В следующем году тенденция по удорожанию площадок класса A и B+, скорее всего, сохранится.
В Екатеринбурге растут ставки на склады класса А и B+, но падают на склады более низких категорий – класса С и D. Как отмечают эксперты, арендаторов все больше интересуют качественные площадки.
По данным комитета по товарному рынку Екатеринбурга, сейчас в Екатеринбурге насчитывается 1 515 513 кв. м. миллиона складских площадей, из них 52, 7% (799 000 кв.м.) - в категориях класса А и В+.
Складов класса B и С насчитывается 285 807 кв.м, приспособленных складов класса D — 350 000 кв.м., овощехранилищ — 140 000 кв. м., холодильных терминалов — 47 200 кв.м.
По словам руководителя комитета по товарному рынку Екатеринбурга Елены Чернышевой, новых складов в этом году построено сравнительно немного. За 9 месяцев 2014 года в эксплуатацию введено 38 000 кв.м.
По-прежнему сохраняется тенденция строительства под конкретного заказчика (build-to-suite). Новые площади, в частности, для собственного использования ввела компания «Римекс» - 16 300 кв. м. - класс В+. «Ролси» на Серовском тракте имеет 30 000 кв. м.
По словам руководителя екатеринбургского офиса компании «Логопарк.ру» Виталия Хиля, стабильный спрос сохраняется на складские площади в пределе 10-15 км от ЕКАД.
«В 1 и 2 кварталах 2014 года произошел существенный рост ставок на складские помещения класса А и В+. По некоторым объектам ставки выросли до 10%. Это говорит о нехватке качественных складских площадей в городе», - отмечает Виталий Хиль.
А вот на склады класса C ставки, напротив, упали. Это связано с тем, что склады такого типа проигрывают объектам класса А и В+. Чтобы поддерживать спрос, их владельцы вынуждены снижать цены.
По данным Елены Чернышевой, сейчас свободные складские площади составляют всего 0,06% или 3890 кв.м. Это самый низкий показатель среди всех городов-миллионников России. Суммарный ежегодный объем поглощения складских площадей составляет 80 000 кв.м.
Потребность в новых складских площадях обусловлена главным образом ростом предприятий розничной торговли и интернет-торговлей.
Виталий Хиль отмечает еще одну актуальную тенденцию: все больше клиентов в сфере складской недвижимости переходят с прямой аренды на услуги ответхранения – размещения груза на складе без необходимости аренды целого складского помещения. Стоимость услуги ответственного хранения определяется фактически занимаемой товаром/грузом площадью. Причин этому несколько. Одна из них – высокая себестоимость содержания склада. При таком положении дел необходима своя техника и персонал, отмечает эксперт.
В 2015 году объемы ввода складской недвижимости вряд ли превысят показатели этого года. Причиной тому является ухудшение экономической ситуации. Таким образом, дефицит на качественные складские помещения может вырасти.
По словам Виталия Хиля, в Москве сейчас наблюдается другая тенденция: объем ввода складских помещений там превышает спрос, а потому ставки снижаются, не исключено, что при сохранении тенденций екатеринбургские ставки на склады класса А и B+ превысят столичные.
Отметим, что долгосрочные ранее озвученные планы по строительству складов большинство ритейлеров н намерены отменять несмотря на изменение экономической ситуации в стране.
По данным комитета по товарному рынку Екатеринбурга, в соответствии со стратегическим планом развития города до 2020 года планируется развитие логистики в 7 логистических узлах:
-Район «Полеводство» (Чкаловский район);
-Район Ново- Свердловской ТЭЦ (Кировский район). На 01.10.2014 в узле расположены 4 логистических терминала, 1 холодильный терминал и распределительный центр торговой сети «Монетка»;
- Район птицефабрики, проект Группы компаний «Синара» и «Юнистор» (заявлено 52 000 кв. м., Октябрьский район);
- Район ЕКАД (Октябрьский и Чкаловский районы) - на 01.10.2014 в данном узле расположен терминал «Чкаловский», 3 логистических компании «Юнилэнд», «LB Logistic», «Гранит».
- Развитие технопарка в районе станции Косулино (частично территория Кировского района от Ново-Свердловской ТЭЦ);
- Проект инвестиционной компании «RED» по дублеру Сибирского тракта (сторона Октябрьского района);
- Контейнерный терминал ритейл парка «Докер» по улице Бахчиванджи.
Просмотров: 3512
Автор: Мария Мехоношина