Главная сенсация выборов-2018 Любовь Боркова: «Идти в гордуму от «Справедливой России» меня уговорил Игорь Володин». ИНТЕРВЬЮ

Один из самых возрастных депутатов – о войне города и области и пенсионной реформе.

Бывшей учительнице и основательнице Совета ветеранов-педагогов Орджоникидзевского района Любови Борковой 70 лет. В этом году она впервые участвовала в выборах. В гонке за кресло депутата ЕГД кандидату от «Справедливой России» удалось обойти фаворита по округу №13 – Александра Найданова (шел от «Единой России»). На выборы от эсеров Любовь Боркову (ранее была членом ЕР) уговорил пойти депутат заксобрания (и вероятно, будущий спикер ЕГД), единоросс Игорь Володин. Подробности сложных переговоров и выборной ночи пенсионерки читайте в интервью JustMedia.ru.

 

— Любовь Павловна, в 70 лет вы впервые избираетесь депутатом. Пойти на выборы было вашим решением или предложение выдвинуться поступило от партии «Справедливая Россия»? Как проходил этот процесс?

 

— Я с момента основания партии состояла в «Единой России» и была членом политсовета, но в июне этого года решила выйти. Это далось мне очень трудно, была сильная борьба с собой, я не спала ночами. Но все же решила выйти, потому что в партии стал образовываться тоталитарный режим, сходный с тем, что был у коммунистов в СССР. При этом я уже 10 лет знаю депутата свердловского заксобрания Игоря Володина (член ЕР), мы прекрасно общаемся, и он понимает всю эту ситуацию не хуже меня. Выдвижение в ЕГД для меня самой произошло неожиданно. Когда у «Единой России» проходил праймериз, я была на отдыхе. Вернулась только 5 июня, а предварительное голосование уже прошло 3 числа. И знаете, я не планировала выдвигаться, даже в страшном сне не могла себе этого представить. Потом, 7 июля, они проводили региональную конференцию. Перед ней Игорь Володин и начал вести со мной беседы по поводу выдвижения в гордуму. До выборов оставалось всего два месяца.

 

Я ему на это предложение ответила отказом: «Так, Игорь Валерьевич, поезд же уже ушел, поздно. Во-вторых, я же уже в возрасте». Он объяснил, что возраст не помеха, и после этого у нас было много встреч и разговоров. Он сказал мне: «Любовь Павловна, кто если не вы? Вы всю жизнь занимались защитой профессиональных интересов учителей. Сейчас может так произойти, что в ЕГД придут случайные люди, а в гордуме должны быть опытные депутаты. В вас очень много энергии, что делали, то и будете продолжать делать, больше от вас ничего не потребуется».

 

В итоге он добился моего согласия. Изначально Володин хотел, чтобы я шла самовыдвиженцем, но я была против – не собрала бы летом нужное количество подписей. Тогда он подумал и решил, что да, это тернистый путь, и предложил идти на выборы через другую партию. ЛДПР я не приемлю, в коммунистической партии уже была. В итоге мы приняли решение, чтобы я выдвигалась от «Справедливой России», партия дала денег на выборную кампанию и предоставила троих политтехнологов из Нижнего Новгорода. В последние годы в СР образовался какой-то баланс сил и Дмитрий Ионин (депутат Госдумы от СР, –прим. ред.) мне просто импонирует как человек. Сама я пока не вступила ни в какую партию, я просто сторонник «Справедливой России».

 

— Ваш соперник по округу Александр Найданов представлял команду Владимира Тунгусова, вы — губернатора Евгения Куйвашева. Готовы договариваться с городской командой, идти на компромиссы?

 

— Да, да, наверное, может быть. Я не знаю, чьи интересы буду представлять (смеется). Договариваться готова, это в обязательном порядке. Меня всегда очень огорчала эта ситуация (война города и области, — прим.ред.). У нас было два мощных руководителя — Эдуард Россель (первый губернатор Свердловской области, — прим.ред) и Аркадий Чернецкий (экс-глава Екатеринбурга, — прим.ред). Их борьба просто раздражала и убивала людей. Хотелось, чтобы они взаимодействовали, работали вместе. Мы же все свердловчане, что нам делить? А делили и делят, в первую очередь, конечно, бюджет. Из-за этого все конфликты. Я выступаю за объединение усилий, поэтому готова договариваться. Я ни в какой партии теперь не состою. Я просто-напросто человек, который пришел в думу, чтобы принести пользу городу и, конкретно, нашему Орджоникидзевскому району.

                                                      

 

— А дальше вы готовы вступить в какую-либо партию?

 

— Пока как-то не думала об этом. Я пережила такой марафон, что и подумать было некогда. Если вдруг увижу неправильное поведение фракции СР в гордуме, то либо буду биться за справедливость, либо приму решение снова вступить в ЕР. Но это, если у них (ЕР, — прим. ред.) позиция сверху изменится, все стабилизируется и придет в норму. Вообще же я считаю, что все партии должны консолидироваться.

 

Как оцениваете прошедшие выборы? По словам участников, было много грязи, прямой подкуп избирателей. Расскажите, с чем столкнулись вы?

 

— Моим оппонентом был Найданов, который в гордуме уже на протяжении двух созывов. Его команда вела не очень чистую игру, срывали наши встречи: приходили пьяными, кричали, не давали сказать ни слова. Мы не имели никакой официальной возможности встречаться с людьми. Только уже на последней неделе, благодаря тому, что Игорь Володин обладает каким-то своим депутатским ресурсом, в ДК «Лаврова» было проведено две встречи. Оппоненты срывали мои агитационные плакаты, подсылали к нам пьяных людей. Еще за пять дней до выборов мы с главой моего штаба на улице увидели изрядно подвыпивших людей, которые шли по направлению к нам. Она (глава штаба — прим.ред.) говорит: «Ребята, что празднуем?». Они ответили: «Мы празднуем выборы. Нам Найданов дал по 300 рублей, мы сообразили на троих — купили по бутылке».

 

Власти включали административный ресурс, что тоже нам мешало. Предупреждали, чтобы за меня не голосовали, а шли только за «Единую Россию». Одна моя знакомая учительница, которая только после инсульта, попросила, чтобы к ней и ее четырем лежачим соседкам в день выборов привезли урны для голосования. Мы сделали заявку, чтобы им их подвезли. Когда с урнами приехали к учительнице, которая мне звонила, он назвала все квартиры, в которые надо зайти. Ей ответили, что заявки от этих людей нет и поэтому урны им доставлять не стали. Да мало ли, что нет заявки. Приехали к пожилым женщинам, которым за 80 лет, так дайте возможность им проголосовать. И только люди с урнами уехали, как этим педагогам поступил звонок с просьбой проголосовать за нужного кандидата за 500 рублей. А это пожилые-препожилые учителя, которые говорят: «знаете, мы честь и совесть в жизни никогда не продавали, даже когда было очень тяжело». Так они и не проголосовали.

 

— С такой низкой явкой и многочисленными нарушениями, на ваш взгляд, нынешний состав гордумы легитимен?

 

— (думает) Скорее всего, нет! Но я не выступаю за то, чтобы результаты голосования отменили. Кто прошел, тот и прошел. Всем успехов. Но нужно провести какой-то разбор этих выборов и учесть все ошибки.

 

— С кем из кандидатов, прошедших в думу Екатеринбурга, вы знакомы? Кроме Володина.

 

— Я  хорошо знакома с Галиной Арбузовой (прошла по списку «Единой России», — прим. ред.), она старше меня на два месяца. Она мой близкий друг, знакомы с ней всю жизнь. Когда я работала в райкоме профсоюза работников образования, она была там два или три созыва членом президиума, мы очень тесно контактировали.

 

 

— Как родственники и знакомые отреагировали на ваше выдвижение?

 

— Первое, что мне сказал Игорь Володин, посоветоваться с дочкам. Я спросила еще и у своих подруг. Они все: «ессс!» (подняла большие пальцы обеих рук). Все говорили, что у меня огромное количество энергии для этого. Были уверены, что я пройду. Всего 3 или 4 человека спросили, зачем мне это надо. Говорили: «Что, ты думаешь сейчас придешь и все перевернешь?». Я отвечала, что иллюзиями не питаюсь, живу в реальном мире и просто буду делать все, чтобы улучшить жизнь в городе.

 

— Как для вас прошел день голосования?

 

— Я особо не переживала, была уверена, что должны избрать. Слишком много людей меня знают. В Единый день голосования в 09:00 мы встретились с Евгением Михалевым (возглавлял список от «Справедливой России», — прим.ред.) на участке у ДК «Лаврова» и общались с людьми, которые приходили голосовать. Очень многие обнимали меня и желали успеха. До обеда мы проехали все избирательные участки. В 16:00 приехали в СИПИ (сейчас - РГППУ, — прим.ред.). В это же время в штаб шли сигналы, что идет подкуп избирателей. Вызывали полицию, но эти люди тут же как-то ориентировались и никого в итоге не наказали.

 

После 16:00 мы уже вдвоем с Игорем Валерьевичем, иногда Михалев к нам присоединялся, снова ездили по участкам и смотрели на настроение людей. Знаете, что я заметила, в некоторых зданиях избирательные участки размещали на 3 этаже, это неудобно. Пожилые люди с тросточками на моих глазах подходили к ступенькам и просто не могли подняться до 3 этажа. В 20:00 я уже поехала домой. У меня от всей этой беготни заболело колено. Уже в квартире я намазала колено мазью, напилась лекарств и прилегла отдохнуть. Где-то в 21:00-22:00 мне позвонили с участка, где я, вроде бы, шла последней, и радостно сообщили: «Любовь Павловна, на нашем участке вы первая, идете с большим отрывом!». Потом каждые 15-20 минут были такие звонки и смс. Я вообще не верила в это.

 

— В думе Екатеринбурга вы планируете проработать весь созыв? Чего хотели бы добиться благодаря статусу депутата?

 

— Конечно, для чего я тогда избиралась. Думаю, что пойду в комиссию по соцполитике, если туда войдет вся бюджетная сфера, если будет отдельная комиссия по образованию — то туда. У меня уже есть задача, которую я хочу выполнить. Смотрите, у нас в городе есть льготы на проезд и на коммунальные платежи, но они, в большей степени, для ветеранов труда. Простите, а те, кто проработал 40-50 лет? Они не виноваты, что им не дали награду, их же не всем дают. И я хотела бы добиться, чтобы были послабления и по присвоению звания «ветеран труда», и все необходимые льготы для простых пенсионеров. Людям просто не прожить на пенсию.

 

— Сколько составляет ваша пенсия?

 

— У меня она неплохая, потому что я работала после выхода на пенсию еще 7 или 9 лет. Получаю 26 000 рублей. Но, конечно, если бы партия не дала мне денег на выборы, я бы не пошла. Потому что своих средств мне бы не хватило, то что скоплено — подушка безопасности.

 

 

— Как относитесь к пенсионной реформе?

 

— В том виде, в котором она представлена, это убийственно. Не у всех же есть здоровье, чтобы работать. Особенно у мужчин, но и у женщин тоже. Не у всех женщин есть возможность работать до 60-ти лет: они и рожают, и работают, и воспитывают детей.

 

— Вы зарегистрированы в «Одноклассниках». После избрания заведете странички во Facebook и ВКонтакте?

 

— Я в январе 2018 года перешла в WhatsApp, сразу, как только мне его установили. Поэтому в «Одноклассниках» сейчас не сижу. У меня не хватает времени и на то, и на другое. Вон, компьютер стоит и все. Теперь, конечно, я обязательно зарегистрируюсь везде. Это необходимо.

 

 

Просмотров: 302922

Автор: Дарья Александрович

Фотограф: Александр Кадников

Понравилась новость? Тогда: Подпишитесь на наши новости