Обсуждение программы «Столица» превратилось в полемику двух лагерей.
Участники вчерашнего заседания Президиума правительства Свердловской области стали свидетелями очередной стычки между городом и областью. Силы были неравны, против сити-менеджера Александра Якоба выступили сразу четверо представителей области во главе с губернатором Евгением Куйвашевым. Оценки бою, конечно, никто не выставлял, но по свидетельству очевидцев, представитель мэрии держался неплохо. А вот у губернатора, наоборот, сдают нервы.
Нынешнее заседание президиума посвящено было занафталиненной программе «Столица», о которой область не вспоминала с сентября прошлого года. Об этом была проинформирована мэрия и журналисты. Впрочем, областники решили смешать в кучу все промахи прошлого года и обвинить в них город.
Так, новый куратор «Столицы» Алексей Орлов отчеканил длиннющий доклад абсолютно обо всех программах, в которых присутствовало софинансирование из областного бюджета. Тут и борьба с дефицитом мест в детсадах, строительство школ, здравоохранение, ввод жилья. Эстафету подхватил министр строительства Виктор Киселев, имеющий весьма отдаленное отношение непосредственно к программе «Столица». Он продолжил тему ввода жилья. Больше всех по теме заседания говорил разве что и.о. министра транспорта и связи Василий Старков.
Старков сообщил, что софинансирование из областного бюджета различных программ, в том числе майских указов президента и программы «Столица», в прошлом году составило 12, 6 миллиардов рублей. На одни только дороги было выделено 2,097 миллиардов, это в 11 раз больше, чем в 2012-м.
«При этом сумма неосвоенных средств составила 96 миллиона рублей. Их перенесли на 2014 год. 62, 7 миллиона не освоили по внутриквартальным проездам и подъездам во дворы. На эти средства мы могли бы отремонтировать 15 километров дорог регионального значения! — заявил и.о. министра. — На объектах 12-го и 13-го годов уже имеются значительные разрушения. Информация нам поступает от граждан на телефон доверия и от ГИБДД. Это может являться как нарушением технических заданий, так и неправильным выбором технических решений».
Объяснил Старков и то, почему в этом году область в рамках программы «Столица» решила софинансировать только строительство фрагмента ЕКАДа. По СНИПам, если ежемесячный трафик на дороге превышает 80 тысяч автомобилей, необходимо расширять дорогу до восьми полос, когда трафик переваливает за 100 тысяч, дорога расширяется до 10 полос. Сейчас по Объездной в месяц проезжает 150 тысяч автомобилей. После сдачи в эксплуатацию развязки Московская – Объездная власти прогнозируют увеличение трафика до 170 тысяч авто. Соответственно, объездной нужен дублер. Хотя бы в виде двух и местами четырехполосного ЕКАДа.
Александр Якоб в своем докладе объяснил необходимость софинансирования дорожного ремонта областными деньгами тем, что под городскими дорогами проходят старые коммуникации, которые тоже приходится менять, что значительно увеличивает стоимость ремонта.
А в качестве иллюстрации к неосвоенным средствам сити-менеджер привел в пример фирму «ЭММА», которая оставила на зиму улицу Степана Разина без покрытия. Между прочим, возглавляет эту фирму близкий родственник лояльного губернатору депутата Заксобрания Армена Карапетяна.
«Остановка финансирования может свести на нет усилия 2013 года, — отметил Якоб в завершение своего доклада. — Население ожидает от властей города и области выполнения данных обещаний. По результатам первого года реализации программы мы можем говорить о том, что удалось начать качественную модернизацию улично-дорожную сеть, улучшить состояние уличного освещения, привлечь в городские парки больше горожан. Но хочу подчеркнуть, что суть программы столица в ее комплексном подходе к решению существующих проблемных вопросов, ее долгосрочной перспективе. В связи с острой нехваткой финансирования мы не сможем приступить к таким важным проектам, как формирование программ освоения новых территорий, строительства жилья, инфраструктуры. В связи с этим считаю необходимым продолжение финансирования программы «Столица» в ее первоначальном виде. Продолжение динамичного развития Екатеринбурга находится в интересах, как самих горожан, так и жителей области».
Уже после того, как Куйвашев сказал «подведем итоги», началось самое интересное. Для начала, стеля соломку, губернатор отметил, что, несмотря ни на что, финансирование программ развития Екатеринбурга из областного бюджета будет продолжено и в 2014 году. По состоянию на 25 марта ассигнования утверждены на показателе 12,6 миллиардов. На эти деньги власти будут готовиться к ЧМ-2018 и строить детские сады. Но и это не предел. Отбор муниципалитетов по восьми госпрограммам еще не завершен, и у Екатеринбурга еще есть шанс получить от области деньги. Нужно лишь грамотно составить заявку и добиться повышения эффективности использования бюджетных средств.
«Те, кто ездит по дорогам, знают, что не каждый ремонт способен пережить зиму, — заявил губернатор. — Как вы можете работать с подрядчиками, которые буквально зарывают деньги в землю и не отвечают за свою работу? Необходимо внести коррективы. Недопустимо, когда дорога стоит меньше года. Надо внимательнейшим образом изучать ситуацию. Прошу внести в протокол усиление ответственности подрядчиков».
После этого Куйвашев начал о наболевшем – о показателях ввода жилья. В речи губернатора появились нотки угроз.
«План по вводу жилья не выполнен. Надо разобраться. Не выполняются показатели, которые декларировали муниципальные образования в начале года. Люди, которые ответственны за эти направления, должны понести соответствующую ответственность. Так я поступаю у себя в правительстве. Это было возможно сделать, только по каким причинам вы не ввели ранее планируемый вами объем жилья. Уверен, эти причины вы знаете. Это не есть хорошо и это совершенно не по-партнерски. Более того, придется наверстывать, и я буду внимательнейшим образом смотреть, как ведется ввод жилья. И я вас уверяю, если мы так и дальше будем заниматься администрированием этой деятельности, я буду вмешиваться самым жестким образом. Причина неввода лишь одно – отсутствие грамотного администрирования. В 2014 году нам необходимо нарастить плановые показатели ровно на ту цифру, которую мы не исполнили в 2013 году. Я понимаю, что это задача сложная, особенно в условия экономической нестабильности, но с другой стороны, именно сейчас растет спрос на недвижимость, как один из стабильных способов вложения накоплений. Здесь нет никакой идеологии и подоплеки».
Глава региона на этой ноте готов был закрыть заседание, но Якоб решил ответить на упреки:
«По эффективности контроля – претензионная работа проводится, по сути говоря, первый год в таких объемах были профинансированы эти работы. Первый год всегда достаточно сложно. Во-первых, нужно набрать людей, чтобы люди поняли эту работу. Дальнейшие гарантийные обязательства будут отслеживаться. Я в своем выступлении называл цифру – 700 тысяч квадратных метров дорог отремонтировано. Не принято более 100 тысяч квадратных метров, соответственно и не оплачено. Это говорит о том, что плохо сделал – не получил ни копейки. Ну если аванса там не было предусмотрено. Либо он в этом году переделывает, либо подарок сделал. Мы достаточно жестко контролируем в том числе и технологические ошибки. Я обращаюсь к гражданам, чтобы они давали нам информацию, потому что невозможно держать координатора круглые сутки на каждом объекте. И если кто-то где-то хулиганит, жители к нам обращаются».
По теме ввода жилья, к которой сити-менеджер, к слову, даже не готовился, он тоже смог достойно ответить:
«Никакой идеологии здесь нет, мы будем делать стараться сдать в этом году максимальное количество жилья. Но есть вещи, которые от нас не зависят, и ваши подчиненные хорошо об этом знают. В конце года мы собирались, обсуждали каждый объект. Причины срыва известны вашим подчиненным, я не хочу на них останавливаться».
После этого, собственно, и началась перепалка, которую мы приводим дословно.
Куйвашев:
— Когда я подаю какие-то цифры на федеральный уровень, я потом за них отвечаю головой. Я написал целевые показатели, к каким мы идем. В конце года с меня за это спрашивают. Причем, если бы вы знали, как спрашивают. Здесь можно конечно говорить, тогда нечего обещать. И людям не надо обещать, и рассказывать федеральному центру не надо.
Якоб:
— Хорошо, тогда не будем записывать 1,2 миллиона…
Куйвашев:
— Я в полемику с вами не хочу вступать. Вы эти цифры заявляли в начале года сами, и за три месяца до конца года вы мне подтверждали, что вы сдадите.
Якоб:
— Да, мы старались.
Куйвашев:
— Записываем тогда существующие показатели плюс недовыполненные объемы квадратных метров. Такая задача, другой нет. Прощать долги 2013 года по вводу жилья никто не будет.
Сити-менеджер решил на этот выпад не отвечать. С одной стороны, последнее слово осталось за губернатором. С другой стороны, говорят же, что тот умнее, кто первый остановится.
Между тем, члены Президиума, присутствовавшие на заседании, вышли с него в легком недоумении.
«Похоже, у губернатора новое весеннее обострение, — поделился с JustMedia наблюдениями один из чиновников. — В прошлом году такое было, он Якоба ругал за грязь на улицах. Сейчас вот за ввод жилья. Повод, конечно, актуальный. Евгений Владимирович в наказание за такую выходку мэрии потерял много авторитета на федеральном уровне. Но что же он делает? Сам себя загоняет в ловушку. Ставит еще более невыполнимые показатели. Сейчас он их озвучит в Кремле, а потом опять будет оправдываться, что во всем виноват Тунгусов».
Другой собеседник агентства отметил, что мэрия, похоже, готовит новый план по свержению губернатора:
«Это Якоб еще не сказал о проблеме с неразграниченными землями. А ведь час Х все ближе, инвестиционный период предыдущих лет заканчивается в следующем году, и потом власти столкнутся с проблемой неразграниченных земель. Похоже, город специально не стал акцентировать внимание на этой проблеме, усыпляют бдительность губернатора. А Якоб осмелел. Похоже, в городе знают чуть больше, чем мы, о возможной отставке губернатора».
Сам Якоб в беседе с JustMedia отметил несостоятельность претензий Куйвашева в теме ввода жилья.
«Для сдачи жилья есть объективные факторы. Прежде всего, это рынок. Его нельзя игнорировать, нельзя не учитывать. Второе – есть вещи, которые не зависят от администрации Екатеринбурга. Застройщик заинтересован как можно быстрее построить и продать. Дольщик заинтересован, вложив свои деньги, как можно быстрее получить квартиру. Вот две стороны, которые объективно заинтересованы. Мы в этом не участвуем. Если пройдена госэкспертиза, есть положительное заключение на проект, разрешение на строительство администрация выдает. Если нет экспертизы, нет и разрешения на ввод. Мы от этого не зависим, это закон. Мы не можем ни тормозить, ни поторапливать. Чтобы формировать заделы на дальнейшие годы без формирования источника для строительства инфраструктуры, а это дороги, частично инженерные коммуникации и объекты социальной инфраструктуры. Если этих объектов там не будет, застройщик не придет, либо придет, но будет строить медленно, потому что цена другая, если нет дорог, школ и садиков. Должны быть приняты программные документы для формирования задельных больших жилых массивов. Мы для себя прогнозируем, примерный план делаем, знаем, сколько объектов в работе, когда они должны быть сданы. Но есть масса нюансов, которые от нас не зависят. Мы не стройки не финансируем. Застройщик не изыскал денег, не нашел дольщика, и прекратил строительство. Ну что мы сделаем? Поэтому плановые показатели, это не та точка, на которую мы можем влиять».
Фоторепортаж с заседания президиума правительства Свердловской области смотрите здесь.
Просмотров: 7613
Автор: Евгений Катыхин