Законопроекты в рамках муниципальной реформы принимаются в спешке и без учета мнения всех заинтересованных сторон.
Депутаты Екатеринбургской гордумы готовят обращения на имя губернатора Евгения Куйвашева и спикера Заксобрания Людмилы Бабушкиной с просьбой отложить на время принятие инициатив по реформированию муниципальной власти в части определения форм учета мнения населения в этом вопросе. Решение принято на сегодняшнем заседании межпартийной депутатской группы, которое городские парламентарии провели вслед за своими областными коллегами, обсудившими очередные законопроекты муниципальной реформы накануне. По мнению депутатов ЕГД, законопроекту не уделили должного внимания, он разработан в спешке, требует детальной проработки и корректировки.
Напрасная трата денег и сотрясение воздуха
Заседание началось с выступления председателя горизбиркома Ильи Захарова, пришедшего на встречу в качестве специалиста в области конституционного и муниципального права. Он сразу заявил, что три формы учета мнения населения при проведении реформы МСУ (социологические исследования, народные слушания, публичные консультации), прописанные в очередном законопроекте муниципальной реформы, не соответствуют федеральному закону об общих принципах организации местного самоуправления.
«Среди форм участия населения в местном самоуправлении, предложенные областью варианты не прописаны, а это значит, что с принятием инициативы региональные власти выходят за пределы своих компетенций. Кроме того, порядок проведения этих процедур не детализирован, поставлен в зависимость от мнения и желания должностных лиц Свердловской области. В законе также не предусмотрены механизмы определения достоверности результатов указанных процедур», — отметил Илья Захаров.
По его мнению, сам факт рассмотрения законодательных инициатив вызывает опасения. Несмотря на то, что они не касаются разделения Екатеринбурга напрямую, тем не менее, создают условия для дальнейшего оперативного и скоропалительного принятия решения, минуя диалог с горожанами и органами местного самоуправления.
«Если эти инициативы будут приняты, то с этого момента в любой день, независимо от того закончится срок полномочий действующих органов местного самоуправления или нет, в любой час Заксобрание может инициировать дробление одного из трех городов (муниципалитетов с районным делением — Екатеринбург, Нижний Тагил, Каменск-Уральский, прим. ред.). И если в документе сохранят те формы выявления мнения населения, которые сейчас собираются принять, то оно будет учтено формально, поскольку ни публичные консультации, ни слушания подлинного мнения населения не выявят», — уверен Илья Захаров.
Он считает необходимым выбрать иной вариант, который реально отразит мнение население. Лучше использовать публичные слушания, опросы граждан, но не социологические или голосование по типу референдума. Его мнение разделяет свердловский депутат-коммунист Нафик Фамиев, который также стал участником сегодняшнего заседания.
«Закон бессмысленный: в нем прописано, что любое мнение носит рекомендательный, а не обязательный характер. Даже если сразу тремя методами будет выявлено, что люди выступают против «расчленения» города, губернатор имеет право принять решение отличное от предложенного. К тому же Заксобрание отказывается урегулировать формы учета мнения и отдает это на откуп губернатору, то есть, руководство региона напишет, как проводить публичные мероприятия. Мне кажется, это нарушение действующего законодательства, когда законодатель передает полномочия недолжному лицу. Единственной формой нормального выявления общественного мнения является городской референдум. Все остальное — напрасная трата денег и сотрясение воздуха», — заявил Нафик Фамиев.
Пусть другие экспериментируют, а мы посмотрим
Вице-мэр Александр Высокинский предложил не ставить эксперименты на полуторамиллионных городах.
«Давайте на ком-нибудь другом попробуем. Посмотрим, как реформа приживется в Челябинске, и потом вернемся к обсуждению», — заявил Высокинский.
«Недавно был на конференции в Тюмени, общался с представителем администрации Челябинска. Он хватается за голову, и говорит, что не знает, что делать с этими 170 депутатами и полномочиями. Они финансово не обеспечены. Сами выборы обошлись недешево, а сейчас власти не знают, где найти помещения для всех этих людей. Возникает больше вопросов, чем ответов. В Челябинске негласно решено, что 2015 год будет переходным, полномочия будут номинальными, а в 2016 году, может быть, все обратно вернется», — сказал Илья Захаров. Информация вызвала усмешки в зале.
Вице-мэр Высокинский делает неутешительные экономические прогнозы в связи с принятием реформы. Уже сегодня город рискует потерять частные инвестиции. Пока инвесторы не поймут, как будет развиваться ситуация, они не рискнут заключать долгосрочные контракты и заходить на территорию Екатеринбурга.
«Прежде чем вкладываться, инвестор должен четко понимать, какая политика городских властей будет через год,— поясняет вице-мэр. — Они сидят и ждут, ведь сегодня ты вложишься, а завтра областная дума, где менее 10 процентов представителей Екатеринбурга, примет закон, и прежние договоренности не будут работать».
По словам Александра Высокинского, на сегодня нет методологии разделения Екатеринбурга, нет методологии управления и анализа эффективности деятельности.
Чиновники из администрации не представляют, как разделить единую систему жизнеобеспечения, которую на протяжении 20 лет объединяли в один комплекс.
«Завтра появляются районы, и кто будет развивать общие очистные сооружения, сеть подстанций? Об этом кто-то будет думать?» — задался вопросом Высокинский.
Непонятно также, сколько дополнительных средств потребуется на содержание районных дум и выборы.
«В среднем расчет прост. Содержание одного служащего обходится примерно в 1 миллион рублей в год. Речь идет о содержании офисов, налогах и прочем. Мы говорим о сотне людей, переводим в сотню миллионов, эти деньги можно перевести на детские сады. Куда потратить средства, мы всегда найдем. Давайте привлекать инвестиции, привлекать высокотехнологичные места, но должна же быть стабильность», — продолжал Высокинский.
Ну, и наконец, дробление городов повлечет за собой подготовку новой нормативной базы, что займет, по мнению вице-мэра лет пять-шесть.
«Челябинск пошел в эту воду, пусть занимается. Это значит, что в ближайшие три года они будут разрабатывать нормативную базу, срабатываться. В это время наш паровоз будет идти вперед. Если сейчас остановиться и начать разрабатывать документы, ну давайте, только покажите, у кого это уже хорошо получилось», — резюмировал Высокинский.
Законы с политическим подтекстом
Нафик Фамиев порекомендовал городским коллегам занять активную позицию и начать действовать. Он рассказал, что сегодня в 11.00 в стенах Заксобрания было собрано экстренное заседание комитета по региональной политике и местному самоуправлению. Тот законопроект, который вчера был рекомендован к принятию только в первом чтении, сегодня рекомендовано принять во всех трех.
«Если бы не торопили события, думаю, не было бы нужды менять мнение депутатов в течение ночи. К сожалению, это «медицинский факт»: 28 октября (на очередном заседании Заксобрания, прим. ред.) законопроекты примут большинством голосов. Рабочая группа, занимавшаяся законопроектами, была фиктивная: представителей муниципалитетов туда не включили, представителей УрФО тоже, и вице-премьер Яков Силин, занимающийся вопросами местного самоуправления, там не работал. Все было сделано кулуарно, не было регламента, не велись протоколы, председатель рабочей группы не делал докладов. Это чисто формальное мероприятие, чтобы сказать потом, что общественность все это обсуждала, но этого не было», — рассказал Нафик Фамиев.
По словам депутата, сегодня в области идет ускоренная приемка документов, хотя федералы не торопят субъекты и даже не создали правовую базу для реализации реформы МСУ.
Фамиев уверен, что законы эти носят чисто политический характер и не подкреплены экономически.
«Это политика против больших городов, которые умело и громко защищают свои права. С этой реформой их можно лишить данной возможности, чтобы не было всенародно избранных депутатов гордумы, не было всенародно избранного главы города в той или иной форме. Чтобы люди просто ходили на поклон и просили с барского стола, но барский стол — областной бюджет — практически пустой и на следующий год будет еще хуже», — констатирует депутат.
Фамиев предложил депутатам обозначить четкую позицию в этом вопросе и даже привлечь к сотрудничеству Нижний Тагил, поскольку мэр города Сергей Носов также считает реформу профанацией и не думает, что она улучшит местное самоуправление.
«Вы, как муниципальное образование, досаждаете своими требованиями и реализацией прав органам областной власти, — пояснил депутат заседавшим. — Ваша позиция была заметна весной, поэтому блицкриг области был сорван (речь идет о поспешном принятии целого пакета документов по реформе МСУ, прим. ред.), но за лето активность пропала, и региональные власти использовали эту тишину, чтобы принять законы. Вас обездвижили, исключили из рабочей группы, из работы комитетов. К вам не прислушиваются, а Заксобрание прожимают и используют, заставляя отказываться от существующих полномочий, за ночь меняются решения… Надо притормозить эйфорию штампования документов и вернуться к нормальной практике законотворчества», — заявил Фамиев.
Депутаты, вдохновленные речами коллеги, тут же приняли решение написать обращение от муниципалитета на имя губернатора и спикера Заксобрания с просьбой отложить принятие спешных и непроработанных законопроектов.
Подготовкой текста займутся коммунист Вячеслав Вегнер и единоросс Дмитрий Сергин. Решение приняли единогласно, поскольку противников реформы в зале не оказалось.
Просмотров: 4805
Автор: Татьяна Рябова