Объясняют политологи.
В Екатеринбурге и Свердловской области появляется все больше бигбордов с Евгением Куйвашевым, с которых губернатор говорит о том, что волнует всех: ценах, работе, детях. Вслед за бигбордами появились листовки с аналогичным содержанием и брошюры, в которых глава региона отмечает пять главных проблем региона. Очевидно, что паровоз списка «Единой России» на выборах в Госдуму начал избирательную кампанию. Только вот парадокс – на агитматериалах нет никакого упоминания партии, которую он тянет в парламент и региональное Заксобрание.
Не исключено, что губернатор опасается, как бы низкий рейтинг партии власти на потянул его за собой. И агитация выстроена таким образом, что «Единая Россия» перед выборами будет ассоциироваться с Куйвашевым, а не наоборот. Впрочем, есть и альтернативные мнения. Например, директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов Анатолий Гагарин не исключает, что это «начало избирательной кампании губернатора» (выборы губернатора Свердловской области пройдут в 2022 году). Впрочем, он предполагает, что у кампании будет продолжение и касающееся Госдумы и Заксо, ведь «партию нужно как-то продвигать, делать соответствующие агитационные материалы».
Впрочем, по мнению эксперта, главная причина отсутствия символики ЕР на бигбордах связана с избирательным законодательством.
«Сейчас за законодательством строго следят, поэтому все, кто готовит агитационные материалы, стараются сделать это без юридических ошибок. Видимо заминка связана с этим», - отмечает Гагарин.
С коллегой согласен и политолог Сергей Мошкин, отмечающий, что это «вопрос и политтехнологический, и юридический».
«Сегодня избирательное законодательство устроено таким образом, что пока человек лично не принесет документы в избирательную комиссию, чем подтвердит свое намерение быть кандидатом, независимо, в списке он или одномандатник, считается, что он не кандидат. На него не распространяются ограничения избирательного законодательства. Когда человек приносит документы и становится кандидатом, все его траты в публичной сфере, хоть реклама, хоть аренда автмобиля, должны оплачиваться с избирательного фонда. Мне кажется, губернатор пользуется этой нормой и выдает агитацию за социальную рекламу, которая не имеет политического звучания».
Сергей Мошкин прогнозирует, что Евгений Куйвашев подаст документы в избирком ближе к концу срока, 2 августа. К этому времени вся наружка будет убрана.
«Сейчас идет информационная кампания по установлению повестки дня. Показывают близость к народу и знание того, что его волнует. Мне дали брошюру на улице – пять вопросов, которые волнуют губернатора. Там нет никаких выходных данных, хотя мы знаем, что он во главе списка «Единой России». Но на него режим ограничения пока не распространяется. При этом любое упоминание ЕР будет квалифицироваться как признак политической агитации. Сейчас это выглядит как социальная реклама, признаков политической агитации нет», - отмечает эксперт.
Один из главных претендентов на мандат депутата Госдумы, руководитель свердловского исполкома ОНФ Жанна Рябцева, замыкающая партийную тройку ЕР, также отмечает, что сейчас идет точечная работа с электоратом.
«Это история федеральная. Есть областной штаб, который возглавляет губернатор. Всему свое время. Сейчас идет большая работа по сбору народных наказов. Это серьезнейшая тема, реальная тема по изменению законодательства. Сейчас задача поставлена по сбору наказов, этим занимаются в том числе кандидаты. Люди должны знать, где эти входы. Сегодня проблемы примерно одинаковые. Народная программа будет утверждаться на съезде «Единой России», который пройдет в августе. Есть штаб и избирательный счет, все оплачивается из избирательного счета. Все в рамках закона. Идет не массовая работа, а точечная», - отмечает Рябцева.
Дозвониться до секретаря свердловского регионального отделения «Единой России» Виктора Шептия не удалось – он не взял трубку. В пресс-службе «ЕР» комментировать избирательную кампанию отказались.
«Вопросами наружной рекламы занимается предвыборный штаб. Он подбирает наиболее выверенные варианты с максимальным эффектом. Будут и другие элементы агитации», - коротко ответили в пресс-службе.
Глава предвыборного штаба ЕР политтехнолог Алексей Швайгерт также не ответил на звонок JustMedia.ru.
Впрочем, агитации нет не только у «Единой России». Другие парламентские партии тоже не торопятся заполонять город и региональные трассы щитами, а почтовые ящики газетами и листовками.
«Вся кампания идет очень незаметно, мягко говоря. Это видимо вызвано тем, что технологи не хотят раздражать избирателей, мощная баннерная агитация вызовет обратный эффект. Нужно еще учитывать разного рода ограничения. Поэтому мы не видим массовых пикетов, флешмобов, другой агитации. Агитационные газеты и листовки будут позже. У партий небольшие бюджеты, соответственно, они будут стараться в последние дни перед выборами выбросить свои агитационные продукты. Это вторая половина августа – сентябрь», - считает Анатолия Гагарин.
Сергей Мошкин видел несколько агитматериалов, но тоже отмечает, что в этом годы их небывало мало.
«Видел щиты, на которых четыре буквы – ЛДПР. Газетка «Справедливой России» мне попадалась, когда еще даже выборы не были назначены. Почему это происходит? Выборы скукожились, идет имитация политической конкуренции. Партий как будто много, но на слуху только пятерка, включая дряхлеющее «Яблоко». Новые партии – кремлевские проекты – никто не знает. О выборах не думают, все живут летом. Ожидать какую-то активность можно в отдельных округах, где одномандатники соревнуются. Ну например Ионин и Чепиков. Там, думаю, будет драчка. Активность проявляется тогда, когда есть конкуренция, есть надежда на победу. Тогда вкладывают деньги и ведут массированную агитацию», - считает политолог.
Источник JustMedia.ru, близкий к ЕР, утверждает, что малое количество агитматериалов связано с установками Кремля не допустить в регионе большой явки. Рейтинг партии неприлично низок, по некоторым опросам он составляет всего 25%. Поэтому главная задача партии и властей – не нагнать на выборы протестный электорат.
Сергей Мошкин считает, что на сентябрьских выборах явка будет не более 40%.
«Какова позиция партии власти? Поскольку антивластные настроения растут, рейтинги ЕР падают, что делать? Сколько с 2016 года Госдума во главе с ЕР приняла непопулярных в народе мер? Это и повышение пенсионного возраста, рост налогов и т.д. Вместо того, чтобы призывать народ голосовать, нужно точечно приводить на участки своих сторонников. Поскольку ценза на явку нет, приведем только своих. Большая явка может спутать картину. Свои – это бюджетники, работники предприятий с жесткой дисциплиной, где народ боится потерять рабочее место. Военных погонят, они на Госдуме голосуют», - отмечает политолог.
Просмотров: 5677
Автор: Евгений Катыхин