Информация о возможном закрытии банков может оказаться грамотно спланированным PR-проектом, считают политологи.
Закрытие Банка24.ру обернулось информационной лихорадкой для регионального банковского сектора. Уже больше суток в соцсетях муссируется информация о том, что отзыв лицензии коснется и других региональных игроков. Более того, некоторым свердловчанам пришли смс-сообщения о скором прекращении деятельности конкретных кредитных организаций. Слухи касались нескольких банков, среди которых – Уральский банк реконструкции и развития, ВУЗ-банк, банк «Нейва» и СКБ-банк.
Слухи в фейсбуке и осада банкоматов
Ситуация достигла апогея сегодня, когда горожане массово стали снимать деньги со счетов. Блогеры активно делились сведениями о начавшейся панике клиентов.
«Истерия, которая сейчас происходит в ФБ по поводу отзыва лицензий, закрытия региональных банков и прочей ерунды привела к тому, что сейчас РЕАЛЬНО отделения местных банков атакованы вкладчиками. Позвонил муж, который случайно приехал в один из банков на Уралмаше и сказал. что не может провести ту финансовую операцию, которая ему была нужна. Очереди, люди нервничают, паника, крики, выдают на руки по 5 000 рублей», - рассказывает на своей странице в Фейсбуке глава Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области Людмила Варакина.
Похожую ситуацию у офиса Уральского банка реконструкции и развития наблюдал и корреспондент JustMedia. Около 5 часов вечера у здания на Куйбышева, 95 собралась очередь. Внутри офиса УБРиР творился настоящий хаос.
На входной двери было наклеено сообщение для клиентов: «Идет загрузка банкоматов». Судя по всему, банк оказался не готов к такому числу свердловчан, собиравшихся снять свои деньги.
«Держал свои средства в закрывшемся «Банке24.ру». Вчера отнес документы для открытия счета в УБРиР, мне сказали, что нужно время, чтобы меня проверила служба безопасности, сегодня консультант должна была позвонить. Не дождавшись ее звонка, решил подъехать сам, а тут такая очередь. Приеду сюда завтра еще, но все-таки сто раз еще подумаю, прежде чем открыть здесь счет», — сказал JustMedia собеседник.
Еще одна посетительница УБРиРа сообщила, что о возможном закрытии банка узнала на работе:
«Пришла снимать деньги со счета. Я в отпуске нахожусь, но сегодня позвонило начальство, сказали, что банк может перестать работать. У нас на предприятии банкоматы от «УБРиР» уже стоят пустые».
Очередь к концу рабочего дня выстроилась и у офиса УБРиР на улице Малышева.
С той же целью многие посетители приходили сегодня и к офисам и банкоматам ВУЗ-банка.
«Друзья позвонили мне, сказали об этом. Приехал снять деньги», — сообщил JustMedia посетитель ВУЗ-банка.
Первые заявления банкиров: «Это информационная атака»
В «Уральском банке реконструкции и развития» заявляют, что на банки произошла настоящая информационная атака.
«Сложно сказать, кому это выгодно. Сейчас мы работаем вместе с правоохранительными органами. Чтобы выяснить источник, принимаем любую информацию. Если людям приходят смс-сообщения, просим, чтобы они прислали скриншоты. Или если кто-то сказал, тоже просим сообщать нам», — сказала JustMedia пресс-секретарь Уральского банка реконструкции и развития Элла Бидилеева.
К слову, вскоре после этого сообщения УБРиР выпустил официальное сообщение о получении аккредитации в «Агентстве страхования вкладов». По сути, это подтверждение надежности банка, хотя официальных заявлений, опровергающих угрозу отзыва лицензии у УБРиРа, и не было сделано.
Председатель Уральского банковского союза Валентина Муранова называет происходящее так же как и УБРиР - массированной информационной атакой. По ее словам, ни о каком отзыве лицензий у попавших под сомнение организаций речи не идет. В ближайшее время представители Уральского банковского союза намерены сделать официальное заявление, возможно – при участии ЦБ РФ.
Политологи: «Банки виноваты сами. PR-службы за такую работу можно увольнять»
Сторонние наблюдатели, политологи придерживаются того же мнения, что и банковский союз. По их словам, ситуацию с отзывом лицензии у Банка24.ру используют в своих целях заинтересованные организации или частные лица. Вопрос только в том, насколько масштабны их действия.
«Подобные ситуации с детонацией различных слухов и муссированием информации о кризисе уже происходили в 2008 году. Это привело к панике в одном из местных банков (банке «Северная казна» - прим. ред.), а потом и его закрытию. Если вы помните, прошлый кризис закончился для регионалов вхождением крупных федеральных банков и ликвидацией у местных игроков сервисов и наработок, которые явно выигрывали по сравнению с продуктами федеральных банков. В этом смысле ситуация с Банком24.ру похожа – это был инновационный банк со своими технологиями», - проводит параллель политолог Андрей Кузнецов.
Эксперт не исключает, что вся история с распространением слухов может быть грамотно спланированным PR-проектом:
«Если это так, то работа, скорее всего, комплексная, и ведется через соцсети, через официальные СМИ, через неофициальные банковские каналы».
По мнению Андрея Кузнецова, любой участник региональной банковской системы может финансово позволить себе такую кампанию, так что список подозреваемых может быть большим.
Председатель Уральской гильдии политических консультантов, депутат гордумы Константин Киселев также проводит аналогии с 2008 годом и считает, что пережившие информационный шторм кредитные организации должны были вынести уроки из той кризисной ситуации.
«Но к сожалению, банки никаких выводов не сделали. В нынешней ситуации они ведут себя просто по-идиотски. Колоссальный минус и руководству банков, и pr-службам. Последние вообще можно просто увольнять, - заявляет Константин Киселев. - Ситуация развивается уже около трех дней, однако ни от одного из банков никаких официальных опровержений не было получено за все это время. Причем отсутствие реакции не означает, что банкам нечего ответить. Я лично обращался с вопросом о проверках Центробанка в три организации, попавшие под сомнение – в УБРиР, ВУЗ-банк и СКБ-банк – и везде получил адекватные ответы. Меня грамотно проинформировали о датах проверки Центробанка, рассказали о подтверждении статуса организаций, об отсутствии серьезных претензий. Значит, у банков была вся необходимая информация для того, чтобы выступить в информационном пространстве, объяснить позицию и не нести те репутационные и финансовые потери, которые они несут сейчас».
По мнению Константина Киселева, вина за создание проблемы лежит и на правительственных службах, которые не отреагировали на поднявшуюся панику, и на непродуманных действиях Центробанка по отношению к Банку24.ру.
«Этот банк на Урале пользовался популярностью. Закрытие его было избыточным», - считает г-н Киселев.
«Почему правительство или ЦБ РФ после закрытия Банка24.ру не выступили с официальным заявлением о последующей ситуации на рынке и остановке слухов – непонятно. Людям должны были объяснить, что происходит, каково реальное положение дел. Если это очевидное действие не сделано, то напрашивается мысль, может быть, не сделано оно не случайно? Может быть, это кому-то выгодно?», - говорит Андрей Кузнецов.
По мнению Константина Киселева, сложившаяся ситуация грозит реальным крахом региональной банковской системы. Если теперь лицензия будет отозвана хотя бы у одного из попавших под сомнение банков, даже у самого мелкого, это повлечет цепную реакцию, которую будет не остановить. Если же это будет СКБ, входящий в топ-60 банков страны или УБРиР, числящийся в топ-35, то на финансовой системе региона можно ставить крест, говорит екатеринбургский политолог.
Остается надеяться, что запланированная пресс-конференция Уральского банковского союза с возможным участием представителей Центробанка прояснит сложившуюся ситуацию.
Просмотров: 13745
Автор: Мария Мехоношина, Сергей Дианов