченным необходимо совершать конкретные действия в интересах предпринимателей, в том числе и по изменению законодательства с учетом предложений сообщества, для общей пользы», - считает Елена Артюх.
Просмотров: 3770
Автор: Мария Мехоношина