«Все самые страшные опасения рассеялись». Что ждет рынок ТЦ Екатеринбурга в 2024 году

ТЦ адаптировались после ухода европейских брендов и активно заполнялись российскими.

Уходящий год для рынка торговой недвижимости был хорошим. Ситуация стабилизировалась. ТЦ адаптировались после ухода европейских брендов и активно заполнялись российскими. Потребители начали привыкать к обновленному ассортименту. В следующем году эти тренды сохранятся, и «наши» бренды покажут свою силу на рынке fast fashion. Также, по мнению экспертов, 2024 год будет богат на реконцепции и обновления ТЦ после смены владельцев в текущем году. Закладка и ввод новых объектов — под вопросом.

 

О том, что сегодня происходит на рынке ТЦ и, что этот сегмент недвижимости ждет в следующем году, читайте в материале JustMedia.ru.

 

 

—Дмитрий Сарапульцев, генеральный директор «Гринвича» и Пассажа:

 

—Год был у всех разный. Как написал Лев Толстой: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». У нас все было прекрасно. Трафик в Пассаже вырос на 25%, в «Гринвиче» — на 15%. Что касается заполняемости, то первый раз за несколько лет наблюдаем реальную очередь на площадки в «Гринвич», а Пассаж сдан на 100%. Последнее первый раз происходит в моей жизни. Ранее никогда за все мои 23 года работы в девелопменте не было такого, чтобы в объекте не было ни одной вакансии.

 

Да, европейские бренды от нас ушли, но на смену им пришли российские. У одних сразу все хорошо, у вторых — есть потенциал, по третьим — пока не очень понимаем, что из этого получится. Есть откровенно провальные, нерабочие позиции. Как я понимаю, они нигде не работают. И такие мы, конечно, быстро меняет. С российскими брендами — это немного эксперимент. Были две девочки с вешалкой и Instagram*, а теперь они захотели магазин площадью 200 метров. И, правда, у одних такой формат выстрелил, у других — посмотрим. Следующий год покажет силу российских брендов на рынке fast fashion.

 

Продолжаем строить «Золотой». Проблем с заполняемостью нет. Интерес к нему большой. Берут и берут хорошо, причем флагмановские форматы. Трафиком он будет обеспечен. Это правильный объект с точки зрения локации и концепции. Там транспортные потоки, автовокзал, выход из метро, который мы уже достраиваем, переход к городской электричке, которую город собирается развивать, перехватывающие парковки. Хороший жилой микрорайон рядом. По соседству еще более перспективный застраивающийся квартал. И при этом рядом отсутствуют качественных конкурентно-способных торговые объектов.

 

ФОТО: со странички Алексея Караваева в ВК

 

Алексей Караваев, полномочный представитель «Гильдии управляющих и девелоперов» в Екатеринбурге и Свердловской области, директор мебельного центра «Гулливер»:

 

—Все наши самые страшные опасения рассеялись. Торговые центры более или менее адаптировались к уходу международных брендов. Где-то их заместили, какие-то площадки переформатировали, но все это произошло не везде и не полностью. Понятно, что восстановить присутствие европейских брендов в полном объеме по части ассортимента не сможет. Но новая ассортиментная матрица, которая уже практически сформировалась станет привычной для нашего покупателя и не будет вызывать ощущения серьезного дискомфорта. Потребители привыкнет делать покупки в новых условиях. Импортозамещение и параллельный импорт в этом плане хорошо работе.

 

Большинство игроков рынка, конечно, ощущают потери. Но ухудшение ситуации прекратилось. Наступила стабилизация. Некоторые ТЦ занимаются индексацией и повышением ставок. За всех не скажу, но мы в «Гулливере» подняли за год плату на 10%. В следующем году планируем такой же уровень индексации ставок, но все будет зависеть от ситуации. Если тенденции к торможению инфляции сохранится, то, возможно, этот показатель поднимем менее чем на 10%. С посещалкой в этом году все стабилизировалось. Она даже выросла, по сравнению с 2022 годом и тем, что были ранее.

 

Средний чек вырос примерно на 15-20%. Это связано с ростом курса доллара, удорожанием логистики, стоимости работ из-за роста зарплат. На цены оказывает влияние инфляция. Общая потребительская масса выросла. Объем денег на потребительские товары значительно увеличился после введения ограничений. Увеличились заработные платы у людей. А чем больше денег, тем выше цены. Хотя, конечно, многие потребители предпочитают более дешевые товары, которые стали дороже, чем в прошлом году.

 

ФОТО: УПН

Анна Мезенцева, аналитик Уральской палаты недвижимости:

 

—По итогам III квартала 2023 года уровень пустующих площадей в сегменте торговой недвижимости составил 9,8% или 107 тысяч кв. метров. Предполагаем, что до конца года этот показатель останется на текущем уровне или незначительно снизится, корректировки составят менее 3%. Это свидетельствует о том, что ТЦ Екатеринбурга частично вернулись к показателям 2021 года – периода, предшествующего СВО.

 

Заполнение пустующих площадок в 2023 году происходило оперативно. Предполагаем, что в следующем году эта тенденция сохранится. Так, весной 2024 года под новым названием могут открыться магазины Adidas. Поэтому ожидаем, что в краткосрочной перспективе —один-два квартала — объем вакантных площадей останется на текущем уровне (7%) или сократится.

 

Что касается арендных ставок, то по итогу года, возможно, увидим положительную динамику ввиду плановой индексации в некоторых ТЦ. Ожидаем, что она будет в пределах 5%. Но в целом, у собственников ТЦ нет оснований для значительной корректировки ставок.

 

Санкции, уход европейских брендов и нарастающие риски профессиональных участников привели к стагнации на рынке ТЦ. Из «замороженных» объектов вывели Галерею на Жукова. Стилобат коммерции находится на этапе остекления и внутренней отделки. Но данный объект, как часть комплекса апартаментов Re:Volution Towers, не самый простой в плане получения разрешительной документации и поэтапного ввода. Высокими темпами в течение года работы шли только на ТЦ «Золотой» на Ботанике. Фактически после его ввода перечень строящихся крупных торговых объектов будет состоять практически только из замороженных площадок или проектов, где работы ведутся низкими темпами на протяжении многих лет.

 

В списке шесть площадок, в том числе продолжение МЕГИ, вторая очередь Максидома, ТК на площади Первой Пятилетки и в переулке Встречный, 8. Думаю, что некоторым проектам не суждено воплотиться в реальность, например, Leroy Merlin на территории Уралтрансмаша. Такой факт еще раз свидетельствует о насыщении рынка действующих ТЦ на отдельных территориях и высоких рисках запуска новых объектов. Эти риски намного выше, чем пару лет назад.

 

На 2024 год не запланирован ввод новых объектов, поэтому продолжится стагнация по объемным и структурным показателям рынка. Следующий год будет богат на реконцепции внутри ТЦ с целью сохранить/увеличить трафик посетителей, например, Sila Voli и Сити-Центр. Также ожидаем обновления ряда объектов после смены собственников. Речь о ТЦ «Апельсин», «Радуга Парк», «Дирижабль, «Алатырь». Ранее смену концепта на рынке ТЦ Екатеринбурга фиксировали достаточно редко.

 

*Принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена на территории РФ.

 

Просмотров: 6429

Автор: Екатерина Турдакина

Понравилась новость? Тогда: Подпишитесь на наши новости