Возможность расширить рынки сбыта в продовольственной сфере есть только у крупных производителей.
Далеко не все уральские производители продовольствия готовы заниматься импортозамещением и закрывать нехватку внутреннего рынка. Представители предприятий заявляют: база для создания новой системы торговли не отработана, и проблем при переходе на нее пока больше, чем прибыли.
Какие факторы мешают уральским производителям осваивать освобождающийся от зарубежных конкурентов внутренний рынок, и кто все-таки планирует осваивать новые территории сбыта, JustMedia выяснял на открывшемся в Екатеринбурге V агропромышленном форуме УрФО.
Напомним, ежегодное мероприятие стартовало в Екатеринбурге вчера и собрало больше сотни производителей со всех областей УрФО, среди которых как крупные предприятия, так и небольшие производства.
Производители представляют в основном мясную, рыбную, молочную продукцию. Неожиданных товаров, к слову, немного. Живые африканские сомы, крольчатина и оленина — вот, пожалуй, и все, чем удивляют экспоненты посетителей в этом году.
Большинство производителей признаются: ассортимент, который они представляют, производится уже не первый год, и новинок на прилавке нет.
Так, в молочном секторе — привычные уральцам сыры «Российский», «Голландский», молоко, сметана, творог, кефиры и йогурты.
На вопрос, не планируют ли предприятия разрабатывать аналоги зарубежных запрещенных продуктов — к примеру, французских или сыров голландских сыров — большинство из производителей отвечают отрицательно.
«У нас уже есть производство сыров, но не французских, а исконно русских – «Голландский» и «Пошехонский». Линейка достойная. Продукция уже продается во всех субъектах. Расширяться географически в УрФО уже некуда, ассортимент менять пока не планируем», - рассказывает о положении тюменских предприятий молочной промышленности представительница департамента агропромышленного комплекса Тюменской области.
Представители крупного свердловского производителя - «Ирбитского молочного завода» насчет появления зарубежной продукции загадочно анонсируют:
«Поживем — увидим. Может быть, что-то и появится. Пока же у нас традиционная уральская продукция».
Крупные предприятия не отрицают, что рассчитывают занять освободившиуюся нишу своей, пусть и «традиционной» продукцией на рынке. Многие из них стали интересны крупным федеральным и международным торговым сетям, которые вынуждены искать теперь поставщиков на региональном рынке.
Представитель одного из свердловских предприятий молочной отрасли, пожелавший остаться неизвестным, рассказал корреспонденту JustMedia:
«Раньше нам на рынок было сложно пробиться. Сотрудничали в основном с «Кировским» - это местная сеть. За последние две недели поступили предложения о сотрудничестве от X5retail Group, даже от «Ашана». Надеюсь, что соглашения будут официально заключены, тогда мы расширим наш рынок сбыта минимум раза в два. Ресурсы для этого есть».
Тем не менее, не все производители могут рассчитывать на расширение продаж.
«У нас сыры и творог высокого качества, все натуральное, никаких заменителей, идентичных натуральным, но расположены мы далеко от основных магистралей, перевозка обходится дорого, из-за этого растет стоимость продукта. В торговые сети с такими ценами выходить нереально. На уступки нам никто не идет. Поэтому дальше Курганской области и небольших магазинов наш товар не продвигается», - с сожалением рассказывает представительница небольшого курганского молочного производства ООО «Целинное».
Немного интереснее ситуация в рыбной отрасли. Курганский индивидуальный предприниматель Пичугин надеется, что на этой выставке его редкий товар — африканский сом — заинтересует новых покупателей в новых экономических реалиях, когда заморская норвежская семга оказалась под запретом.
«Конкурентов у нас нет по всему УрФО, мясо хорошее — жирное, мягкое. И себестоимость небольшая — около 100 рублей за килограмм», - рекламирует товар менеджер предприятия Наталья Полякова. В Екатеринбурге, по ее словам, уже продается готовая продукция из сома. Живых рыб сюда пока не поставляют, но в ближайшее время хозяйство рассчитывает развить сотрудничество с регионов и поставлять сомов в торговые сети и рестораны.
Семейное хозяйство Назаровых из Нижневартовска привезло на выставку северную речную и морскую рыбу. На прилавке муксун, нельма, осетр, стерлядь, язь, щука, ряпушка, плотва. «Такой рыбы у вас в области на прилавках не найдешь. Здесь, честно говоря, вообще бедновато с рыбой. Сейчас в ХМАО мы уже сотрудничаем с большинством торговых сетей в ХМАО. Наш товар есть в Мегионе, Сургуте, Радужном. Может быть, расширим сотрудничество и на Свердловскую область, если будет налажена логистика. Пока с этим проблемы», - рассказывает стоящая за прилавком продавец.
Производители традиционной мясной продукции - говядины, птицы, баранины также держатся достаточно бодро. Многие из них рассчитывают начать сотрудничество с новыми крупными партнерами. Впрочем, речь идет о крупных производителях. Что касается частных фермерских хозяйств, то большинство из них так же рассчитывают ютиться на прилавках мелких магазинов и вряд ли выйдут за пределы нынешних рынков сбыта.
Поставщики «экзотики» - оленины, к примеру, пока не торопятся заявлять появлении новых магазинов за пределами своего региона.
В целом, многие экспоненты, относящиеся к сегменту малого бизнеса, отмечают, что участвуют в агропромышленном форуме УрФО не первый год, но для них это единственная в году возможность рассказать о себе за пределами своего региона. После мероприятия производители возвращаются к работе, никак не расширяя ареал поставок, ограниченный несколькими районами области.
Просмотров: 5486
Автор: Мария Мехоношина