Город рискует остаться без новых школ, дорог и общественного транспорта.
В Екатеринбургской гордуме состоялось уникальное событие. Впервые накануне принятия регионального бюджета городские депутаты встречались с областными на своей территории.
Встречи могли и не быть, если бы областной минфин не загнал городские власти в угол, порезав все финансовые потоки из областного бюджета в городской. Депутаты гордумы решили попросить областных коллег повлиять на ситуацию, чтобы не развитие города не останавливалось.
Кроме парламентариев на встрече присутствовали руководители ключевых и самых финансовоемких подразделений мэрии под предводительством вице-мэра по стратегическому планированию, вопросам экономики и финансам Александра Высокинского. Именно он и начал разговоров, пояснив, что сегодняшняя встреча – своеобразная предтеча согласительной комиссии по областному бюджету.
«За последнее время Екатеринбург потерял порядка 15 процентов подоходного налога, который является основной доходной базой городского бюджета, - заявил Высркинский. - Первое решение принималось, когда горздрав был передан на уровень субъекта. Соответственно, мы потеряли 10 процентов подоходника, для нас это 3,5 млрд. рублей. То, что вернулось – отличается в 10 раз. Следующий момент – это пятипроцентное снижение подоходного налога в связи с изменением финансирования систем образования. Еще более серьезным аспектом являются земельные вопросы. Если в прошлом году мы наторговали землей больше, чем на миллиард, то в планах следующего года у МУГИСО около 200 млн. Все деньги с неразграниченных земель идут нам, мы являемся администраторами этих платежей, но не влияем на процессы проведения аукционов».
По словам Высокинского, это самые крупные, но далеко не единственные потери.
«Мы наблюдаем большое снижение поступлений денег из области по городским программам, - утверждает вице-мэр. - Сам по себе городской бюджет с точки зрения доходов высушивается. До кризиса мы планировали бюджет в горизонтали. Наш бюджет обычно садится ровно через год после бюджета областного. Потому что главным доходом является подоходный налог. Предприниматели сокращают штат работников, сокращают выплаты, это происходит 3-5-7 месяцев, и мы ожидаем. Что в следующем году объемы подходного налога будут меньше».
Вопросы у городских чиновников оказались и по программе «Столица». В ней произошло полное перераспределение приоритетов. Если в 2013 оду финансирование программы составило 4,459 млрд. рублей, то на следующий год сумма значительно снизилась. В бюджете 2014 года заложено 1,222 млрд. рублей на строительство ЕКАДа, 730 млн. рублей на завершение строительства и ремонта тех объектов, которые были начаты в этом году и еще 95 млн. рублей на ремонт улицы Фурманова.
«Видимо, это можно расценивать, как спасибо горожанам за выборы, - резюмировал Высокинский. - Но вообще, договаривались о другом».
После Высокинского слово взяли руководители комитетов и управлений мэрии.
Начальник управления здравоохранения Александр Дорнбуш заявил, что медицинские объекты ни разу не получали денег из областного бюджета. Горздрав ежегодно просит деньги хотя бы на строительство детских поликлиник, с него требуют кучу документов, которые порою противоречат друг другу, но денег в итоге так и не дают. Самым же острым вопросом является строительство многопрофильной поликлиники в Академическом. По словам Дорнбуша, губернатор обещал решить этот вопрос, но в микрорайоне до сих пор работает только поликлиника «Доктор +», а денег на муниципальную областной бюджет не дает. Это чревато не только остановкой строительства (существуют нормативы на минимальную социнфрастурктуру), но и социальным взрывом.
По словам начальника управления образования Евгении Умниковой, проблема с детскими садами медленно, но верно перерастает в другую. Дошколята растут, и теперь им не хватает школ. О данным гороно, необходимо каждый год вводить две новые школы, чтобы не перегружать существующие. Сейчас мэрия строит школу №18, но без областной поддержки не сможет открыть ее к 1 сентября 2015 года. То же самое со школой в Академическом.
Впрочем, необходимость в садиках существует до сих пор. И если на капитальный ремонт 20 детских садов областной минобр подтвердил финансирование, но на строительство новых шести садиков – не подтвердил.
Начальник управления культуры Татьяна Ярошевская вообще посетовала, что сфера культуры в программах областного софинансирования не участвовала ни разу. А между тем, на завершение ремонта ТЮЗа не хватает 201 млн. рублей, притом, что город уже потратил 950 млн. рублей. На завершение ремонта Центра культуры «Верх-Исетский», который длится уже три года, не хватает 30 млн. рублей на оборудование.
Председатель комитета физической культуры и спорта Людмила Фитина посетовала, что областной бюджет не принимает участие в строительстве ФОКов. Зампредседателя комитета по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети Сергей Яскевич заявил, что с 2010 года область не выполняет свои обязательства – не компенсирует льготы на проезд для областных и федеральных льготников, из-за чего транспортные предприятия несут убытки и общественный транспорт не развивается. Зампредседателя комитета благоустройства Егор Свалов назвал программу «Столица» фикцией и профанацией. Из-за сокращения финансирования программы город не сможет проектировать новые развязки и улично-дорожную сеть вокруг Центрального стадиона. Председатель комитета по жилищной политике заявил, что мэрия не может исполнить указ президента по переселению людей из ветхого и аварийного жилья из-за отсутствия областного софинансирования. Кроме того, тормозится и программа обеспечения жильем молодых семей.
«Чтобы молодая семья дождалась выплаты, им надо расписаться в 13 лет. А такие браки, как известно, не очень крепкие», - отшутился напоследок Насчетников.
По данным чиновников, на сегодняшний день бюджет Екатеринбурга составляет порядка 30 млрд. рублей. Из них 24 млрд. идут на различные обязательства – выплату зарплаты бюджетникам, коммуналку и другие текущие расходы. Остальные деньги – на развитие города. Именно на эту сумму область и хочет урезать финансирование.
Не все депутаты Заксобрания оказались настроены на конструктивный диалог. Так, Валерий Савельев, заслушав доводы чиновников, возмутился, что его целый час запугивали страшилками, а у него есть дела и поважнее. После чего поднялся и ушел. Остальные его примеру не последовали, но от принятия каких-то решений тоже открещивались.
Так, председатель комитета по бюджету и финансам Заксобрания Владимир Терешков предложил Высокинскому прийти на согласительную комиссию и там озвучить все претензии.
«Я последние 12 лет каждый год участвую в согласительных комиссиях, - парировал вице-мэр. – Вы же сами прекрасно знаете, как это все происходит. Там собирается не меньше народа, чем здесь. Каждому дают по 2 минуты, после чего минфин отвечает: денег нет, пошли дальше».
Областной депутат Андрей Альшевских тоже сделал замечание Терешкову. По словам коммуниста, в согласительную комиссию входят люди, лояльные губернатору. И единственная возможность решить все проблемы – по партийной линии.
«Вас же большинство и там, и здесь, - заявил он. – Так решайте вопросы через партию».
А Георгий Перский попытался проанализировать причины сокращения бюджета:
«Мы все видим кризис управления в Свердловской области. Если бы областные министерства работали по своим направлениям с муниципалитетами, то многие вопросы решались бы на стадии подготовки. Вместо этого шла переписка, которая ни к чему не привела».
Еще одна проблема, по мнению депутата Нафика Фамиева в том, что бюджет области закрытый. Если городской проходит через общественные слушания, на которых каждый вправе высказать свои претензии и аргументы, то областной принимается кулуарно, без лишних глаз.
«Бюджет мы внесли, но сами не знаем, что там», - заявил он.
Лариса Фечина предложила создать рабочие группы по разным направлениям, чтобы оценить эффективность траты бюджетных средств за предыдущий период. Очевидно, что покупка недостроенной телебашни и ГлавЕлка были не самыми необходимыми статьями расходов. А Виктор Ананьев заявил, что нужно выработать стратегию привлечения дополнительных средств.
«Есть куча мероприятий, под которые можно привлечь федеральные средства, - заявил он. – Но без области сделать это не получится. Надо выработать совместный план действий.
Анатолий Никифоров предложил городским чиновникам и депутатам собрать все предложения в письменном виде и передать в Заксобрание. А глава Екатеринбурга Евгений Ройзман согласился написать сопроводительное письмо спикеру ЗакСО Людмиле Бабушкиной. На этом двухчасовое обсуждение и закончили.
Просмотров: 4931
Автор: Евгений Катыхин