Мэрия напомнила Куйвашеву про 1,5-миллиардный долг и привлекла на свою сторону оппозиционных депутатов

Городской общественный транспорт на грани гибели.

Странным образом начали выполнять свои предвыборные обещания эсеры из Екатеринбургской гордумы. Одним из тезисов на выборах у «Справедливой России» так и звучал – добиться снижения платы за проезд в общественном транспорте. Накануне в гордуме им удалось собрать рабочую группу по вопросы ценообразования на городском транспорте.

 

Вопрос с одной стороны актуальный, с другой – щекотливый. До выборов эсеры в своих газетах публиковали разоблачительные расследования, из которых исходило, что себестоимость проезда в Екатеринбурге не превышает 10 рублей, а все, что сверх этой суммы, идет в карман чиновникам. Поэтому само по себе проведение заседания рабочей группы в стенах мэрии вызвало удивление. Еще удивительнее было то, что сотрудники мэрии не проигнорировали рабочую группу. На заседание пришел целый ряд руководителей подразделений во главе с серым кардиналом мэрии Владимиром Тунгусовым. Вице-мэр молчаливо наблюдал за происходящим, а перед депутатами, которых тоже набралось немало, выступал другой вице-мэр, куратор экономического блока администрации Александр Высокинский.

 

Высокинский с помощью маркера и ватмана показал депутатам полный экономический расклад в области пассажирских перевозок. При этом сразу обозначил позицию городских властей: муниципальный транспорт должен быть основой транспортной системы города. Другими словами, не менее 70 процентов автобусов должны быть муниципальными.

 

«Сейчас у нас два источника финансирования муниципального транспорта – это тарифы и бюджет, — начал он, рисуя на ватмане таблицы. — Когда рассчитывался тариф, мы обсчитывали все необходимые затраты: зарплату сотрудников, запчасти, солярку. Эти затраты мы разделили на количество пассажиров и получили тариф. Но тарифы, рассчитанные по этой схеме, составляли от 40 до 50 рублей. Мы этого себе позволить не можем, хотя в той же Европе проезд в общественном транспорте стоит 2-3 евро».

 

Высокинский тонко намекнул, что главной головной болью для перевозчиков сегодня являются льготники:

 

«После монетизации льгот 2009 года правительство Свердловской области, поделив затраты транспортных предприятий городов области на количество пассажиров во всем регионе вывело сумму в 275 рублей на человека в месяц. Именно столько, по мнению областных чиновников, ежемесячно тратит один льготник на практически неограниченное количество поездок в муниципальном транспорте. Бюджет в этом случае всегда выступал как балансир. Тариф утверждался на величине, которая была приемлема на том этапе. Хотя фактически, она позволяла всего лишь 20 раз проехать в городском транспорте. По факту же льготник ездит 60-70 раз в месяц и даже больше (таким образом, отметил позже Высокинский, одна поездка для льготника стоит порядка 5 рублей). В настоящее время сумма значительно увеличилась. Мы приняли решение возить всех льготников — федеральных, областных и городских — на 275 рублей безлимитно, компенсируя разницу из бюджета. Было достигнуто соглашение: разницу между фактическим количеством поездок и 275 рублями делим между тремя бюджетами. 60 процентов нам обеспечивают федеральный и областной бюджеты, 40 процентов – городской».

 

Далее Высокинский напомнил депутатам о главной сегодняшней проблеме транспортных предприятий. Свои финансовые обязательства город выполняет в полном объеме и вовремя. Чего не скажешь о вышестоящих бюджетов. С момента подписания соглашения еще между мэром Екатеринбурга Аркадием Чернецким и председателем правительства Виктором Кокшаровым в 2009 году, областные власти не компенсировали льготы транспортным предприятиям ни разу.

 

«Правда, во времена Анатолия Гредина был единовременный суррогатный платеж в размере 300 миллионов на приобретение подвижного состава для метрополитена. Мы согласились взять эти деньги в зачет компенсации льгот. Но сегодня долги областных и федеральных властей ушли далеко за 1,5 миллиарда», — отметил докладчик.

 

Евгений Ройзман попытался скрасить ситуацию.

 

«Мы с Александром Эдмундовичем (Якобом, главой администрации Екатеринбурга – прим. ред.) встречались по этому вопросу с губернатором, — отметил глава города. — Сейчас идут проверки минфина по льготам. После проверки будет принято решение. Правда, встреча была больше месяца назад».

 

Содокладчик – председатель комитета по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети Алексей Курлыков – пояснил, чем грозят эти долги транспортным предприятиям. Естественно, банкротством. Только 2013 год МОАП закончил с убытком в 320 миллионов рублей, ЕТТУ - 400 миллионов рублей, метрополитен — 89 миллионов рублей.

 

Что касается пресловутых 23 рублей за поездку, то это, по словам Высокинского, предельный тариф. Столько платят за проезд не больше половины пассажиров общественного транспорта, и рассчитан он, по задумке мэрии, для гостей уральской столицы. Для горожан же созданы более приемлимые условия в виде ЕКАРТы. По ней, в зависимости от тарифа, поездка стоит от 18 до 21 рубля.

 

«Есть решение суда, согласно которому тариф в 23 рубля обоснован, — предотвращая возможное возмущение оппозиции, отметил Высокинский. — Судились не мы, а РЭК. И тариф подтвердили и Верховный суд, и Уставный суд».

 

Когда дело дошло до вопросов депутатов, эсеры опять удивили собравшихся своей сдержанностью. Например, Евгений Боровик поинтересовался, почему в соседнем Челябинске при схожих экономических и демографических показателях стоимость проезда в транспорте 15 рублей. Высокинский ответил, что все дело в отношении областных властей:

 

«У Челябинска объем бюджетных дотаций больше. На территории Свердловской области транспортных дотаций нет как таковых. Разрывы не покрыть ничем. Предприятия не могут повысить зарплату сотрудникам. У перевозчиков колоссальные кредиторские задолженности перед банками и поставщиками. Городской общественный транспорт максимально уязвим, он предбанкротном состоянии. Если так будет дальше, мы его потеряем».

 

Еще один эсер Александр Норицин поинтересовался, почему власти умалчивают о непрофильных доходах транспортных предприятий.

 

«Реклама в метро и на бортах общественного транспорта, аренда имущества, перевозки вне маршрутов. Возят же они людей на корпоративы»…

 

Высокинский не стал отрицать, что доходы от такой деятельности есть, но они не сравнимы с расходами. «Доходов – десятки миллионов, расходов – миллиарды». Курлыков привел более точные цифры:

 

«Ежегодный оборот ЕТТУ составляет 980 миллионов рублей, а, например, доходы от торговли в метро- 2,569 миллионов рублей».

 

Депутаты, конечно, данные Курлыкова подвергли сомнению:

 

«Получается, доходы метро 213 тысяч рублей в месяц? Мне кажется, аренда одного киоска на площади 1905 года стоит больше», — отметил Илья Лобов. Но дальше копать депутаты не стали.

 

Остальные вопросы носили еще более абстрактный характер. В итоге коммунист Вячеслав Вегнер предложил решить – общественный транспорт для властей бизнес или социальный проект. Ответ был однозначным. В итоге депутаты согласились со всеми доводами чиновников и приняли приглашение на следующей неделе съездить на экскурсию на муниципальные транспортные предприятия.

 

Просмотров: 4498

Автор: Евгений Катыхин

Понравилась новость? Тогда: Подпишитесь на наши новости