Андрей Ветлужских: «Собственники много раз забирали деньги себе в карман. Поделитесь сейчас с людьми!»

Интервью с депутатом Госдумы о коронавирусе, нерабочих днях и их последствиях для работников и работодателей.

Депутат Госдумы от Свердловской области, Председатель региональной федерации профсоюзов рассказал о текущей работе в Москве, готовящихся законопроектах и отношению к пандемическо-экономическому кризису с позиции защиты работающего населения.

 

- Вы сейчас находитесь в Москве?

 

- Да. Вношу на следующей неделе в Думу два законопроекта, хочу быть здесь, чтобы пытаться поскорее их протолкнуть. Дума пока работает так: кто-то в комитетах работает, кто-то в регионе сейчас. Следующее заседание запланировано на 14 апреля, скорее всего оно будет, потому что много вопросов накопилось.

 

- Как защищаетесь от коронавируса в Думе?

 

- В Думе ограничен доступ: пускают только депутатов, работников аппарата, представителей Правительства. Наши помощники, например, работают из дома. У всех депутатов на входе меряют температуру. В таком режиме мы уже отработали две недели заседаний, впереди еще заседания 14-15 апреля, дальше до середины мая у нас плановые две недели работы в регионах, майские праздники, а там и пандемия закончится.

 

- Вы не боитесь ходить Думу? Может, кто-то из коллег опасается?

 

- Никто ничего такого не говорит, все ходят. Надо - значит надо. Это наша работа. Все организовано достаточно безопасно, разве что мы сидим рядом – расстояние меньше 1,5 метров. Но другого зала нет, а законы надо принимать.

 

- Как обстановка в Москве?

 

- На улицах пусто. Машины активно ездят. В целом, я бы сказал настроение эпидемически-деловое. Все находятся в напряженном состоянии.

 

- Вы говорили про два законопроекта, которые подготовили. О чем они?

 

- Первый касается тысяч общественных объединений, организаций, у которых стоит проблема проведения отчетно-выборных собраний и конференций и завершения их полномочий.  Вношу предложения, чтобы в период кризиса разрешить заочное проведение выборов руководящих органов. Для акционерных обществ уже такой Закон принят, сейчас, надеюсь, разрешим и общественным объединениям. Это критически важно и для профсоюзов, и молодежных, женских и ветеранских объединений. 

 

Второй законопроект касается вопросов с оплатой режима простоя на предприятиях и в бюджетной сфере. Сейчас очень много идет звонков и обращений по этому поводу. Оплата простоя – это две третьих оклада (если нет вины работника и работодателя) или две третьих зарплаты (по вине работодателя). Но есть ситуации, когда эта сумма получается ниже МРОТ.

 

- Это касается бюджетников?

 

-  Мое предложение касается всех сфер, но особенно это важно в бюджетной сфере. В «культуре», «образовании», «соцзащите» много тех, у кого оклады ниже 10 тысяч рублей.  Президент недавно принял решение, что больничный – не ниже МРОТ (и мы уже приняли этот законопроект), верхняя планка пособия по безработице тоже поднимается до МРОТ, а простой пока – 2/3 оклада или заработной платы. Для тех, у кого оклад, к примеру, 6 тысяч, оплата на время простоя получится около 4 тысяч рублей. Законопроект, который я вношу в Думу, подразумевает, что таким людям на время простоя нужно оплачивать в размере МРОТ. Причем эта норма не должна закончиться с завершением режима самоизоляции. Вполне возможно, что ситуация будет оставаться тяжелой из-за кризиса в экономике, и тогда вместо сокращения люди будут и далее выводиться в простой. Важно, чтобы и в это время простой был не ниже МРОТа.

 

Кроме законопроекта, по этим вопросам я написал соответствующие письма на российского премьера Михаила Мишустина и свердловского губернатора Евгения Куйвашева.

 

- Если человек получал зарплату ниже МРОТ, то может ему выгодно уволиться, встать на учет в службу занятости и получать пособие в размере МРОТ?

 

- 8 апреля Президент сказал, что всем, кто потерял работу и обратился в службу занятости после 1 марта, будет выплачиваться пособие в размере МРОТ (у нас МРОТ плюс уральские 15% =13950 руб.) в течении апреля, мая, июня. Затем все будет по действующему законодательству. Там так: Размер пособия по безработице составляет 75% от зарплаты - первые 3 месяца получения, затем 60 % - еще 3 месяца (у предпенсионеров иные сроки), но не менее минимального размера - 1,5 тысячи рублей- и не более максимального (с 1 апреля-МРОТ).   Выплата пособия в течение 6 месяцев, а дальше-то что? Потом человеку надо будет искать работу.

 

- А как быть представителям бизнеса? Сейчас месяц они должны нести расходы, которые для многих абсолютно не подъемны.

 

- Сейчас есть четкое указание Президента в целях нераспространения смертельной болезни, установить нерабочие дни (за исключением соответствующих организаций) с сохранением заработной платы. И я как представитель профсоюзов могу сказать только это. Конечно, если работодатель вышел на сотрудников, профсоюзную организацию и объяснил с достоверными цифрами тяжелую экономическую ситуацию, показал, что сам готов вкладывать из того, что заработал в хорошие годы, и люди вошли в его положение, согласились на условия – это допустимо. Например, предприниматель говорит, смотрите, у меня самого сейчас нет денег. Я вижу такой выход: давайте сейчас потерпим, затянем вместе пояса, а потом, когда снова будет прибыль, я ее всю себе забирать не буду, а компенсирую то, что сейчас вами недополучено. Такой разговор, когда работодатель готов по-честному говорить с коллективом, возможен и сегодня проходит в ряде организаций. Но если в лоб смотреть на Указ Президента, то там подразумевается сохранение заработной платы. Понятно, что в этой ситуации особенно тяжело малому и среднему бизнесу, организациям, работающим на производство товаров и услуг для населения и им должна быть оказана помощь.

 

- Эксперты из этой сферы говорят, что все, 95% малого и среднего бизнеса умрет…

 

- Очень надеемся, что все же только приостановят свою работу до завершения кризисно-короноавирусной ситуации.

 

- Трудно приостановить, когда есть кредиты, арендные платежи, обязательные выплаты сотрудникам на время простоя. А меры поддержки не сильно спасают в данной ситуации.

 

- Да, согласен, очень многим предприятиям сейчас трудно, и особенно их работникам. Думаю, по факту все малые предприятия сейчас разделятся на три группы. Первая – это те, у кого есть спрос, кто сможет использовать кризис как возможность модернизации и роста.  Всегда есть какие-то виды бизнеса, которые перестраиваются, находят себе нишу: начинают оказывать курьерские услуги, производить антисептики, шить маски. Видел в фэйсбук, что даже винные дегустации начали делать онлайн: все участники покупают бутылку одного и того же вина и через экран друг с другом делятся впечатлениями. Все дистанционные бизнесы сегодня на подъем: обучение языкам, работе с компьютерными программами, курсы здоровья и так далее. У некоторых трафик в 3 раза вырос. То есть, кто-то сможет сохранить обороты, а кому-то эта ситуация даже поможет. 

 

Есть вторая группа бизнесов, у которых резко упал спрос на продукцию. Например, образовательные центры, транспорт, торговля. Кто-то переходит в онлайн, оказывает услуги со скидками и т.д. С   поддержкой они все-таки тоже смогут продолжать работу и платить зп работникам. И здесь важна поддержка. И отсрочка платежей за аренду, и уменьшение ставок, начислений, и отсутствие проверок.

 

Третья категория – это те бизнеса, которые, к сожалению, уже сейчас в такой ситуации, что не имеют средств для продолжения деятельности. Понятно, что их собственники сейчас перестанут платить арендную плату, зарплату людям и уйдут в никуда. Фирмы свои бросят, а когда кризис закончится они, как было и после прежних кризисов, оперативно создадут новые компании, снова примут людей.

 

Все эти три сценария – понятны. Как и понятно, что при третьем сценарии людям, которые работали в этих фирмах, будет очень тяжело. Государство будет максимально заставлять бизнес держаться, помогая или заставляя их перейти в среднюю категорию, чтобы сохранить рабочие места.  И помогать людям, попавшим в трудную ситуацию.

 

- А какая картина по крупным предприятиям?

 

- И по крупным, и по мелким предприятиям все равно будут эти три категории. Первая хорошо, вторая с помощью государства еле-еле на грани рентабельности выстоит, третья прекратит работу и люди встанут на учет, чтобы получить пособия по безработице. Но я надеюсь, в последней категории будет не много предприятий. Вспомним 2008 год, когда у нас в Свердловской области 100 тысяч человек стояли на учете в службе занятости и еще примерно 100 тысяч человек находились и простое, в отпуске без содержания или работали неполный рабочий день. И эта ситуация длилась до полугода. Сегодня же у нас в регионе на бирже труда стоит 23 тысячи человек и вакансий до сих пор около 30 тысяч. У нас в 10 раз меньше напряженность на рынке труда по сравнению с 2008 годом.

 

- Но ситуация только начала разворачиваться. А какой прогноз?

 

- Понятно, что вся ситуация непростая.  Помимо напряженной ситуации в экономике, есть еще и коронавирус. В 2008 году мы могли спасать безработных общественными работами, государство выделяло деньги и люди занимались ремонтами на предприятиях, высаживали цветы и т.д. То есть, были заняты, получали зарплату. Сейчас из-за пандемии это невозможно.

 

- Как в текущей ситуации вы видите роль профсоюзов?

 

- Нам надо вместе с государством и с бизнесом пытаться находить возможности для сохранения рабочих мест. При этом бизнес должен вести себя по-человечески. Не должно быть использование кризиса, чтобы сохранить себе доходы или просто провести сокращение. Если предприниматели начинают вести себя по-наглому при наличии денег, рынков сбыта, или пытаясь поправить экономическое положение только за счет ухудшения положения работников, то конечно здесь будут применятся все антикризисные меры, мы будем обращаться в прокуратуру, Госинспекцию по труду, привлечем в помощь все возможные профсоюзные механизмы. Если же работодатели намерены по-честному, тратя и свои ресурсы выводить предприятие из кризиса, то коллектив и профсоюз, конечно, пойдут на встречу.

 

- Были уже обращения, что кто-то что-то сокращал, закрывал?

 

- По крупным предприятиям, слава богу, нету. Все свердловские металлургические предприятия работают. Они в балансе. Оборонка и машиностроение, в основном, не работают в соответствии с Указом Президента, они отправили людей с сохранением заработной платы. Но ряд средних предприятий, насколько я знаю, рассматривают возможность принять решение о том, чтобы зарплату за «нерабочие дни» платить в нарушение Указа Президента на уровне тарифа. Мы будем возражать против этого. Здесь, если они не найдут решения с коллективами, с конкретными своими работниками, мы будем обращаться в инспекцию по труду и поддерживать обращения членов профсоюза в судах.

 

- Что такое на уровне тарифа?

 

- Тариф нередко составляет ползарплаты, а потом начисляются разные премиальные. Например, у человека на предприятии зарплата 50 тысяч рублей, а тариф тысяч 25. И если сейчас платить на уровне тарифа, то это уже нарушение Указа Президента. Тут никто не лезет в бутылку и не хочет разрушать предприятия. Но еще раз, если у предприятия есть резервы, собственники много прибыльных лет забирали деньги себе в карман, Ну поделитесь вы сейчас в условиях кризиса с людьми! Столько времени, сколько будет идти кризис. Я уверен, что грамотные и цивилизованные собственники так и сделают ради сохранения своих коллективов и будущих доходов.

 

- При этом конкретных прецедентов пока нет?

 

- Да, явных сигналов нет. Но некоторые тревожные звоночки поступают. Также я знаю, что многие предприятия уже сейчас начали переход на неполную рабочую неделю. Эта процедура происходит с предупреждением за 2 месяца. Руководители многих предприятий опасаются дальнейшего кризиса и хотят сейчас заранее предупредить свой коллектив, что с 1 июня будет выход на 3-дневную рабочую неделю. Потом, если кризис закончится, они эту меру отменят. У них есть запас прочности на пару месяцев, но потом они, чтобы людей не сокращать, находят такой выход. Мы знаем, что бизнес начал серьезно к этому готовиться.

 

- В завершении нашей беседы, можете что-то посоветовать людям?

 

- Всегда трудно в условиях кризиса в одиночку договариваться с работодателями. Я рекомендую создавать профсоюзные организации. Мы можем всегда помочь в этом. Сразу же у вас в соответствии с трудовым кодексом возникнет много дополнительных прав. Пользуйтесь достоянием системы профсоюзов и отработанными технологиями защиты. Это первое. Второе, будут просить писать заявления об увольнении, без содержания, не соглашайтесь без переговоров. Государство на вашей стороне. Ну и третье, нужно соблюдать меры по недопущению распространения коронавируса, чем быстрее это закончится, тем быстрее предприятия вернутся в экономику, а все мы к нормальной жизни. Будьте здоровы!

 

 

Просмотров: 6125

Автор: Ульяна Елфимова

Понравилась новость? Тогда: Подпишитесь на наши новости